СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Реализм - это сама жизнь"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная публикация - рассуждение подростка на тему  "Открытие  по-новому течения реализма в моей жизни.  Публикация составлена под  руководством Дзагуровой Бэлы Борисовны.

Просмотр содержимого документа
«"Реализм - это сама жизнь"»

XVII Республиканский конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»











Секция: «Культурология»





Тема: «Это сама жизнь»







Автор работы: Петроченко Мария Сергеевна

10 «А» класс



Место выполнения работы:

МБОУ – гимназия №4 им. Героя Советского Союза Кибизова А. Н.

Г. Владикавказа





Научный руководитель:

Дзагурова Бэла Борисовна-

Учитель музыки и Мировой Художественной культуры.





Владикавказ 2019 – 2020г.


Оглавление:

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3– 4 стр.

Это не заранее установленные представления о мире-------------------- 5 – 8 стр.

Он был скромным и сдержанным…------------------------------------------ 9– 11 стр.

Заключение ------------------------------------------------------------------------ 12-13 стр.

Список использованной литературы ----------------------------------------- 14 стр.































Введение

Для меня, искусство, это прежде всего удивительный мир образов. Навеянные грёзами, прошедшие через призму переживаний мастера – образы, выходят в жизнь, где живу я, ты, вы – мы все…

Не знаю, как у других, а у меня всё же восприятие искусства такое, как – будто оно, искусство - это параллельно идущее действо. Что художники, музыканты, артисты – это просто талантливые, особенные, одарённые люди, которые создают искусственную, выдуманную; очень притягательную, но другую реальность. И все мы её поклонники… Так и было до недавнего времени, пока, не начался, такой период, что эта «параллельная реальность», убедительно стала сливаться с реальным восприятием мною окружающего мира, и стало ощущаться единым целым.

В руки мне попался каталог живописных работ осетинского художника Владимира Хусиновича Ельджарова, мне его предложила посмотреть мой учитель со словами: – «Когда –то ты более других интересовалась музыкой и мировой художественной культурой - посмотри его, тебе будет интересно…» И действительно, в нём, оказались такие «живые» картины нашей жизни, что я сразу узнала знакомые уголки нашего города Владикавказа, увидела детей - за игрой и на прогулке, пожилых людей с очень естественным проявлением эмоций. На одной из иллюстраций его картин, раскинулись красивые горные склоны селения Нар – родины Коста и конечно многочисленные портреты людей, на которых есть и великие наши современники. Есть и автопортреты самого художника – худощавого, утомлённого, но смотрящего куда-то, в даль, как мне кажется, видящего интерес для своей новой картины. Всё мною увиденное увело меня в рассуждения и многочисленные мысли. Ведь так реально, мне о моей Родине, ещё ни один художник не рассказывал. Я увидела в его картинах «саму жизнь», и задумалась – ведь это реальность, но при этом – это искусство?!

С этого момента я в серьёз заинтересовалась таким течением в искусстве, как «реализм». И тут стало возникать мнение, которое уже входило в противоречие с моими прежними суждениями о том, что то, что изображается реально, не может быть, другой реальностью, и имеет определённое количество подтверждающих фактов. Мне стало чрезвычайно интересно – как же так, ведь опять – таки создавались и создаются произведения искусства, но оказывается, оставаясь произведениями искусства, они в большей степени реалистичны, так значит, они, про реальность? Я задумалась, как сменяясь одно за другим - течения в искусстве, привели мастеров к «реализму»? Почему? А может быть он был всегда, но просто у каждой эпохи он имел свои символические имена, которые сохранила история искусств? Можно ли по картинам художников, к примеру, рассказать о пристрастиях, чувствах, переживаниях этих художников - как людей. Ведь кого нет в живых, о себе уже ничего не сообщат? Насколько я окажусь, мы окажемся близки к реализму, в своих рассуждениях? Может быть можно слушая народную музыку, сказку, притчу, задуматься и понять характерные черты народа, чья музыка, сказки, обычаи сохранились, как фольклорный пласт в его истории? Какую объединяющую роль или разъединяющую, играет реализм в обществе? Какое мнение у людей о реализме, которые просто уважают искусство, историю, фольклор. Ведь их мнение самое искреннее… Итак, отправляюсь в научный поиск и буду находить ответы на выше поставленные вопросы.































Это не заранее установленные представления о мире

Действительность —

вот лозунг и последнее слово современного мира! Действительность в фактах, в

знании, в убеждениях чувства, в заключениях ума, — во всем и везде

действительность есть первое и последнее слово нашего века.

В. Г. Белинский1

Итак, сформулированное в общем доступе понятие о реализме звучит так – «реализм – это отображение реального человека в реальных обстоятельствах, а также, влияние обстоятельств на формирование характера жизни.» Основные черты реализма: объективность и рассмотрение действительности в развитии. Конечно, здесь искусство, выступает, как средство познания этой действительности, с безусловной присущей ей воспитательной функцией. Такое наиболее короткое мнение существует в нашем обществе о реализме.

Как интересно и одновременно ценно, для каждого из нас увидеть, услышать, но далеко не всегда приятно признаться даже самому себе, что, раскрывая наш внутренний мир, мы достаём на поверхность свои противоречивые мысли и чувства в конкретных социальных условиях. Мы, видящие яркие черты современного социума, узнаём передачу образов современности исключительно в реалистическом контексте. Это осязаемо каждый день - от простой человеческой речи до создания произведений искусства, от прочтения правдивых новостных лент до принятия гибких социальных, подчас совсем не популярных решений ответственных лиц. А ведь именно реализм способен представлять все слои общества, его нравственное состояние, его психическое здоровье, конечно, в связке с конкретными историческими условиями. Язвы и пороки, особенно замечаются, и потому привлекают наше внимание.

Как заразительно, например, искусство карикатуры. Вот, одно из ярчайших проявлений реализма в наши дни, да и как оказалось в каждую эпоху…Но не редко сами авторы карикатур в какой – то момент устают от этой действительности и могут сказать так, как выразился художник, наш современник Андрей Попов, словами Эриха Ремарка, который с детства начал заниматься карикатурой, в армии рисовал шаржи на сослуживцев, а позднее иллюстрировал новости в газете «Деловой Петербург»: - «У меня есть прекрасное правило: если происходящее перестаёт нравиться, надо немедленно уходить. Легко сказать, но чертовски трудно осуществить, и всякий раз, когда мне это удаётся, я мысленно ставлю себе жирную, лоснящуюся «пятерку»».2 Считаю, что «уходит» художник, как он выразился, осмысливать усвоенные уроки современной реальности и преподнести их в своих работах с добром иронией и оригинальностью, как когда-то, с некоторой иронией, как мне кажется и трогательностью создал 1862 году свою, теперь уже, ставшую знаменитой картину «Именины дьячка» - художник Леонид Иванович Соломаткин.

Учился Леонид Соломаткин с 1861 по 1866 годы вольноприходящим учеником  в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, и за эту картину, получил малую серебряную медаль…

Современные реалисты стремятся изучить все возможности человеческой души, все противоречивые состояния, в которых может пребывать личность в современном обществе. Дело в том, что следствием этого, по их мнению, становится понимание душевного состояния и поступков человека, ради гуманистической, воспитательной цели. Это можно сформулировать как лозунг: - «Мы должны добиваться понимания человека человеком!» Эти же черты, были свойственны, например, представителям «критического реализма», в России, в середине XIX века. Как широко и смело, в те времена, вышла на передний план тема «маленького человека», тема «бесправия», тема «нищеты» и «неравенства». И своим творчеством мастера говорили обществу о невозможности мериться со злом. Они призывали, буквально кричали о том, что зло нужно не просто замечать, а нужно с ним бороться!

В далёкой от Петербурга Осетии, по одним источникам конец XVIII века, по другим начало XIX века происходит реальное событие, которое в последствии отразилось в сфере самопознания и реального осознания жизни осетин.

В сборнике «Осетинских народных песен», автором – собирателем и составителем которого, явился Борис Галаев – композитор, этнограф, видный культурный осетинский деятель - в разделе Хъæбатырæй чи фæмард, уыдоныл зарджытæ (Песни о погибщих смертью храбрых), самой первой помещена «Песня о Чермене» (Чермены зарæг)3 – Уæлладжыраг (Алагирская). Песня имеет мелодию, исполненную мужественной выразительности, сочувствия и поддержки герою. Во всём её звучании, очень тонко и сдержанно слышится солидарность народа с поступком Чермена, и в то же время скорбь по его раннему уходу из жизни. Реалистично, вот уже третий век, она повествует о бесчестии братьев по отцу Чермена. Эти самые братья, оставили его без земельного надела, а значит обрекли его и его мать на голод и страдания. Эта история не придание в стиле реализма, а сам реализм в истории нашего народа.

