СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно-ориентированные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная с первых дней работы в школе, я стремлюсь к постоянному поиску эффективных методик, приёмов и технологий, которые бы максимально решали образовательные и воспитательные задачи. Повышение квалификации на научно-методических семинарах, конференциях, курсах, знание возрастной психологии, тифлопедагогики, корректировка образовательных и воспитательных целей способствовали осознанию важности совершенствования образовательного процесса, переориентации моего педагогического опыта на развитие познавательной самостоятельности школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно-ориентированные технологии»

Методическая система учителя

английского языка МКОУ «Специальная школа № 106» г. Новокузнецка

Овчаровой Натальи Викторовны

Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно-ориентированные технологии


Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», Комплексный проект модернизации образования ставят перед современным образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Языковое образование как процесс направленно на приобщение школьников к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Инновационная программа развития МКОУ школа № 106 г. Новокузнецка «Самостоятельная деятельность школьника как результат компетентностного подхода в образовании», которая реализуется педагогическим коллективом в настоящее время в школе призвана обеспечить данные стратегии.

Начиная с первых дней работы в школе, я стремлюсь к постоянному поиску эффективных методик, приёмов и технологий, которые бы максимально решали образовательные и воспитательные задачи. Повышение квалификации на научно-методических семинарах, конференциях, курсах, знание возрастной психологии, тифлопедагогики, корректировка образовательных и воспитательных целей способствовали осознанию важности совершенствования образовательного процесса, переориентации моего педагогического опыта на развитие познавательной самостоятельности школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Цель методической системы: Построение образовательного пространства, направленного на развитие самостоятельной познавательной деятельности школьника на основе компетентностного подхода.

Задачи:

  • Развивать самостоятельность школьников через интеграцию образовательных технологий.

  • Развивать оценочные компетентности школьников, повышать мотивацию.

  • Формировать личностные, метапредметные, предметные результаты через урочную и внеурочную деятельность.

  • Способствовать успешной социализации школьников.

В современной педагогике и методике давно существует понятие «образовательная среда», впервые это понятие было введено в 90-е годы И. Фруминым и Б. Элькониным, основоположниками развивающего обучения. В. В. Рубцов разработал коммуникативно-ориентированную модель образовательной среды. Образовательная среда рассматривается им как форма коммуникативного взаимодействия субъектов этой среды. Исходным основанием такого подхода является участие обучающихся в совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса. Я рассматриваю образовательную среду как условие, при которых строится коммуникативно и компетентностно-направленная деятельность и происходит развитие личности ребёнка и её качественные изменения. Самостоятельная познавательная деятельность ученика выступает как средство самореализации, самосовершенствования и самообучения.

Для осуществления поставленных задач и реализации цели методической системы администрацией школы, социальными партнёрами, родителями (законными представителями) и учителем созданы условия, в которых развивается самостоятельная познавательная деятельность школьников.

  1. Материально-технические. Наличие в кабинете английского языка интерактивной доски SMART BOARD, магнитофона, учебно- методических комплектов, контрольно-измерительного, дидактического материала, словарей, художественной литературы.

  2. Информационно-цифровые. Программное обеспечение к УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» издательства «Титул», аудиоматериал по всем классам, презентационно-иллюстративный, тестирующий материал по тематике каждого курса.

  3. Кадровый потенциал педагога. Наличие высшего образования, системы повышения квалификации, система распространения педагогического опыта.











Как видно из данной схемы, методическая система состоит из нескольких блоков, которые пронизывают весь образовательный процесс и направлены на реализацию поставленной цели и задач. Методическая система направлена на достижения обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов при изучении английского языка:

Личностные

  • Формирование мотивации изучения и стремления к самосовершенствованию.

  • Развитие таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность, креативность.

  • Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации.

Метапредметные

  • Планирование речевого действия.

  • Развитие исследовательских учебных действий.

  • Развитие навыков смыслового чтения.

