СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала младших школьников с помощью средств информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема исследования: каковы педагогические особенности успешного развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ на уроках литературного чтения?

Цель исследования – решить данную проблему.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой развитие творческого потенциала младших школьников будет успешным, если на уроках литературного чтения при использовании средств ИКТ будут учитываться следующие педагогические особенности:

  • опора на направления и принципы обучения, соотносимые с особенностями ИКТ;
  • учет возможностей программного обеспечения уроков литературного чтения;
  • уровень подготовленности учителя к работе с помощью или посредством ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала младших школьников с помощью средств информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения»






Педагогический проект

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
























Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические и методические основы развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения…………………………………………………….................................




6

1.1. Сущностная характеристика развития творческого потенциала младших школьников……………………………………………………......


6

1.2. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях………..

13

Глава 2. Опыт использования информационно-коммуникативных технологий по развитию творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения………………………….............................



17

2.1. Диагностика развития творческого потенциала младших школьников……………………………………………………………………

17

2.2. Методические рекомендации по развитию творческого потенциала младших школьников с помощью использования средств информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения ...............................................................................................................




21

Заключение……………………………………………………………………

26

Библиографический список использованной литературы……………….

27

Приложения………………………………………………………………….

29










Введение

Актуальность исследования.

В Законе РФ «Об Образовании» сказано о направленности обучения на развитие творческого потенциала школьников как определяющего условия гибкой адаптации к быстро меняющимся реалиям социума. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Актуальность и значимость этой задачи отражается в научных публикациях, а также может быть аргументирована фактами государственной поддержки многоаспектных исследований по проблематике творчества. Среди них Президентская программа «Дети России», целевая Федеральная программа «Одаренные дети». В Конвенции о правах ребенка акцентировано значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «образование ребенка должно быть направленно на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (статья 29).

Развитие активной творческой личности является одной из важнейших проблем современной психологической и педагогической теории и практики. Это обусловлено тем, что предпосылки взрослых творческих проявлений «восходят к годам детства, когда творческие усилия еще во многом непроизвольны и жизненно необходимы», а «основные этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей». С этой точки зрения приоритетное значение приобретает исследование динамики становления и развития творческого потенциала на ранних этапах онтогенеза.

Многие исследователи развитие творческого потенциала рассматривают в тесной взаимосвязи с развитием креативности личности. Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

К настоящему времени сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для изучения проблемы развития творческого потенциала младших школьников в педагогическом процессе. Поиск объяснений природы творчества и творческих способностей, сущности креативности способствовал появлению базовых концепций, а также созданию научных школ. В современной педагогике и психологии изучают проблему развития творческого потенциала зарубежные и отечественные исследователи.

Среди многочисленных современных исследований выделяют фундаментальные работы Д.Б. Богоявленской (концепция одаренности, метод «Креативного поля»), В.Н. Дружинина (психология общих способностей и креативности). В практике детской психологии и педагогики по-прежнему востребованы тесты креативности Е.П. Торренса, Д. Гилфорда.

В младшем школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для присвоения образцов и преобразования собственного опыта творческой деятельности как важного источника личностного роста и саморазвития, чему в немалой степени способствует использование в педагогическом процессе информационно-коммуникативных технологий.

Проблема исследования: каковы педагогические особенности успешного развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ на уроках литературного чтения?

Цель исследования – решить данную проблему.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой развитие творческого потенциала младших школьников будет успешным, если на уроках литературного чтения при использовании средств ИКТ будут учитываться следующие педагогические особенности:

  • опора на направления и принципы обучения, соотносимые с особенностями ИКТ;

  • учет возможностей программного обеспечения уроков литературного чтения;

  • уровень подготовленности учителя к работе с помощью или посредством ИКТ.

Для реализации намеченной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

  2. Теоретически выявить и обосновать педагогические особенности успешного развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ на уроках литературного чтения.

  3. Провести диагностическую работу по изучению уровня развития творческого потенциала младших школьников.

  4. Разработать методические рекомендации по развитию творческого потенциала младших школьников с помощью использования средств информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения.

База исследования. Ульяновская область, Большечирклейская СОШ МО «Николаевский район», 1 класс, 16 человек.