Как повествует пояснение к песне – Чермен Тлаттати, являлся одним из самых популярных осетинских народных героев.

Не получив земель после смерти отца своего - Бестола Тлаттати, так как был сыном от второй жены, был унижен и оскорблён поступком братьев по – крови. В момент дележа земель, Чермен был в отъезде, и братья спешно деля наследство, как – бы в насмешку и издёвку, отдали ему, как поётся в песне - «болота да скалы», а он храбрый и отважный, как его характеризует народ, не зная, что родичи (так названы они в книге песен) разделили наследство, возвратившись из поездки узнаёт о нанесённой обиде! Тогда он самовольно пашет лучшие участки отцовской земли, тем самым показывая, обратную сторону поступка своих братьев – «Смотрите мол, почувствуйте то, что чувствую я, ненавидимый вами! Вы наделённые правами, возымевшие силу надо мной…!»

Братья не решаясь вступать с ним в открытую борьбу, чтобы сохранить свою землю, и только «свою», как они считали, и удержать в повиновении принадлежащий им народ сговариваются его убить… Бежит он, в Ингушетию, откуда они выманивают его обещаниями не преследовать, затем заманив в Кабарду, предательским выстрелом в спину обрывают его жизнь. Сколько внутреннего возмущения усилила эта трагедия в народе, ведь человек создан для свободы действий, разума; для созидания и воплощения своих жизненных планов, а загнан был в состояние хронического голода и беспокойства за свою жизнь, и жизнь близких ему людей?! Народ запечатлел в поэтических строках, своё «народное» мнение…

В последующее время авторские произведения литературы, показывали не только состояние и поступки героев, но и выражали поддержку страдающей стороне, объясняли эти поступки, разъясняли читателям суть происходящего и способствовали, как я ранее подчёркивала, «пониманию человека человеком». Язык этих произведений был прост, доходчив, социально справедлив и демократичен.

Интересно, что сказал бы Коста Хетагуров, композитору Христофору Плиеву на то, что, воплотив совершенно реалистично его образ - он, «сделал его революционным вождём»? Речь идёт о первой осетинской опере «Коста».

Видимо каждому, кто родился в Осетии, имя Коста Хетагурова с детства согревает сердце и мы, и до нас, и после нас – те, кто будут читать его сборник стихов «Ирон Фæндыр» («Осетинскую лиру») будут воспринимать почти революционный характер тех стихов, которые показывают и призывают к решительным действиям бесправную часть осетинского народа, того времени... Наверняка, выросший и понявший, и пропустивший «через себя» стихи Коста - Христофор Сосланович, как настоящий творец помог образу дозреть, в своём виденье композитора, во времени и совершенно логически и реалистично, развивая темы его стихов завершил его образ к 1960 году, как образ революционного вожака (премьера оперы в Москве), когда осетинское общество уже настойчиво и осмысленно воспринимала Коста борцом за их свободу. Я бы назвала это – «личный реалистический подход», в вопросе передачи образа через время истории народа.

А ведь ещё за 60 лет до рождения Коста Хетагурова, на свет родился человек, которому суждено было стать в литературе живописцем современного общества, его аналитиком и моралистом – французский писатель Оноре де Бальзак.

Острое чувство современности и проницательность «большого художника», позволили Бальзаку истолковать как социальную болезнь такие пороки общества, как погоня за наживой и всеобщая власть денег, которые он назвал «социальным двигателем» своего времени. Буржуазное общество, к тому времени только утвердилось на развалинах феодализма, оно, еще было полно жизненных сил, развития, а Бальзак уже разглядел в нём антагонистическую сущность, его враждебность к человеческой личности, разъедающие его конфликты. Вот одно из его мнений, о своём же произведении, но мне кажется это высказывание, в достаточной степени отражает почти всё, что может характеризовать его творчество: - «Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни что бы то ни было из детства, старости, зрелого возраста, из политики, права или военных дел не оказалось забытым». 4

Последовательно, в течение многих лет осуществляя свои замыслы, Бальзак совершил настоящий творческий подвиг. Будучи глубоким аналитиком и моралистом, он утверждал, что стремился классифицировать социальные явления по примеру ученых-естествоиспытателей своего времени; что книги, его беспристрастны, как их труды. Но те, кто, когда – либо читали и знакомились с его произведениями осознают ясную авторскую позицию – рассказывать и с интересом и увлеченностью -изображать свое время сурово, и судит его.