  • Осуществление регулятивных действий самооценки, самоконтроля в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

Предметные

  • Освоение программы в коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной сферах.

В содержание методической системы входит:

  • государственный стандарт образования, как основной документ образования;

  • учебный план образовательного учреждения, программа развития ОУ;

  • программа по английскому языку, учебно-методический комплекты «Английский с удовольствием» с 5-11 классы автора М. З. Биболетовой;

  • дополнительные учебные пособия (Английский язык. Подготовка к экзаменам, авт. Е. Н. Соловова, издательство «Лонгман», «Тесты, тексты, темы для экзамена по английскому языку» авт. Ю. Б. Кузьменкова, издательство «Титул» и др.);

  • компьютерные обучающие программы к УМК;

  • дидактический материал (лексико-грамматические тестирующие материалы, страноведческие тесты, задания для парной и групповой работы, задания для проектно-исследовательской работы, кейс-материалы по проблемным темам для автономного изучения и т. д.).

I. Основная форма организации обучения - урок. В своей методической копилке имею несколько типов уроков:

  • нестандартные уроки, наиболее распространенные из них-уроки- погружения «В стране неправильных глаголов», уроки соревнования «Что я знаю и умею», путешествия «Знаешь ли ты Великобританию», «Англоговорящие страны», концерты «Рождество в России и Великобритании», презентации «Школьное образование в России», экскурсии «Музей восковых фигур в Лондоне», «Третьяковская галерея» и т. д.;

  • интегрированные уроки, объединенные единой темой или проблемой с географией, экологией, историей, литературой, русским языком, психологией: «Знакомство с нашей планетой», «Мировые памятники культуры», «Праздники и народные приметы России и англоговорящих стран», «Путешествие как способ познания мира», «Проблемы загрязнения окружающей среды», «Проблемы современного подростка», «Конфликты между родителями и детьми» и др.;

  • комбинированные уроки, способствующие системному восприятию учебного материала, развитию самостоятельной деятельности. В старших классах я практикую лекционно-практические занятия при введении и первичном закреплении грамматики. На самообучение и развитие самостоятельности направлены обучающие уроки-тестирования, когда обучающие расширяют свои знания путем самостоятельного изучения и выполнения тестовых корректирующих упражнений с использованием разных источников информации: грамматические справочники, таблицы-схемы, словари, записи в тетрадях. Цель таких комбинированных занятий- учить стратегиям учения, т.е. развитие УУД.

  • проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества, культуры умственного, продуктивного, творческого труда и развитие культуры проектной деятельности. Главное в проектном уроке умение управлять своей самостоятельной деятельностью, т.е. самостоятельно намечать цели, выбирать партнеров, планировать действия, реализовывать свой план на практике, представлять результаты совместного труда и оценивать самого себя. Оценке и самооценке на уроках уделяется особое место, в связи с этим разработаны оценочные листы для оценивания самостоятельной, автономной деятельности, групповой работы, проектной деятельности.

  • уроки контрастивного страноведения, на которых изучается материал, недостаточно освещенный в учебной программе. Цель таких уроков не только познакомиться и изучить страноведческий материал по определенной стране, но и сравнить со своей страной, найти сходства, различия, выделить особенности каждой страны и культуры. Привлекается дополнительный материал в виде учебных фильмов и презентаций, созданных обучающимися, кейсы для самостоятельного изучения и презентации результатов, которые включают в себя текстовой аутентичный материал, разработанную систему упражнений для достижения предметных результатов, задания исследовательского и проектного характера, творческие задания интегрированного характера, направленные на развитие метапредметных результатов.

  • дистанционное обучение, в дни карантина или морозов я применяю эту форму организации обучения, высылаю своим ученикам по электронной почте конспекты, планы разработанных дистанционных уроков и задания к ним. После самостоятельного изучения и выполнения заданий, обучающиеся высылают мне материалы для проверки. В свою очередь, я проверяю работы, делаю комментарии и оцениваю их. Таким образом, формируются и развиваются универсальные учебные действия — способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения новых знаний и умений, включая организацию познавательного процесса.