Практическая значимость исследования: представленный материал в выпускной работе и сделанные теоретические и практические выводы окажут помощь учителям начальных классов, студентам педагогических вузов, воспитателям и родителям в организации развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ.

Структура выпускной работы.

Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (26 наименований), приложений.



Глава 1. Теоретические и методические основы развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения


1.1. Сущностная характеристика развития творческого потенциала младших школьников


В настоящее время существует множество концепций и подходов в рассмотрении и трактовки понятия «творческий потенциал» личности.

Опыт отечественных исследований (Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, А.В. Морозов, Я.А Пономарев, М.А. Холодная, Е.Л. Яковлева и др.) и зарубежных (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Н. Коган, Э. Ландау, С. Медник, Е.П. Торренс, Дж. Рензулли, С. Тейлор, Е.Л. Торндайк, Р. Стернберг и др.) позволил нам выделить особенности феномена «творческий потенциал».

Анализ исследований показывает, что, рассматривая сущность и структуру понятия «творческий потенциал», выделяют две стороны данного феномена [10].

Во-первых, компонентами творческого потенциала могут выступать творческие способности, которые включают в себя конвергентное мышление (интеллект), дивергентное мышление, воображение.

Во-вторых, компонентами творческого потенциала являются свойства личности, способствующие реализации творческих способностей (мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности).

По существу творческий потенциал, в широком смысле, – это структура характеристик, присущих творческим личностям (креативам). Поэтому в узком смысле, творческий потенциал (креативность как способность к творчеству), измеряем (исследуем особенности дивергентного мышления, а лучше продуктивного), то в широком смысле (креативность как свойство личности) – только прогнозируем с учетом степени выраженности личностных особенностей [10].

Таким образом, рассматривая особенности творческого потенциала личности, нам оппонирует подход, где творческий потенциал соотносится с креативностью личности, которая в свою очередь трактуется как способность к творчеству.

Концепция креативности Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса рассматривают креативность как универсальную познавательную творческую способность, являющуюся самостоятельным фактором, не зависимым от интеллекта.

Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности [6]. Исследователь характеризовал креативность как способность отказаться от стереотипных способов мышления; как умственные способности, обеспечивающие творческое достижение.

Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию идей – беглость; 3) способность к продуцированию разнообразных идей – гибкость; 4) способность производить идеи, отличающихся от общественных взглядов, отвечать на раздражители нестандартно – оригинальность; 5)способность к усовершенствованию объекта путем добавления деталей; 6)способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу [6]. Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), тестирующие в основном дивергентную продуктивность.

Дальнейшим развитием этой программы явились исследования Е.П. Торренса. Определив креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.п., ученый в структуре творческого акта выделял восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию, нахождение результатов. Е.П. Торренс указывал, что, рассмотрев «творчество как процесс можно ставить вопросы о том, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать такой процесс, какая среда ему способствует и какой продукт получается в результате успешного завершения этого процесса». По мнению автора, креативность включает в себя: процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, выдвижения гипотез относительно этих недостающих элементов, проверка и оценка этих гипотез; их пересмотр и перепроверка; сообщение результата. Следовательно, креативность (по Е.П. Торренсу) выступает как способность к творчеству; как способность осознавать проблемы и противоречия; отказ от стереотипных способов мышления; способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач; способность формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации [10].

Наиболее распространена в психологии креативности концепция Е.П. Торренса – «теория интеллектуального порога»: если IQ (коэффициент интеллектуальности) ниже 115–120, то креативность и интеллект входят в состав одного фактора; при IQ выше 120 – креативность становится независимым от интеллекта фактором. Результатом исследования Е.П. Торренса явилась система измерения творческих способностей.

В исследованиях Е.П. Торренса и Дж. Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня кретивности. В то же время, как полагают М. Воллах и Н. Коган, фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми, но при этом взаимосвязанными не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. Основой их исследования явилось доказательство того, что мотивация достижений, соревновательная мотивация и мотивация социального одобрения блокирует самоактуализацию личности, затрудняет проявление ее творческих возможностей. Исследователи, используя независимость фактора интеллекта и фактора креативности, выделили четыре группы людей, отличающихся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

Иная концепция лежит в основе разработанного С. Медником теста RAT («тест отдаленных ассоциаций»). Автор полагал, что в любом творческом процессе (творчество рассматривается как широта ассоциаций) присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющая. При этом, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Творческое решение откланяется от стереотипного: суть творчества, по С. Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций [7].

