Учебно-организационные умения и навыки | Работать в соответст- вии с постав- ленной учебной задачей. Работать в соответствии с пред- ложенным планом. Сравнивать полученные результаты с ожидае- мыми. | Ставить учебную задачу под руководст- вом учителя Планиро- вать свою деятельно- сть под руководством учителя. Оценивать работу одноклассни-ков. | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; Выбирать наиболее рациональную последователь-ность выполнения учебной задачи; Оценивать свою работу в сравнении с существую- щими требованиями | Ставить учебные задачи, Планировать и корректиро- вать свою деятель- ность в соответствии с ее целями, задачами и условиями . Владеть различными способами самоконтроля. |
Учебно-логические умения и навыки | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Классифициро вать информацию по заданным признакам. | Выявлять причинно-следствен- ные связи Решать учебные проблемные задачи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов. Анализиро- вать связи соподчине- ния и зависимости между компонентами объекта. | Классифициро- вать в соответствии с выбранными признаками. Систематизиро вать инфор- мацию.Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций. | Владеть навыками анализа и синтеза. Структу рировать информацию. Определять реальные проблемы и пути их решения. |
Учебно-информационные умения и навыки | Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект. | Классифика ция и организация информации; Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; Созда- вать тексты разных типов (описательные, объяснитель- ные). | Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи. | Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами; Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления; Составление рецензии, аннотации; |
Учебно-коммуникативные умения и навыки | Кратко формулиро вать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. | Выслуши вать и объективно оценивать другого; Уметь вести диалог, вырабаты вая общее решение. | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы; Уметь вести дискуссию. | Вести полемику, участвовать в дискуссии; Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |