СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие психологические игры и упражнения. Из цикла: Мир живой природы. Тема. Времена года. Настроение моей души. Часть первая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чаще всего наше настроение меняется в течение дня несколько раз, мы даже не задумываемся, почему так бывает. Иногда это бессознательно , иногда мы что-то сделаем , а потом задумываемся с чего это так получилось и только потом начинаем понимать  , ах вот оно оказывается откуда…

   А оказывается мы ведь тоже часть природы. И мы можем многому научиться у неё.

Именно в природе мы наблюдаем   постоянство перемен.   Все растения и животные проходят через цикл  времён года.

Зима дарит всем покой, а  кому-то даёт возможность   обновиться   и появиться   в новом виде или состоянии.

Весной жизнь вновь обновляется и пробуждается   в растениях и животном мире — появлением потомства …

Летом  всё достигает своего полного расцвета: созревание плодов и подрастание потомства в животном мире.

 Осень -  позволяет собрать урожай , а затем  природа  вступает в следующий цикл  становления и нового урожая — новой жизни во всём!

Просмотр содержимого документа
«Развивающие психологические игры и упражнения. Из цикла: Мир живой природы. Тема. Времена года. Настроение моей души. Часть первая»

Развивающие психологические игры и упражнения.


Из цикла: Мир живой природы.


Тема. Времена года. Настроение моей души.


Часть первая

Чаще всего наше настроение меняется в течение дня несколько раз, мы даже не задумываемся, почему так бывает. Иногда это бессознательно , иногда мы что-то сделаем , а потом задумываемся с чего это так получилось и только потом начинаем понимать , ах вот оно оказывается откуда…

А оказывается мы ведь тоже часть природы. И мы можем многому научиться у неё.

Именно в природе мы наблюдаем постоянство перемен. Все растения и животные проходят через цикл времён года.

Зима дарит всем покой, а кому-то даёт возможность обновиться и появиться в новом виде или состоянии.

Весной жизнь вновь обновляется и пробуждается в растениях и животном мире — появлением потомства …

Летом всё достигает своего полного расцвета: созревание плодов и подрастание потомства в животном мире.

Осень - позволяет собрать урожай , а затем природа вступает в следующий цикл становления и нового урожая — новой жизни во всём!


Многое уходит и изменяется, тем самым создаются условия для возникновения нового.


В жизни и в природе всегда круговорот, что-то нас радует что-то огорчает ,но только так мы взрослеем и можем получать плоды своей жизни .

Таким образом, мы воспитываем у детей экологическую культуру к природе , заботливое отношение как животному миру так и миру растений.


Так мы растём и развиваемся…


Обо всём этом в доступной форме говорим с детьми ( о временах года, об их особенностях, о цикличности в природе) .









О том, что всё в жизни постоянно обновляется (знания даются соответственно возрасту детей и имеющимся знаниям).

Начинать изучать этот материал следует с того времени года, которое соответствует текущему времени года.


Предлагаем вспомнить лесных животных. Об их образе жизни и о том, как они готовятся к зиме.


Как меняется их настроение, почему?


Как думают дети, нужны ли времена года и почему?

После предложить пантомимой показать характерные особенности животного и попросить его угадать.


1. Пример. Игра-упражнение

« Медведь».

-Как он ходит, рычит, что любит делать.

Потом усложнить задание, сказав, что наступила зима.

Показать, что произошло с медведем. Дальше говорим - «весна»- и ребенок показывает, что делает медведь весной (он грустный и голодный ходит, ищет себе еду) и соответственно так же обыгрываем «лето».

Можно обыгрывать любых животных, как лесных, так и домашних.



Особое внимание обратить на жизнь растений.

2. Пример. Игра – упражнение

Цветок одуванчик.

Хорошо знаком детям. Дети часто его видели, знают какие у него семена-парашютики, как они разлетаются, какое участие здесь имеет ветер, как птицы разносят семена, как прорастает зёрнышко ранней весной, когда цветёт и радует людей и снова созревают семена, и всё повторяется (здесь объясняем, что значит цикличность в природе).


3. Можно провести психологическое упражнение «Одуванчик».

Цель: пантомимой отобразить состояние радости растения и пробуждение весны.


Наступила весна. Проснулся корень одуванчика -- ребёнок сидит в позе зародыша, затем показывает, как корешок просыпается и прорастает, при этом понемногу приподнимаясь, затем появляются листики, стебелёк, бутон и сам цветок расцветает! Ребенок все действия показывает пантомимой и когда цветок зацвёл — поднимается во весь рост, расставив руки, и радостно улыбается!


Таким же образом, закрепляем знания о животном и растительном мире в игровой форме .


4. Игра «Времена года и моё настроение».

Цель. Развивать умение выражать разные эмоции через мимику и жесты, создавать условия для снижения мышечного напряжения и позитивного настроения.

Называем время года и предлагаем на пантомиме показать погоду.

Дети угадывают.

-- Это ветер , снег ,буран, метель, просто тихая погода…

Таким образом, проигрываем все времена года, учимся их различать много фантазировать принимаем самые необычные творческие фантазии детей.

Обязательно используем эту игру для отображения своего состояния и настроения.

Можно предложить детям поиграть в эту же игру немного её усложнив :

«Моё настроение сейчас» так же через времена года и погодные явления.

Пример.

Весна .

Пантомимой ребенок показывает, какая погода весной. И какое настроение у него сейчас. Можно одновременно всем детям выйти в центр группы и показать время года ( по предложению психолога «осень» ) а потом его нарисовать.