Самая молодая концепция, предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом, «теория инвестирования» определяет креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой» [24]. Креативность, по мнению Р. Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

Правомерным следует признать подход зарубежных психологов, которые в проблеме креативности определяют четыре аспекта: креативная среда, в которой осуществляется творчество (сфера, социальный контекст, структура, формирующие требования к продукту творчества); креативный продукт (характеристики материального или идеального продукта, его качественные стороны); креативный процесс (свойства и характеристики протекания креативного процесса, его фиксация и описание); креативная личность (личностные характеристики, описывающие креативного человека и предопределяющие креативность) (Р. Муни).

В работах известного отечественного ученого Я.А. Пономарева рассматриваются психологические механизмы творчества; проблемы творческой личности; исследуются факторы, стимулирующие, ее активность. Суть креативности (творческости), как психологического свойства, сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности [20].

С целью диагностики творческих способностей Д.Б. Богоявленской был разработан метод «Креативное поле», который позволяет анализировать результаты по двум параметрам: обучаемости (овладение новой деятельностью, задаваемой в эксперименте) и проявлению творческих способностей как познавательной самодеятельности – способности нестимулированного выхода на открытие закономерностей, имплицитно существующих в системе экспериментальных заданий [2].

Согласно В.Н. Дружинину, креативность интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Исследователь утверждает, что креативность может являться чисто ситуативной характеристикой – реакцией, чтобы она сложилась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды [7].

Е.Л. Яковлева, исследуя психологию развития творческого потенциала личности, определяет творческость как проявление человеком собственной индивидуальности; «развитие индивидуальности человека есть главный путь развития его творческости» [26, c. 5]. Творческость рассматривается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализацию человеком собственной индивидуальности.

Креативность (от англ. сreativity) в словаре по педагогике трактуется как «…уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности». В отечественной науке очевиден перенос термина «креативность» (русскоязычный аналог – «творческость»), который означает творчество.

Современное состояние проблемы в отечественной педагогике, согласно данным анализа научной литературы, характеризуется терминологической неопределенностью. Существующее разнообразие дефиниций создает трудности в работе с понятийным аппаратом. Содержание и структура понятий: творчество – творческий потенциал – общие и специальные способности — творческие способности – одаренность – креативность, а также их производных (креативный процесс, продукт, креативная личность и т.д.).

Рассмотрим особенности развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Л.С. Выготский отмечал, что «творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, выводит человека в атмосферу вечного поиска» [5]. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека. Автор подчеркивал, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеют свои специфические черты, тесно связаны с объемом и характером житейского и эмоционального опыта человека. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные [5].

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – писал К.Д. Ушинский, призывая учителей начальных классов опираться на эти особенности детского мышления.

Процесс развития креативности младших школьников состоит из ряда этапов, сопровождается овладением социально значимой деятельностью, прежде всего путем подражания. Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с образцом креативного мышления и поведения, «креативная активность» как характеристика креативного типа личности [7].

Таким образом, вопрос о креативности в педагогическом плане имеет важный возрастной аспект. «Первичная» креативность (она же «общая» креативность) – общая способность к творчеству, складывается у детей до 6-7 лет под влиянием благоприятных факторов среды. Поэтому наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому креативность на разных возрастных этапах (младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность, а с возрастом эта универсальная способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность [29].

Считаем, что успешному развитию творческого потенциала способствуют педагогические технологии, а именно ИКТ, реализуемые учителем начальных классов в педагогическом процессе. Рассмотрим в следующем параграфе теоретические подходы к проблеме информационно-коммуникативных технологий.




1.2. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях


Информационная (компьютерная) компетентность – одна из ключевых компетентностей человека 21 века, важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних школьников. В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем школьным дисциплинам, начиная с младших классов, умения. Составляющие «компьютерную грамотность» школьников приобретают характер общенаучных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики.

Средства информационных и коммуникативных технологий (средства ИКТ) – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, применяемые для транслирования информации, информационного обмена и обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных) [22].