  • фронтальную форму работы на уроке использую с целью погружения в языковую среду, «разогрева» обучающихся, первичной проверки усвоения и закрепления материала.

  • индивидуальную форму применяю при организации творческих, практических, самостоятельных работ, при выполнении индивидуального исследования, мини-проекта.

  • Основной формой организации самостоятельной деятельности считаю парную и групповую работу, которые применяю для изучения и закрепления нового материала, выполнения проектных заданий, проведения игровых уроков, уроков - обобщения изученного материала, применения знаний в новой ситуации. Для этого организую, пары и группы переменного состава, для того, чтобы ученик мог реализовать себя в разных ролях, ситуациях. Целью группового обучения считаю создание условий для продуктивной коммуникации, при которой учитывается языковой опыт, возрастные и психологические особенности. Такой вид организации познавательной деятельности использую при учебном исследовании, проектировании, моделировании ситуаций, самостоятельном изучении нового материала. Результат группового взаимодействия-это всегда продукт, который презентуется классу. Большое внимание уделяю развитию оценочной компетентности-умение проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей.

Данные формы организации нахожу наиболее продуктивными в своей деятельности, так как наблюдаю поэтапное развитие и повышение уровня самостоятельности школьников, стабильность предметных результатов и высокий уровень метапредметных результатов.

При выборе методов обучения делаю акцент на степень самостоятельности в приобретении знаний, поэтому применяю классификацию, разработанную Никишиной И. В., кандидатом педагогических наук и описанных в методических рекомендациях «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе» (Волгоград, 2007г) и методы, направленные на развитие исследовательских умений.

  • Системно-деятельностный, позволяющий сделать английский язык личностно-значимым для каждого участника образовательного процесса.

  • Частично-поисковый (метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности — умение увидеть проблемы, сформулировать идею, найти способы решения проблемы и т. д.)

  • Поисковый (направлен на поиск оптимальных способов решения проблемы или учебной ситуации)

  • Коммуникативный (мозговой штурм, снежный ком, беседа, проектные задания, диалог, парная и групповая работа)

  • Творческий (любое творческое задание преследует коммуникативную цель, развивает навыки работать с разными информационными источниками, публичной защиты и самооценки своей деятельности)

  • Интерактивный (упражнения и учебные задания направлены на продуктивное взаимодействие участников процесса, активизирующее практическое применение языка)

  • Методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные)

  • Нетрадиционные методы оценивания (самооценка, самоконтроль, карты успеха, эмоциональные способы оценивания)

Постоянный анализ своей педагогической деятельности, корректировка цели обучения английскому языку, влияют на выбор методов и приемов обучения, которые в первую очередь направлены на развитие самостоятельной познавательной деятельности и на формирование иноязычной коммуникативной компетентности. Применяемые методы помогают мне обеспечить эффективность образовательного и воспитательного процесса, учить школьника работать во всём познавательном цикле:

  • поиск проблемы

  • ранжирование проблем по степени важности

  • анализ

  • определение цели и задач

  • выбор вариантов решения проблемы

  • просчитывание условий и ресурсов

  • составление плана или программы.

Развитие самостоятельной деятельности через

компетентностно- ориентированные технологии

Выбор в пользу компетентностно-ориентированного образования сделан в моей практике не случайно. После обучения на курсах «Технологии компетентностно-ориентированного образования в преподавании английского языка» в 2012 г., участия в научно-методических семинарах, конференциях произошло осмысление всей педагогической системы. Педагогические технологии, используемые мной для развития самостоятельной деятельности направленны на изменение содержания образования, повышения его качества и степени самостоятельной деятельности школьников.

