СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возрасте на уроках ИЗО»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возрасте на уроках ИЗО»

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возрасте на уроках ИЗО»»

Лекторий «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возрасте на уроках ИЗО»


Данченко Нина Васильевна, учитель изобразительного искусства МКОУ СОШ №1 г. Россоши


«Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить, можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…» (Д.С. Лихачёв)

Как хорошо, что курс изобразительного искусства в современной школе пока не «подвласен ЕГЭ» ибо времени на творчество – мало! И зачастую от учеников слышу фразы «у меня не получится», «я не умею», «хочу, но не могу». Попыталась в этом разобраться. Однажды нашла притчу, в которой указаны основные постулаты, которые помогли мне убедить детей верить в свои силы.

Притча о творчестве

Роман Селезенев

Однажды ученик, в порыве отчаяния воскликнул, обращаясь к своему учителю…. 
– Учитель, учитель!!! Ну почему у меня ничего не получается, ну почему я не могу делать дело так, как мне хочется, почему жизнь, проходящая вокруг меня, привлекает больше, нежели любимое дело – воскликнул ученик, с досадой бросивший инструменты!!!! 
– Успокойся, мой ученик, успокойся – мягко ответствовал пожилой учитель, оторвавшись от чтения старинных манускриптов. 
- Скажи мне лучше вот что – что ты чувствуешь, когда делаешь свое любимое дело, какие чувства и ощущения живут в тебе в моменты творчества??? 
– Страх, учитель!!!! Дикий страх, что у меня ничего не получится!!!! Я боюсь неудачи, я боюсь краха в своем творении - боюсь душой, боюсь духом, боюсь сердцем, боюсь умом!!!!! Что мне делать, учитель – голосом отчаяния вопрошал нерадивый студиоз своего мастера!!!!! 
– Скажи мне, ученик мой, хоть одно твое творение до этой поры оказалось плохим, хоть одно твое создание я признал не существенным для нас двоих и для нашей профессии – голос учителя был полон непонимания и недоумения. 
– Нет, учитель, я прилежно следовал вашим урокам и вкладывал в каждое творение частичку своей и вашей души – горячо воскликнул ученик!!!! 
– Так чего же ты боишься – непонимающе спросил учитель? 
– Я боюсь случая, я боюсь, что рано или поздно я сделаю, что-то не так и это уничтожит дух нашей профессии и ваш дух, учитель… я хочу ВСЕГДА творить шедевры!!!!! 
Учитель едва уловимо улыбнулся, склонил голову и произнес: 
– Вот тебе мои последние два урока, мой ученик: 
– Никогда, слышишь, никогда, не стремись ставить задачи, которые не сможешь выполнить… научись внутренне отличать свои фантазии и реальное положение вещей… забудь про ВОЗМОЖНОСТЬ творить всегда шедевры, но всегда помни о таком ЖЕЛАНИИ… Желание перевернуть мир и сотворить невозможное фантастично, но разве от этого оно становится хуже – полной иронией голосом твердо сказал учитель. И совсем не важно, что порой наши ЖЕЛАНИЯ, не совпадают с нашими ВОЗМОЖНОСТЯМИ!!!! 
– Второе. Помни, что твой страх ошибки есть суть от сути страх мук творчества и воплощение твоего стремления сделать лучше, чем прошлый раз… Пока ты творишь, ты страдаешь над своим творением, ты вкладываешь в него частичку своей души и в этом есть истина нашей профессии… помни об этом и НИКОГДА НЕ СТЕСНЯЙСЯ СВОЕГО СТРАХА!!!! 

Как научить ребёнка мыслить творчески? Как привить любовь к умственному усилию, преодолению трудностей, проблем? Как сохранить любознательность и дать ей возможность прорасти в высокую чувствительность к проблемам, умение видеть и творчески решать их? Вновь и вновь эти вопросы волнуют учителей, родителей, психологов.

Трудно представить себе такой процесс обучения, при котором учителю не пришлось бы обращаться с вопросами к ученику, а ученикам к учителю. Не случайно поэтому именно педагогам принадлежат наиболее яркие и точные оценки самой способности человека к постоянным вопросам. Так, немецкий педагог Р. Пенциг отмечал, что, научившись спрашивать, ребёнок делает почти такой же шаг вперёд в своём умственном развитии, какой он делает, научившись ходить.

Вопросы детей – яркий показатель их познавательной потребности и любознательности, который позволяет нам судить о представлении ребёнка об окружающем мире, глубже понять словесное мышление ребёнка. Дело в том, что каждом вопросе наряду с неизвестным, незнанием содержится и определённое знание, исходная предпосылка.