Три направления использования средств ИКТ:

  • мировоззренческое (формирование взглядов, убеждений, представлений и пр.);

  • пользовательское (формирование компьютерной грамотности);

  • алгоритмическое (формирование мышления).

Необходимость формирования у детей начал информационной грамотности с раннего возраста объясняется процессами информатизации общества и формирования информационной общественной культуры. Кроме того, известно, что основы коммуникативной грамотности дети воспринимают легче и быстрее, чем взрослые.

Использование видеотехнологии в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • дать учащимся наиболее полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

  • повысить роль наглядности в учебном процессе;

  • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

  • освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем, коррекцией знаний, умений, навыков и пр.;

  • наладить эффективную обратную связь;

  • организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

Педагогическая классификация образовательных электронных ресурсов (ОЭР и РИОР) еще не разработана. Сегодня можно выделить некоторые их виды: информационно-справочные материалы, программные средства обучения, креативные среды, обучающие игры.

Программными средствами обучения называют такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно:

  • программы-учебники (изучение полного курса, модулей учебной программы);

  • программы-тренажеры (сборники задач и упражнения на применение);

  • конструкторы;

  • словари, справочники, энциклопедии;

  • хрестоматии, книги для чтения;

  • музеи, экскурсии и путешествия;

  • игры, видеоуроки;

  • методические материалы для учителя;

  • библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).

По мнению В.Ф. Ефимова [8] применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.

Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость. Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.

Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа – это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти.

Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программных средств в начальной школе: обучение чтению, орфография и каллиграфия с помощью компьютера.

В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте», «Буква потерялась», «СВАН», «Пентамино», «Кот ученый», «Емеля» и др.

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружаю их в определенную игровую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрация способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.

Глава 2. Опыт использования информационно-коммуникативных технологий по развитию творческого потенциала

младших школьников на уроках литературного чтения


2.1. Диагностика развития творческого потенциала младших школьников

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Большечирклейской СОШ МО «Николаевский район», 1 класс, количество учащихся 16 человек. Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

Констатирующий этап – диагностика исходного уровня развития творческого потенциала младших школьников в начале исследования. Определение показателей развития творческого потенциала младших школьников: продуктивность, гибкость, оригинальность.

В качестве диагностического комплекса использовались следующие методы исследования: наблюдения, методика диагностика вербальной креативности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, модифицированный Е.Е. Туник): субтесты 3 «Слова» и 4 «Словесная ассоциация» (Приложение 1).

Формирующий этап – применение на уроках литературного чтения ИКТ с целью развития творческого потенциала младших школьников с учетом педагогических особенностей.

Контрольный срез – проведение итоговой диагностики в конце эксперимента с целью выявления уровня развития творческого потенциала. Определены и описаны уровни развития творческого потенциала младших школьников.

В качестве показателей определения уровня развития творческого потенциала младших школьников в ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали продуктивность, гибкость, оригинальность.

Продуктивность – это количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). В данном случае под продуктивностью понимается способность высказывать максимальное количество идей. Важно их количество, а не качество. Для творческого человека не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения. Продуктивность измеряется числом результатов (выбранных и успешно выполненных творческих заданий), определяется числом общих ответов. Продуктивность оценивается по быстроте и легкости выполнения творческих заданий.

Гибкость – это способность высказывать широкое многообразие идей. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Гибкость измеряется числом переключений (категорий) с одного класса объектов или явлений на другой в ходе ответа. Важна скорость, оперативность переключения.

Оригинальность – способность порождать новые, неожиданные, нестандартные идеи. Оригинальность определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, новой собственной позиций по отношению к решаемой проблеме, отказом от стандартных очевидных гипотез. Оригинальность измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов (образов, идей). Диагностируется по минимальной чистоте данного ответа в однородной группе.

В итоге были выделены и описаны уровни развития творческого потенциала младших школьников: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень характеризуется проявлением отдельных креативных свойств, как правило, под влиянием какого-либо внешнего стимула. Этот уровень так называемой «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. У детей, имеющих низкий уровень креативности, оригинальность продукта творческой деятельности (стихи, сказки и пр.) выступает как самоцель и обычно достигается не за счет продуктивных механизмов, то есть проявление оригинальности имеет случайный характер. В целом, креативная ценность продуктов деятельности низкая.

