Семинар
для музыкальных руководителей структурных подразделений ГБОУ, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей при организации досуговой деятельности».
Тема: «Развитие взаимоотношений детей и родителей через совместные праздники в детском саду».
Выполнила музыкальный руководитель: Таранцева Марина Владимировна.
Сызрань, 2015 г
Развитие взаимоотношений детей и родителей через совместные праздники в детском саду.
Таранцева Марина Владимировна
(Из опыта работы)
Одной из проблем в решении задач формирования духовно- нравственной культуры является разрушение традиционных устоев семьи.
В этой ситуации педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие с родителями для вовлечения семьи в единое образовательно-воспитательное пространство. И я, как музыкальный руководитель детского сада, стараюсь внести свой посильный вклад в решение этой проблемы.
Выстраивание взаимоотношений между педагогом и семьей- это долгий и кропотливый труд. В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями воспитанников:
- размещение информационно- педагогических материалов на стенде «Музыкальный уголок» и на информационных стендах в приёмных;
- анкетирование;
- выступления на родительских собраниях;
- пребывание родителей на музыкальных занятиях по их желанию;
- индивидуальные консультации.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений. Последнее направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным для сближения родителей с детьми. Праздник в детском саду- это радость, веселье, торжество, яркие положительные эмоции; совместная деятельность родителей и детей по подготовке и проведению таких праздников формирует положительные взаимодействия родителей со своими детьми, помогает установить эмоциональный контакт, доверительные отношения между ними.
Но как убедить мам и пап в необходимости такой совместной деятельности? Ведь гораздо удобнее прийти на праздник в качестве зрителей, не затрачивая никаких физических и духовных усилий.
Я считаю, что музыкальный руководитель должен проводить целенаправленную и систематическую работу с родителями по привлечению их к участию в детских праздниках с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. На занятиях и утренниках, провожу анкетирование родителей.
В анкету включен следующий вопрос:
Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, в их подготовке:
а) выступить со своим ребёнком;
б) сыграть роль;
в) сыграть на музыкальном инструменте;
г) сшить костюм;
д) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;
е) принять участие в играх, аттракционах.
ж) другое (что именно)
При анализе анкет отмечаю, кто из родителей с готовностью откликается на предложение сотрудничества, намечаю формы работы с семьями воспитанников, продумываю сценарии совместных (с активным участием родителей) утренников и развлечений.
В моей методической копилке немало сценариев совместных праздников для детей дошкольного возраста и их родителей, и мы проводим такие праздники во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
Еще один утренник для самых маленьких воспитанников был посвящен дню 8 Марта. Поскольку этот праздник календарно часто совпадает с Масленицей, решено было на утреннике использовать русские народные песни, танцы, игры, и в музыкальном материале обыграть элемент русского народного костюма- расписной платок. Такой платок был у каждой мамы на плечах, и дети на празднике с удивлением наблюдали превращение этих ярких разноцветных платков то в карусель, то в домик, то в ширму для пряток. Совместная игровая деятельность на доступном детям фольклорном материале доставила много радостных эмоций и детям, и их мамам.
Работа по привлечению родителей к участию в детских праздниках продолжается и развивается по мере взросления детей. Виды совместной деятельности становятся более разнообразными:
- оформление праздничных интерьеров музыкального зала, групповых помещений;
- моделирование и пошив костюмов для праздников, развлечений;
- участие в конкурсах («А ну-ка, бабушки!», «Конкурс принцесс», «Мама, папа, я- спортивная семья»)
- исполнение родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами различных ролей (Дед Мороз, Снегурочка, Фея Воды, Баба Яга, Нептун, Леший и др.);
- изготовление поделок для тематических выставок («Дары осени», «Конфетные фантазии», «Дети против пожаров»);
- исполнение взрослыми отдельных номеров на детских праздниках;
- совместное с ребенком исполнение песни, танца, инсценировки и многое другое.
Анализируя результаты работы с семьей за последние годы, я пришла к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей к совместной деятельности по подготовке и проведению детских праздников, большинство из них начинают активно участвовать в таковой деятельности. А итогом этой работы становится сближение родителей с детьми, обогащение отношений между ними через эмоциональное общение, появление у них потребности в содержательном досуге. И если у ребёнка через много лет останутся воспоминания о детском празднике, как о светлой, волшебной, радости общения, значит, эта работа была не напрасной.