После этого обговариваем рисунки, угадываем, что нарисовано, делимся своими чувствами и настроением, кто что чувствует ,что хочется делать при таком настроении. Предлагаем как можно изменить настроение если у кого-то оно грустное или унылое…Обговариваем все рисунки ,делимся впечатлениями.



5. Игра «Подарок животному»

Цель. Развивать зрительное и вкусовое восприятие, мышление ,

память, умение взаимодействовать со сверстниками , учиться реагировать на шутки .

Дети сидят полукругом. Ведущий проходит с корзинкой в которой лежат каркасы киндер - сюрприза .

Внутри контейнера кусочек любого фрукта или овоща. Дети поочередно достают контейнер с сюрпризом и пока не раскрывают его.

Ведущий считалочкой выбирает ребенка. Он отходит от детей, открывает контейнер и смотрит, что внутри.

Затем пантомимой показывает, кто это любит - а дети отгадывают животное и угадывают, что там было в контейнере. Можно играть по командам.

Ребенок может попробовать на вкус, если не может определить визуально.

Дети могут хором отвечать и угадывать, кому этот сюрприз достанется.

В конце игры можно предложить всем детям попробовать на вкус, заранее приготовленные овощи и фрукты. Сравнить, что вкуснее, чем оно может нравиться и людям и животным.


А в последующих играх можно рассказать детям, сколько витаминов в овощах, фруктах и усложнять игру до тех пор, на сколько хватит вашей фантазии.

Например.

В контейнере была морковь. Ребёнок показал так, что дети не узнали, что это было. Тогда предлагается вслух называть животных и говорить

-Это любит белка, да?

Это любит медведь, да?

-Это любит лиса, да?

И так в шуточной форме обыгрываем все сюрпризы.


6. Игра «Путаница»

Цель. Развивать коммуникативные способности, умение договариваться и уступать, взаимодействовать, доброжелательность,умение понимать чувства других людей .


Дети в шапочках животных. Поочередно берут картинки, на которых нарисованы разные лакомства животных. Все лакомства перепутаны .

Задание : суметь договориться с другим «животным», чтобы обменяться и получить свое любимое лакомство.

Потом побеседовать как они договаривались, трудно было договориться или нет, хотелось ли забрать, ударить и почему это не делал, а если бы его ударили или забрали, то как бы себя чувствовал?

Что делать легче - договариваться или забирать, а возможно плакать и всё?

Учить детей договариваться, просить, убеждать. И определять что приятнее и почему?





7. Игра «Сон ».

Цель. Узнать какое это животное (взрослое или детёныш) в разное время года, по желанию игрока. Содействовать расширению знаний об окружающем мире и живой природе. Дать знания детям о врагах и друзьях животных.


Предложить ребенку показать, будто он спит и во сне видит животное, это может быть детёныш, который растет и вырастает.

Возможно, у этого животного во сне появился враг, кто это? Чем он опасен? С кем он дружит?

Пантомимой показать характерные признаки животного. Определить кто это. Потом показать, как оно ведет себя в разное время года. Это взрослое животное или детёныш. Угадать его, рассказать , как прячется от врагов ?

Побуждать детей проявлять фантазию и творчество. Дети могут предлагать разные варианты, а ведущий тут же пантомимой показывает. Можно показывать одно и то же животное разными детьми. Кто-то показал папу медведя, кто-то медведицу, а кто-то медвежонка. Можно придумывать даже разные истории о животных.


Обязательно всех участников благодарим и аплодируем за участие и творчество!



8. Игра. Мое настроение.

Цель : Защита и сохранение нервной системы ребенка, через создание эмоционального комфорта.



Рекомендовать это упражнение для работы с вновь прибывшими детьми или трудно адаптированными, а также с тревожными и замкнутыми детьми. Рекомендуется работать индивидуально.


Предложить детям нарисовать свое настроение, используя знания времен года и погодных явлений.

Использовать эти знания для выявления разных состояний ребенка и помочь ему справиться с негативными проявлениями через образы животных,

птиц, растений.

Пример.

Светит солнышко - отличное настроение, тучка - хмурое настроение, тучка с капелькой дождя — хочется плакать.

Предложить нарисовать свое настроение через образ животного или растения и поговорить об этом.




9. Психологическое упражнение «Осень».

Цель. Развивать умения понимать разные эмоции и чувства, воспитывать сопереживание, эмпатию.

Психолог предлагает послушать рассказ и продемонстрировать его пантомимой.


Предложить кому- то из детей пантомимой показать рассказ «Осень».


Была осень (ребёнок показывает, как он представляет себе осень.)

Уже было холодно. Трое детей собирали в лесу грибы. Вдруг поднялся ветер и пошёл дождь, который всё время усиливался. Недалеко дети увидели избушку, и быстро побежали к ней погреться и спрятаться от дождя. К ним неожиданно зашёл ещё один мальчик.

Он промок и замёрз. Один из троих друзей сказал:

- Ты промок, как мне тебя жаль.

Второй сказал:

-- Да ты и замерз, мне тоже тебя жаль.

А третий ничего не сказал. Он снял свою курточку и подал её мальчику.

- Возьми, погрейся!


После проигрывания упражнения дети делятся своими впечатлениями о том, что они услышали, как они оценивают поступки детей, кто им понравился и почему.

Предложить детям рассказать о своих случаях, где они помогли или им оказали помощь.




Литература :

  1. Н.Ю. Куражева «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников», Санкт-Петербург, 2014 г.

  2. А.Н.Малахова «Развитие личности ребенка», Детство – Пресс, Санкт –Петербург, 2015 г.

  3. М.И. Чистякова « Психогимнастика», Москва, Просвещение, 1990г.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!