Системное развитие самостоятельной деятельности осуществляется через УМК «Английский с удовольствием» М. З. Биболетовой, полностью соответствующий ФГОС и рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Данный УМК включает в себя учебник, книгу для учителя, рабочие тетради, аудиоприложение и программное обеспечение. В основу образовательной программы, реализуемой УМК «Английский с удовольствием» заложена цель: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартом по иностранным языкам» (из Программы курса «Английский с удовольствием», М. З. Биболетова, издательство «Титул», 2013 г.). Цель, задачи, содержание образования, формы организации учебного процесса и формы учебных занятий, выбор образовательных технологий в УМК согласуются с моей методической системой, опытом реализации компетентностного подхода и обосновывает выбор педагогических технологий, которые направлены на:

  • резкое увеличение доли самостоятельной деятельности обучающихся на уроке и вне урока

  • организация самостоятельной деятельности без вмешательства педагога

  • адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся при работе в разных режимах работы

  • сбалансированность загруженности обучающихся домашней самостоятельной работой

  • воспитательное воздействия доверия и уважения к личности обучающегося при интерактивном общении

  • насыщение образовательного пространства информационными средствами, технологиями

Анализ педагогической деятельности, требования программы, ФГОС и социальный заказ общества позволили мне сделать выбор в пользу следующих технологий:

  • Обучение в сотрудничестве

  • Проектно-исследовательская деятельность

  • Разноуровневое обучение

  • Применение ИКТ

  • Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо

  • Элементы здоровьесберегающей технологии

  • Технология сопровождения образовательных инициатив

Образовательная технология

% применения

Обучение в сотрудничестве

65%

Проектно-исследовательская деятельность

80%

Разноуровневое обучение

62%

Технология развития критического мышления

65%

Применение ИКТ

70%

Элементы здоровьесберегающей технологии

55%

Технология сопровождения образовательных инициатив

40%

Как видно из таблицы, при активном использовании традиционных и инновационных технологий меняется технологическая составляющая урока и внеклассных мероприятий. В основе выбора данных технологий лежит степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний. Промежуточные результаты эффективности применения данных технологий показывают, что их внедрение повысило качество обучения, мотивацию к предмету и качество выполнения проектно-исследовательских работ. Эффективность использования инновационных технологии отслеживается через входные, промежуточные и итоговые контрольные срезы, целью которых является определение степени усвоения учебного материала и наблюдение за образовательными результатами школьников и их влияния на высокие результаты образовательной и внеурочной деятельности.

Опыт внедрения компетентностно-ориентированных технологий был обобщён и систематизирован школьным методическим объединением учителей иностранного языка в педагогическом проекте «Развитие самостоятельной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность школьников», мною разрабатывалась система мониторинга применения проектно-исследовательской технологии и мониторинг компетентностных результатов.

  1. Развитие самостоятельной деятельности через внеурочную деятельность

«Подход, при котором воспитание, которое сведено к проведению мероприятий фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, приводит к нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению мотивациии, росту неуверенности в собственных силах». (Из Примерной программы воспитания и социализации обучающихся www.edu.standart.ru).

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» (Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования). При организации внеурочной деятельности я решаю следующие задачи:

  • развивать познавательный интерес через совместную деятельность и изменение качества образовательного пространства

  • развивать внутренние мотивы обучающихся

  • повышать качественную успеваемость по предмету через вовлечение во внеурочную деятельность

  • развивать навыки самостоятельной деятельности

  • развивать коммуникативную и ключевые компетентности

  • создать благоприятный психологический климат

Организовывая внеурочную деятельность, предлагаю обучающимся разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и массовую. Как видно на схеме, система внеурочной деятельности включает в себя интеллектуальное, научно-исследовательское и культурно-страноведческое направления. Выбор данных направлений обусловлен программой развития школы, требованиям образовательного стандарта и методической системы, направленной на развитие самостоятельной деятельности школьников. Формы и направления внеурочной деятельности направлены также на успешную социализацию обучающихся.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!