СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс становления качеств творческой личности начинается в школе. Важно правильно организовать этот процесс, используя эффективные методы и приемы, которые способствуют развитию творческого потенциала школьников, в частности, игровые и информационные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Селюкова Е.И. Развитие творческого потенциала на уроках русского языка и литературы (методическая копилка)

Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность.

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Школа нового времени должна раскрывать личность ребенка, воспитывать в детях интерес к учебе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • формирование интеллектуальных, творческих и нравственных качеств личности учащихся, что является основным требованием образовательных стандартов нового поколения;

  • повышение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению.

Поиски решения этих серьезных проблем ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остается формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала и способностей ребенка.

Эффективными методами, приемами и условиями, способствующими развитию творческого потенциала обучающихся являются:

  • метод конструирования вопросов самими учениками;

  • метод проблемного задания (прием выполнимое - невыполнимое действие);

  • эвристический метод;

  • интеграция как метод обучения:

- тематическая интеграция;

-межпредметная интеграция;

  • методы формирования умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;

  • методы самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей;

  • использование игровых и информационно-коммуникационных технологий;

  • наличие материально-технической базы.

Игровые технологии на современном уроке

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.

Большинству игр присущи главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по

желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень

активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,

состязательность, конкуренция;

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание

игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (например, игра «Переводчик» на уроке русского языка, игра «Отгадай слово» на уроке литературы);

2) как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии (например, игра «Помогите Пете Ошибкину» на уроке русского языка, викторина «Что такое? Кто такой?» на уроке литературы) ;

3) в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (например, графический диктант, диктант-шутка, диктант-молчанка на уроке русского языка, игра «Кто хочет стать отличником» на уроке литературы);

4) как технология внеклассной работы (например, творческие вечера, где звучат произведения, созданные учениками; «Посиделки», внеклассное мероприятие «Что в имени тебе моем?» и т.д.)

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве игрового средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентаций

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение учебных навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

Информационные технологии на современном уроке


Применение информационных технологий на занятиях необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения (например, создание и защита презентаций»);

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (поиск информации на предложенных сайтах);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

  • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

  • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

  • тренажёр;

  • контроль за умениями, навыками учащихся;

  • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;

в основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?

  • стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

  • способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

  • визуализация учебного материала;

  • интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;

  • повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

  • разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

  • стимулирование воображения школьников;

  • способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!