Да, диалог на уроке – это хорошо, это необходимо. Но этого ещё недостаточно. Если ученику постоянно отводится роль «ответчика» в диалоге, то ни к какой творческой активности это не приведёт, и вопросы у детей будут возникать всё реже и реже. Если мы организуем диалог, в котором и ребёнок и взрослый могут быть его инициаторами, обращаться друг к другу с вопросами, но оставляем за собой право отрицательно оценивать ребёнка по его вопросам (пусть даже без отметки в журнале, как, например: «Сразу видно, что не читал, такой глупый вопрос задаёшь»), то и в этом случае успеха не будет. Проявления познавательной активности ребёнка не должны оцениваться отрицательно.

Особенно всё выше сказанное относится к детям в подростковом возрасте. Подростки очень чувствительны к отрицательным оценкам, и именно в этом возрасте формируются мотивационно-личностные барьеры, которые приводят к тому, что школьники избегают задавать вопросы, задать «глупый» или «детский» вопрос.

Сохранение и развитие творческой активности в этом возрасте возможны при обращении к подлинно диалоговым формам обучения. Организация дискуссий, проблемного диалога, затрагивающего познавательные интересы подростков, позволяет в значительной мере избежать снижения интереса к учению. Конечно, это требует не только мастерства педагога, но и определённого пересмотра учебных программ. Тем не менее, обращение учителя «лицом» к познавательным запросам обучающихся, знание их потребностей и стремлений, позволит существенно улучшить условия обучения, открыть дорогу для преобразования исследовательской активности в творческую.

Одной из острых проблем современной школы является формирование познавательной активности школьников. Зачастую приходится наблюдать, как обучающиеся, переходя из класса в класс, утрачивают первоначальный интерес к обучению, у них возникает неуверенность в своих способностях и возможностях, теряется вера в свои силы и успех. Причины этого явления могут быть разными. Они кроются в слабости сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и средств обучения, в системе оценивания результатов школьников и т.п. Причиной может явиться характер межличностных отношений, которые складываются между учителем и классом в целом, учителем и обучающимися, самими обучающимися.

Учитель в жизни школьника занимает особое место. Важное значение ребёнок придаёт не только отметкам, которые выставляет учитель. Существенное значение имеют также характеристики учителя, интонации, которыми сопровождаются похвала или порицание. В высказываниях учителя ребёнок улавливает его позицию и оценку, и в соответствии с этим оценивает события, взаимоотношения людей, своих одноклассников, самого себя. Оценка со стороны учителя формирует такие качества, как самоуважение, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности.

Эксперименты показывают, что негативное воздействие на ребёнка оказывает отсутствие какой бы то ни было оценки со стороны учителя. Эта ситуация воспринимается ребёнком, как проявление к нему избирательного отрицательного отношения, пренебрежения, игнорирования. Даже отрицательная по форме оценка даёт положительные результаты, если она носит мотивированный, индивидуально направленный характер.

В процессе обучения в школе учителя нередко прибегают к сравнению одного ребёнка с другим. При этом достижения и неудачи становятся известны всем остальным. Подкрепляемое оценками учителя, происходит сравнение детей между собой. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других порождает чувство превосходства у одной группы детей над другими, снижение активности у части детей, зависть, недоброжелательство.

Педагогическая практика свидетельствует, что наиболее благоприятная атмосфера создаётся в том классе, в котором сравниваются дети, обладающие приблизительно одинаковыми способностями. Сравнение здесь не принижает ребёнка, а, наоборот, обнаруживает перед ним его возможности. («Если  захочешь, то выполнишь работу очень хорошо, ты безусловно в состоянии это сделать»). В таком классе, где никого особенно не захваливают и никого не принижают, дети не испытывают неуверенности, разочарования, отношения между учениками наиболее дружелюбны.

Одним из путей формирования творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником, является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия обучающихся и учителя в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные отношения.

Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие обучающихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.

Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет обучающимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.

В соответствии с законом РК «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании на уроках изобразительного искусства – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения ею методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами ИЗО.

Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приемам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях полностью формируются способности детей.

Сформировав положительный интерес со стороны подростков мы ставим перед собой основные задачи, через использование различных техник изобразительной деятельности:

Главными задачами, на мой взгляд, являются:

        Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

        Вести детей по дороге счастья и добра.

        Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

        Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

        Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
     Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!