СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала учащихся через овладение разнообразными видами декоративно-прикладного творчества (из опыта работы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлена статья из опыта работы автора по развитию творческого потенциала учащихся в процессе изучения разнообразных видов декоративно-прикладного творчествва. \\\статья может быть полезна преподавателям технологии, внеурочной деятельности, педагогам дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учащихся через овладение разнообразными видами декоративно-прикладного творчества (из опыта работы)»



Развитие творческого потенциала учащихся через изучение разнообразных видов декоративно-прикладного творчества (из опыта работы)

Конарева Алла Михайловна, педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Губкин Белгородской области


Творческое объединение «Радуга», которым руководит автор данного опыта, работает в МБУДО «Центр внешкольной работы» города Губкина Белгородской области более десяти лет. Здесь успешно внедряются современные педагогические технологии, которые дополняются творческими изысканиями педагогов.

Одним из наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей рассматривается декоративно-прикладное творчество.

Творческое объединение «Радуга» занимается различными видами декоративно-прикладного творчества, как традиционными, так и новыми, получившими распространение совсем недавно. Педагогом была разработана дополнительная образовательная программа «Магия творчества», рассчитанная на 4 года и являющаяся по своему характеру комплексной, охватывающей различные виды декоративно-прикладного творчества, такие, как ткачество, ковровая вышивка, мягкая игрушка, вязание, тестопластика, аппликация, квиллинг, вышивка лентами, фильцевание, роспись по стеклу и др. Педагог любит свой предмет, умеет многое делать и старается любовь к предмету передать учащимся. Его задача, как педагога - дать возможность каждому ребёнку испытать радость творческого труда.

Применение разнообразных (в том числе редких и новых) декоративно – прикладных техник способствует воспитанию креативности учащихся. Творческое развитие учащихся на занятиях объединения происходит через вовлечение их в процесс собственного творческого созидания, социально - значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждо­го учащегося, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбо­ру профессии.

При изучении раздела «Вышивка лентами» продолжается приобщение детей к одному из самых древних видов декоративного искусства - вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у детей. Программа предполагает знакомство со счетными швами (крест, полукрест, роспись), которые очень сложны в технике исполнения, и альтернативой им служит вышивка лентой, тоже выполняющаяся по счету. Сохраняются все виды швов, но дети быстрее видят результат работы и получают эмоциональное удовлетворение. Учащиеся знакомятся с историей возникновения вышивки лентами; учатся подбирать гармоничные цветовые сочетания; работать с лентами, хранить их правильно, выполнять ленточный стежок и плетеную розу.

На первом году обучения в раздел «Вязание крючком» включается валяние из шерсти, известное в современном декоративно – прикладном творчестве (для оформления изделий). Учащимся предлагается освоить приемы «мокрого» и «сухого» валяния. Дети обучаются одному из наиболее распространенных видов узорного искусства - вязанию. Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. Как вариант работы с материалом, учащимся предлагается валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Перед знакомством с любой техникой декоративно – прикладного творчества необходимо познакомить учащихся с произведениями художественных промыслов, показать ребятам работу педагога в данной технике, показав её технические возможности, вселив в детей надежду, что они смогут приблизиться к такому результату, не имея особых художественных способностей.

Восприятие результата чужого творчества помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлением, воспитывает эстетический вкус

Занятия по ознакомлению учащихся с разнообразными техниками декоративно – прикладного творчества часто проходят с применением приема тесного сотрудничества детей и педагога, т. к. главной отличительной особенностью данных техник является трудно прогнозируемый результат. Редкие и новые техники декоративно – прикладного искусства гармонично сочетаются с традиционными приемами работы с материалом.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практикумы, творческие мастерские. После просмотра художественных произведений и демонстрации работы педагога, учащиеся выполняют серию упражнений. Необходимо отметить, что при выполнении данных упражнений перед учащимися стоит задача отработать навыки, необходимые при выполнении творческой работы.

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, поэтому необходимо учитывать национальные традиции при обучении тому или иному его виду. В частности, в разделе «вышивка» целесообразно учить девочек белгородской вышивке лентами. Прежде чем приступить к обучению технике, необходимо дать теоретические знания учащимся о белгородской вышивке как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с символикой узоров, композицией, орнаментом узоров, цветовой гаммой, технологией вышивания. Большую трудность в данной технике у детей вызывает умение подобрать гармонично цвета лент. Преодолеть эти трудности помогает упражнение на подбор цветовой палитры, детям предлагаются цветные карточки, к которым они подбирают гармонично сочетающиеся цвета. Эти навыки они переносят на работу с лентами.

Техника ковровой вышивки осваивается учащимися 3-го и 4-го года обучения. Эта техника требует терпения и некоторого опыта (набить руку), чего часто не хватает начинающим. Некоторые ребята пытаются сразу повторять то, что сделано более опытными товарищами и, конечно, расстраиваются, если это не получается. В таких случаях педагог советует им запастись терпением и начинать тренировку руки с простых элементов — кружочков, овалов, несложных форм лепестков или других фигур. В будущем они будут делать более сложные элементы вышивки петлёй, создавая целые гобелены, но для начала такая тренировка очень важна.

На четвёртом году обучения дети осваивают техники валяния из шерсти и акрила плоских и объемных предметов. Особое внимание уделяется правильности выполнения технического приема прокалывания изделия (под прямым углом). Необходимо не только продемонстрировать учащимся технический прием, но и поставить руку ученика в правильном положении. Обратить внимание детей, что данная техника является достаточно трудоемкой и необходимо терпение, чтобы достичь нужной плотности и однородности изделия.

При обучении технике «мокрое валяние» в качестве дидактического раздаточного материала обязательно используются технологические карты, так как техника требует последовательного алгоритма действий.

В процессе обучения происходит интеграция различных техник рукоделия. Так, например, при шитье или вязании мягких игрушек учащиеся используют умения и навыки, полученные при изучении темы «фильцевание» для оформления игрушек.

Очень часто овладение какой-либо техникой рукоделия помогает освоению другой. Так, например, овладев навыками набора петель при вязании спицами, учащиеся с лёгкостью овладевают технологией конструирования цветов из ниток и проволоки, так как основной технологический приём создания листьев и лепестков в этой технике — приём набора петель.

Овладение разнообразными рукодельными техниками помогает коллективу объединения «Радуга» участвовать в реализации социально значимых и общественно полезных коллективных проектов. Так, например, коллектив объединения с удовольствием принимал участие в реализации муниципального проекта «Повышение туристической привлекательности посёлка Троицкий», а именно: ребята с педагогом готовили экспонаты для школьного музея. И здесь пригодились знания разнообразных технологий декоративно-прикладного творчества. Детьми и педагогом были выполнены экспонаты в следующих техниках: нетканый гобелен (ковровая вышивка), кинусайга (пэчворк без иглы), объёмный квиллинг, торцевание, аппликация из салфеточных трубочек, вырезная графика на упаковочном картоне, вязание спицами и крючком, ниткография, конструирование из макаронных изделий, фильцевание, тестопластика, вышивка шёлковыми лентами, шитая мягкая игрушка, роспись по стеклу и др.

Занимаясь в кружковых объединениях декоративно-прикладной направленности, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывать в свой труд душу. Необходимо предоставить возможность каждому ребёнку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда. Использование разнообразных техник декоративно-прикладного искусства расширяет кругозор учащихся, активизирует их творческую активность, способствует творческой самореализации каждого учащегося, так как позволяет найти занятие по душе каждому.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!