Мы говорим о нём – «гений литературы»! Но ведь Оноре Бальзак был реальным, живым человеком. Великий французский писатель, сумел, под нескончаемым градом житейских невзгод, под бременем растущих денежных долгов и личных неурядиц, пополнять свои жизненные наблюдения, и сегодня, мы восхищаемся его реалистическим творчеством, в великом и великолепном смысле этого выражения.








Он был скромным и сдержанным…

Я учусь в нашей, четвёртой гимназии, города Владикавказа уже десятый год. Каждое утро, я вхожу и привычно, взглядом окидываю большое полотно. Оно уже очень много лет располагается в вестибюле нашей гимназии, по крайней мере, сколько я обучаюсь, столько оно приветствует меня каждое утро.

Эта картина, является копией известной картины великого осетинского живописца, иллюстратора, графика и педагога - Народного художника Северо-Осетинской АССР, Заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР - ученика, великого русского художника Ильи Репина - Махарбе́ка Сафа́ровича Туга́нова под названием «Пир нартов».

Я, к своему стыду, долгие годы полагала, что это красивая и мощьная, по своему содержанию картина, как бы дополняет национальный колорит нашей гимназии, где долгие годы на всех больших и малых мероприятиях звучит мысль о том, что мы должны «пронести аланское величие и славу» сквозь время, совершенно не задумываясь о том, какова история создания этой картины? И только готовя свою работу, я подробно изучила этот вопрос.

Копию картины создал осетинский художник, живописец – Ельджаров Владимир Хусинович, который родился в нашем городе Владикавказе, 22 апреля 1962 года. Занятиями рисования, он был обязан своему отцу, который первым заметил, что мальчик не плохо делает наброски на бумаге. Так Володя начал заниматься… - « Можно сказать, что в начале, совсем ничего не выходило, » - об этом мне рассказала мой учитель, ей об этом поведала мать Владимира Хусиновича – Дзерасса, в беседе, при личной встрече моему учителю, вскоре, после первой посмертной выставки её сына, - « но потом стало получаться всё лучше и увереннее…» Годами дальше, учился и окончил отделение художественной обработки металла Владикавказского художественного училища, а затем поступил и весьма успешно, не смотря на разного рода тяготы учился и окончил факультет живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. За три года до смерти он стал 2012 году, членом Союза художников России.

Произведения Ельджарова, хранятся в частных собраниях и коллекциях как в России, так и за рубежом.

Интересно небольшое интервью, которое дал мне учитель Владимира Ельджарова, Михаил Николаевич Дзбоев, в период работы над исследованием вопросов моей научной работы. Передаю его «слово в слово»

- Сразу ли у Владимира Ельджарова всё получалось в живописи?

- Да, он был необычайно одарённым человеком и такой талант невозможно было не заметить.

- С какими трудностями ему приходилось бороться?

- У него была очень тяжела я судьба, он глубоко страдал от не до конца оцененной любви, вследствие чего стал заложником вредных привычек. Я отношусь к ним резко отрицательно, и он конечно знал об этом, помню: «было у меня здесь раньше большое окно, летними вечерами оно всегда открыто, однажды, когда я работал в мастерской и в это самое окно заглянул Володя и начал искренне просить прощение из-за своих вредных привычек, я ответил ему только одно -: «Володя брось свои вредные привычки и всё у тебя наладится» - но ответ меня огорошил: - «Нет не брошу, ответил он, не брошу». Я думаю, что он был настолько человеком чести, что просто не мог дать обещание, которое мог бы не выполнить.

- Любил ли он Осетию и чем больше всего гордился?

- На вопрос любил ли он Осетию можно без сомнения ответить да, это подтверждает его творчество, а что бы ответить на вторую часть вопроса нам всего лишь надо взглянуть на его полотна. Обратите внимание с какой проницательностью, с какой любовью он писал каждую деталь в прорисовке людей. Из этого следует вывод что в своей малой родине он больше всего любил и гордился людьми.

- В каком стиле он писал?

- Безусловно, в реализме! Я считаю, что реализм всегда был и всегда будет главным направлением живописи, никакое направление не сможет так рассказать историю, так передать чувства, и так передать эмоции, как реализм.