Средний уровень характеризуется неустойчивостью (нестабильностью) проявления общей способности к творчеству. Креативность на этом уровне может являться чисто ситуативной характеристикой – реакцией. Детей этого уровня отличает проявление творческой активности, интереса к творческой деятельности, однако мера их выраженности во многом определяется ситуацией, наличием креативных образцов. При этом каждый творческий продукт оценивается и переживается ребенком как открытие, творческая находка, событие. В целом, креативная ценность продуктов деятельности средняя.

Высокий уровень развития креативности младших школьников характеризуется устойчивостью проявлений креативности, стабильно высокими значениями показателей всех составляющих креативности, как в творческом процессе, так и в продукте. Постановка новой проблемы – важнейший фактор творчества. Самостоятельная, не стимулированная извне постановка проблемы – качественная особенность детей данного уровня. В деятельности преобладает внутренняя мотивация. Ребенок мотивирован на самореализацию в творческой деятельности, проявляется склонность к различным видам самообразования, творчества. В целом креативная ценность продуктов деятельности высокая.

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Анализ результатов исследования показывает, что по завершению опытно-экспериментальной работы (ОЭР) снизилось количество учащихся, находящихся на низком уровне развития творческого потенциала (начало 56,25%, конец 37,5%). В начале опытно-экспериментальной работы в классе не было детей, кого бы можно было отнести к высокому уровню развития творческого потенциала, после же завершения исследования, таких детей в классе стало 4 человека. Все это говорит об успешности проведенной работы.



Таблица 1.

Уровни развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ на уроках литературного чтения

Уровни

Начало ОЭР

Конец ОЭР

Чел.

%

Чел.

%

низкий

9

56,25

6

37,5

средний

7

43,75

6

37,5

высокий

-

-

4

25

В виде столбчатой гистограммы показана динамика развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ на уроках литературного чтения на констатирующем этапе исследования и после проведения контрольного среза (рис. 1).

Рис. 1. Динамика развития творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ на уроках литературного чтения.

Таким образом, зафиксированная положительная динамика уровня развития творческого потенциала младших школьников указывает на эффективность использования в педагогическом процессе средств ИКТ. Следовательно, гипотеза в ходе эмпирического исследования нашла свое подтверждение.




1.2. Методические рекомендации по развитию творческого потенциала младших школьников с помощью использования средств информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения


Одной из целевых ориентаций информационной культуры – формирование творческих, исследовательских качеств участников педагогического процесса с помощью средств ИКТ.

Принципы организации данной педагогической работы:

  • непрерывность и целостность обучения;

  • научность в сочетании с доступностью, с учетом возрастных особенностей обучающихся;

  • практическая ориентированность обучения, что обеспечивает отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации и т.д.;

  • концентризма (дидактической спирали) как основы структуризации содержания и методов обучения;

  • «бинарного» вхождения, включение средств ИКТ как неотъемлимой части учебно-воспитательного процесса;

  • развивающего обучения, активизация мыслительных процессов с помощью субъективной позиции ребенка;

  • интеграция знаниевого и деятельностного подходов, формирование навыков самостоятельной работы;

  • мотивации и осознанности (рефлексивности) обучения;

  • сравнительного системного анализа;

  • оптимальное сочетание формальных (традиционных) и неформальных (активных) методов обучения;

  • адаптивности (приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ученика);

  • интерактивности (диалоговый характер обучения);

  • управляемости (коррекции);

  • психологического комфорта;

  • оптимального сочетания всех форм работы.

Применение ИКТ на уроках литературного чтения основывается на:

  1. использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средств);

  2. деятельности учителя, управляющего этими средствами;

  3. повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютерами.

Эффективное использование информационных технологий в общеобразовательных предметах может быть достигнуто при условий:

  • овладения учителем основами компьютерной грамотности;

  • тесной взаимосвязи с учителями информатиками.

Управляюще-обучающая деятельность учителя:

  • общее стратегическое планирование использования компьютерных средств;

  • тактическое тематическое планирование;

  • планирование использования компьютера на отдельных практических занятиях;

  • управление познавательной деятельностью учащихся во время занятий;

  • личностное взаимодействие с учащимися (общение, консультации, воспитательные воздействия).

Перечислим элементарные пользовательские умения учителя начальных классов: работа с текстом, работа со звуком, работа со статистическим изображением, работа с видеоинформацией, получение информации из интернета, работа с мультимедиапродуктами, создание мультимедиапродуктов, представление информации, разработка и конструирование обучающих программных продуктов, составление мультимедиапредставлений (презентаций), творческие компьютерные программы, контролирующие программы и пр.

В 1 классе мы использовали на уроках обучения грамоте программу «Путешествие в страну Букварию», которая выполняет одну из главных задач – обучение чтению, позволяет решать основные задачи применения компьютера на уроке:

  • формирование элементарных навыков пользователя ЭВМ;

  • создание развивающей среды урока обучения грамоте;

  • формирование навыков осознанного чтения;

  • поддержка интегрированного урока;

  • развитие творческого потенциала личности;

  • использование материала компьютерных заданий в проведении воспитательной работы.

В дальнейшем мы в своей работе хотим воспользоваться программно- методическим комплектом «Роботландия» [22, с. 171], разработанным в г. Переславль-Залесском (Ярославская обл.) лабораторией школьной информатики Института программных систем АН.

Цель комплекса – развитие логического и творческого мышления учащихся 3-4 классов. Особенность комплекса: наличие специальных персонифицированных исполнителей-роботов Плюсик, Шарманщик, Микрон, Буквоед, Автомат и других, каждый из которых нацелен на формирование того или иного навыка операционного стиля мышления. Отдавая команды роботам и наблюдая за их исполнением, учащиеся изучают структуру программирования и технологию создания программ на базе специального языка, созданного для управления жителями Роботландии.

В данном комплексе предназначены специальные программы, призванные выполнять разную функциональную роль: тренажеры для освоения системы меню, клавиатурный тренажер, Исполнители, Игры, Редакторы и т.д. Программы собраны в функциональные группы, и мы можем выбрать такую, которая будет для учащихся наиболее интересной и яркой. Завершается этап работы в «Роботландии» программой «Конструктор сказок», которая требует умения работать в трех редакторах: текстовом, графическом и музыкальном, а так же работать с файлами.

«Конструктор сказок» – хороший полигон, где школьники, составляющие сказку, осваивают приемы композиции сложного объекта из более простых фрагментов – кадров, каждый из которых в свою очередь составляется по определенным правилам из текстового и графического файлов. Сочинение и оформление сказки – процесс, в котором школьник проявляет свою индивидуальность, свои творческие способности.

В работе с первоклассниками мы так же использовали проект «Пластилиновая сказка», цель которого, используя средства ИКТ, создать, сочинить свою сказку, инсценировать ее, используя пластилиновых героев.

Учащиеся получают первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами, создают натуральную мультипликацию с использованием инструментов ИКТ (компьютера, сканера, графического планшета, микрофона, видео- и фотокамеры).

Вначале дети выбирают героев, продумывают декорации, изготавливают их, придумывают сценарий. Далее осуществляют съемку сказки, оказывая помощь друг другу (роль оператора, роль режиссера, роли героев). После съемок происходит просмотр отснятого материала, его анализ и редактирование.

Завершается проект показом отснятой сказки всему классу. По желанию детей можно устроить конкурсную программу в форме различных номинаций «Креативный сценарий», «Лучший режиссер» и пр.

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе: творческие сочинения; сочинение стихов, историй, сказок, писем, загадок, пословиц; составление афиш, праздничных поздравлений; ведение личного словарика, дневника; написание собственной автобиографии; описание рисунков и др.

Систематизируем возможности использования учителем средств ИКТ в обучении младших школьников.

1. Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.

2. Использование справочного материала: словарей, биографий ученых, интерактивных карт и таблиц – для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.

3. Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.

4. Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.

5. Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.

6. Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.

7. Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстрационного материала урока, выведение его на распечатку.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Заключение

Исследование творческого потенциала младших школьников как педагогического феномена отражает современную ситуацию реформирования начального образования. Очевидно, что удовлетворение социального запроса на творческую личность, способную гибко адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды, акцентирует как теоретический, так и прикладные аспекты проблемы, начиная с периода детства. Приоритет креативной составляющей в общей структуре личности ребенка предопределил направления изменений сущности педагогического процесса в начальной школе.