- Был ли он усерден в учении?

- Да. У меня была традиция называть курс в честь лучшего ученика, и курс, на котором учился Ельджаров назывался Ельджарова-Шкиилна. Всё время я был окрылён, потому, что знал - я учу великих художников! Однажды мне нужно было съездить в Москву, по – работе, и я захватил с собой их документы, я хорошо знал ректора Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, поэтому мы лично встретились, и он был поражен их работами, и сказал, что возьмет их без вступительных экзаменов, но попросил не говорить им об этом, и дал специальное задание, как бы вступительное, но и с ним они справились превосходно.

Мне кажется, что сейчас, если бы мог своему учителю ответить, после смерти Владимир Ельджаров, он бы ответил строками из стихотворения Коста Хетагурова:

Жалеть бесполезно, роптать не умею...

Прости, коль напрасно себя я сгубил, —

Прости! Но, клянусь тебе смертью моею, —

Свободу я больше, чем славу, любил...5

Работы Владимира Ельджарова мне очень нравятся, и ещё, в каталоге есть фото, где Владимир защищает свой дипломный проект – «Чеканка», светильник точь-в-точь похож на те, что у нас украшают кабинет осетинского языка и литературы. Может и это его авторское участие в оформлении одного из внутренних помещений школы? На этот вопрос, я ещё ответа не нашла…

Реализм, серьёзная вещь. Он может вдохновить поэта сочинить стихи, так, как это произошло с Александром Фиактистовым, который увидел картину В. Ельджарова и написал:

Владикавказ. Ельджарову В. Александр Феоктистов. Стихи посвещаются прекрасному художнику Владимиру Ельджарову к его картине «Паутина». – «Моя большая признательность автору картины, вызвавшей у меня вдохновение. Я без спроса вывесил иллюстрацию его картины. Надеюсь господин Ельджаров меня извинит. Вот его страница на Фейсбуке».


Я стихи напишу вам про Родину Цвета. Про картину, где тихий город чужой -

Тихо дремлет на кАмнях усталое лето и ярчайшее небо над головой…

Где кровавое красно - нет, не кровища - а она молодой налитой виноград…

Где настолько тепло - даже ветер нагретый,

Что белья занавески - вяло треплет квадраты на проводах…

Где и зелени капли - нету деревьев, где поют цветотени, как стихи Саади...

Где дворы и дома так безвременно древни - им наверное сотни годов позади..

Кладки выветрил ветер - будто морщины, на цементе двора спит монетою люк…

Катит бабушка сумку - есть знать причина - выходить на жару - может нужен ей лук?

Козырек над подъездом - не понятно зачем тут, здесь уверен я точно- тыщу лет нет дождя,

Я смотрю на картину - а она же бесценна - ведь она же дыханье летнего дня…

Я стихи написал вам про Родину Цвета. Про селенье Дзауга - Владикавказ -

Я увидел зимой перегретое лето и картину, как будто бы горца рассказ.6

Владимир Ельджаров, ушёл из жизни 10 сентября 2015. Есть мнение о том, что ощущение невостребованности его не покидало после окончания института, но судя потому, что мы видим в его работах – это был человек самокритичный и скурпулёзный, ответственный и любящий своё дело. Как сказал бы И. Г. Эринбург - русский писатель, поэт, публицист : - "Творчество складывается не только из индивидуальности художника, но также из характера эпохи.

Реализм В. Ельджарова, запечатлил время, и будет всегда реализмом этого времени, как бы не назвали потом его в истории и культуре. А последующие поколения будут говорить о нём уже с точки зрения не только с точки зрения его индивидуальности, но и характерных черт той эпохи, когда создавались его работы.

Заключение

Моё исследование подошло к концу, и это вовсе не означает, что я совершенно исчерпала данную тему, но вопросы, которые я себе поставила в начале исследования я действительно изучила и могу подвести итог моих поисков и рассуждений.

Итак, «Реализм возник в конце 50 – х годов, во Франции. Представители искусства, ощутили в себе жажду передачи истинных настроений в обществе, беря образы, события и их обстоятельства прямо из жизни. Высокая эстетика, к тому времени, видимо уже достаточно заполнила жизненное пространство и вступала в спор с тем, что теперь называем мы «реализмом». «Маленькому человеку» того времени свойственно было быть терпеливым и боящимся; религиозно впечатлённым и даже законодательно не защищённым. Поэтому отражением его внутреннего напряжения и растущего душевного протеста, как и положено, выступали люди умеющие, хотящие, смелые и грамотные. Они средствами искусства выражали думы и желания самых разных социальных слоёв. Этим они привлекали не только внимание к себе (скорее всего они об этом особо не задумывались, и уж точно не чувствовали себя героями), но главное к явлениям в обществе о которых невозможно было дальше молчать. И это начинало менять жизнь.