По мнению М.Р. Львова, подлинное творчество – «продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Оно невозможно без длительного, упорного, нелегкого труда, без глубоких познаний того, что создано мыслителями, учеными… прошлых веков и тысячелетий» [16].

Таким образом, в ходе исследования выделены основные подходы и точки зрения на сущность феномена «творческий потенциал», понятия «информационно-коммуникативные технологии». Раскрыты педагогические особенности развития творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения. Выделены методические рекомендации, способствующие успешному развитию творческого потенциала младших школьников с помощью средств ИКТ на уроках литературного чтения.

В ходе опытно-экспериментальной работы проблема исследования решена, гипотеза также нашла свое подтверждение. Согласно которой развитие творческого потенциала младших школьников будет успешным, если на уроках литературного чтения будут использованы следующие педагогические особенности: опора на направления и принципы обучения, соотносимые с особенностями ИКТ; учет возможностей программного обеспечения уроков литературного чтения; уровень подготовленности учителя к работе с помощью или посредством ИКТ.

Библиографический список использованной литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

  3. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка // Начальная школа. 2009. № 11. С. 70-72.

  4. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. М.: МГУ, 1988. 256 с.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

  6. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 244 с.

  7. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. М.: Наука, 1994. 343 с.

  8. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. № 2 С.38-43.

  9. Заева Л.А. Творчество как способ положительной мотивации учения // Начальная школа. 2009. № 9. С. 43.-46.

  10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

  11. Информационно-компьютерные средства в школе/ под ред. Г.К. Селевко. Ярославль: ИРО, 2003. 106 с.

  12. Клевцова Л.Е. Развитие творческих способностей школьников // Начальная школа. 2009. № 10. С. 80.-82.

  13. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: КНОРУС, 2010. 744 с.

  14. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа: пособие для учителя. Ростов н / Дону: Феникс, 2003. 448 с.

  15. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка; пер. с нем. М.: Академия, 2002. 144 с.

  16. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М: Дидакт, 1993. 183 с.

  17. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. № 11. С. 29-31.

  18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия, 2000. 272 с.

  19. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 120 с.

  20. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.

  21. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

  22. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

  23. Смирнова О.И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка // Начальная школа. 2009. № 1. С. 42.-46.

  24. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144 – 160.

  25. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общ. учр. / Е.С. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.И. Хохлова. М.: Просвещение, 2012. 128 с.

  26. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. 224 с.






Приложения

Приложение 1.

Методика диагностика вербальной креативности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, модифицированный Е.Е. Туник) [10].

Субтест 3 «Слова».

Задача: придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция. Первая часть: придумай слова, которые начинаются на буквы «по», например, полка. Дается 3 минуты.

Вторая часть: придумай слова, которые начинаются на буквы «ка», например, сумка. Дается 2 минуты.

Оценивание. Результаты субтеста оцениваются в баллах. Учитываются показатели:

1. Беглость – общее число приведенных слов (n). Одно слово – 1 балл. Б = n.

2. Оригинальность – число оригинальных слов в данной выборке. Одно оригинальное определение – 5 баллов. Ор = 5 k.

k — число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста

Субтест 4 «Словесная ассоциация».

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция. Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста – 3 минуты.

Оценивание.

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1. Беглость – суммарное число приведенных определений (n). Одно определение – 1 балл. Б = n.

2) Гибкость — число категорий ответов. Одна категория –3 балла. Г = 3 m,

m — число категорий ответов.

Категории ответов

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл – 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m, m — число категорий.

3. Оригинальность – число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз в данной выборке.

Одно оригинальное определение – 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор – показатель оригинальности,

k – число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 – суммарный показатель четвертого субтеста.

Качественный анализ полученных данных

Субтест 3 «Слова».

Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных слов 5. Размах по числу слов от 0 до 20. Примеры часто приведенных слов: пол, пошла, поле, поезд, кошка, мышка. Оригинальные слова: подорожник, поминки, порка.

Субтест 4 «Словесные ассоциации»

Среднее число приведенных ответов-определений к слову «книга» составляет 11. Размах по числу ответов – от 1до 30. Часто встречаемые ответы: интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая. Редкие ответы: удивительная, странная, забытая, правдивая, хреновая, купленная, документальная, запрещенная.



32






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!