Как не удивительно, для меня самой, но я прихожу к такому выводу, что если даже взять иные течения в искусстве, в истории в иных сферах известных нам с дальних времён, то это будет опять – таки «реализм», только запрятанный где – то в символы, где –то в мелодии и гармонию, а где – то в ритм стиха… Для нас, современных людей нужно объяснение такого понимания реализма, но чувствую, что я права…

Наши мысли о наших предках, их мудрости, хитрости, смекалке, доброте; мысли о трудолюбии и сопротивлению невзгодам; о испытаниях, трагических временах, пережитых ими, возникают в момент видения, прочтения, исполнения и осмысления сохранившихся и дошедших до нас памятников истории, искусства и прочих артефактов.

Наконец, современное восприятие понятия «реализм» — это опять – таки передача явления, что называется «без прикрас» и в этом его красота и правдивость, или не красота, но всё равно правдивость! В этом и есть объединяющая и разъединяющая роль реализма в нашей жизни!

И ещё…, я побывала на выставке филиала ГЦСИ СКГМИ (ГТУ). Там студенты кафедры архитектуры и дизайна, разместили свои работы. Эти молодые авторы, очень своеобразно, но реалистично выссказывают своё мнение о сегодняшнем времени. Коллективная работа «РОЖИ», студентов: Э. Иванова, Л. Мурашевой, В. Ряшенцева и А. Тигиева – комментируется авторами, как групповой портрет, в тором из дозволенного спектра эмоций, можно выбрать желанную и отобразить её глядя на себя в зеркало, как реакцию на происходящие в мире любые события. А в противовес этому, студент Д. Кумалагов, в серии работ «ГРОЗДИ», детализированно, реалистично создал зарисовки ботанических растений в энциклопедической манере. Вот такой контраст!

Вот так реалистично иносказательно или реалистично естественно я увидела реализм, в умах и творчестве молодых архитекторов и дизайнеров. И теперь я убеждена, что он был всегда, только назывался по – разному. Реалистично, передавались образы греческой мифологии – и авторы верили в то, что изобржали. Реалистичны убеждения философов, чьи убеждения не бывали поняты по – началу, а затем многое наука подтвердила и развила. Реалистична мораль устного народного творчества, так как в ней многовековая, где – то зашифрованная, где –то прямо высказанная мудрость, совет, поучение. И всё это – сама жизнь наша…



























Список использованной литературы:

  1. В. Г. Белинский «Речь о критике» Статья №1

  2. Б. А. Галаев «Осетинские народные песни» в звукозаписях, записанные нотами совместно с Е. В. Гиппиусом. Изд. Москва 1964 год, стр. 29 – 30.

  3. В. В. Донец, сотрудник научно – просветительского отдела ГТГ, автор книг по истории русского искусства (лекция).

  4. «Бальзак в воспоминаниях современников». Серия литературных мемуаров, Москва «Художественная литература» 1986, стр. 7 и 9

  5. АН СССР Сев. Осет. Науч. Исслед институт. Собрание сочинений К. Л. Хетагурова в 3 томах (том II cтр. 7).

  6. Т. Батагова «Композиторы Осетии». О Х. С. Плиеве (стр. 150)

  7. https://www.stihi.ru/2015/01/23/5012
























1 В. Г. Белинский «Речь о критике» Статья №1


2 Эрих Мария Ремарк – «Цитаты»

3 Б. А. Галаев «Осетинские народные песни» в звукозаписях, записанные нотами совместно с Е. В. Гиппиусом Изд. Москва 1964 год, стр. 29 – 30.


4 «Бальзак в воспоминаниях современников». Серия литературных мемуаров, Москва «Художественная литература» 1986, стр. 7 и 9

5 АН СССР Сев. Осет. Науч. Исслед институт. Собрание сочинений К. Л. Хетагурова в 3 томах (том II cтр. 7).

6 https://www.stihi.ru/2015/01/23/5012

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!