СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферет по обучению лиц с овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные исследования причин агрессивного поведения у подростков ведутся с середины прошлого века. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время.  

Просмотр содержимого документа
«Реферет по обучению лиц с овз»









Реферат  по теме:


«Коррекция агрессивного поведения у детей»


















 Исполнитель:

Пелевина Мария Сергеевна

 

 










2024год

Содержание


Содержание ……………………………………………………...      2

Введение     ……………………………………………………….     3                                                                                
1. Причины детской агрессивнос……...5                                           
2. Особенности агрессивного поведения подростков    ...............    9
3. Профилактика и коррекция агрессивного  поведения  ………   10

Заключение.........................................................................................  14
Список литературы............................................................................  15


Введение

Активные исследования причин агрессивного поведения у подростков ведутся с середины прошлого века. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время.  

 Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни). Он понимает, что взрослые бывают разные, а мир не так плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.  

  Агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Проблема роста детской агрессивности все более активно обсуждается в семье, школе, обществе. Учителя в школах отмечают, агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и зачастую учителя просто не знают, как справляться с их поведением.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок не в силах справиться.

 В целях проведения успешной коррекции агрессивного поведения детей можно выделить следующие принципы: контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка;   сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи, направленной на решение проблемных ситуаций и наработку навыков саморегуляции и контроля.




  1. Причины детской агрессивности

Часто мы наблюдаем агрессивность ребенка. Но почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению.

Исследования в области изучения детской агрессии показали, что на формирование данной особенности влияют:

 - безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым;  

 - суровость дисциплинарных воздействий, т.е. физическое наказание, психологическое давление, унижение.

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности. Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка.

Также причиной проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его положением в коллективе сверстников, особенно если он   стремится к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

-  внешняя привлекательность, аккуратность, опрятность.

-  организаторские способности.

-  широта кругозора.

-  позитивная оценка взрослого.

  Если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, то агрессивность будет направлена на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего такого положения.   Такая ситуация может осложниться приклеиванием ярлыка «плохой, драчун» со стороны взрослого.

  Еще одной причиной агрессивного поведения у детей может быть ощущение тревоги и страха нападения. Объясняется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В таком случае, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины   такого поведения.  

  Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее – неудовлетворенная потребность в общении и любви.

   Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются противоестественно уменьшить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого недопустимы. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, т.е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

У детской агрессивности есть несколько источников. Все они в одинаковой степени влияют на появление тех или иных симптомов агрессии детей. Вот эти причины:

- семья, в которой нормой является   агрессивное поведения. Это могут быть угрозы членов семьи друг другу, либо постоянные угрозы родителей своему ребенку.   Часто агрессивность детей берет истоки в семьях с так называемыми двойными стандартами: на людях родители демонстрируют доброту и вежливость, а наедине с детьми проявляют физическую силу; 

- проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Весьма распространенный вид проявления агрессии;

- естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность, а не устойчивая пока еще черта характера. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность;

- ограничение свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Возникает агрессивная реакция ребенка. Эта реакция оправдывается лишь до тех пределов, которые согласуются с нормой. Это пока еще не черта характера, а попытка отстоять себя, свои права, свое мнение, проверить на «прочность» окружающих. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причины и найден индивидуальный подход к ребенку;

-   проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество. Чаще проявляется у детей, ограниченных интеллектуально;  

- персонажи с агрессивными проявлениями поведения. Нашим детям часто хочется быть похожими на негативных героев. Поэтому не следует недооценивать роль мультфильмов и компьютерных игр, главными мотивами которых является война добра и зла.  Так же агрессия - результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.

    Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что проявления агрессивного поведения детей нарастают, сами агрессивные действия становятся все более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. В этих условиях школа вынуждена значительно усиливать работу по коррекции агрессивного поведения детей.

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние ребенка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворенности. Педагог должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что  педагоги, родители, друзья -  его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.  

  1. Особенности агрессивного поведения подростков.  

Следует обратить внимание на агрессивное поведение детей с нарушением интеллекта. Такие дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от всей общей детской популяции. Преобладающее большинство умственно - отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем.    

 У подростков с нарушениями интеллекта имеются существенные отклонения в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремлённость, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.  

Неумение контролировать свои эмоции, управлять гневом и правильно общаться с людьми приводит к ярким вспышкам агрессии к окружающим ребёнка людям (педагогам, воспитателям, сверстникам).   Есть дети, которые имеют психическое заболевание на фоне умственной отсталости. Такие дети становятся в своей агрессии очень опасны. Они могут причинить вред здоровью окружающих в данный момент, используя любой предмет под руками, царапаться, кусаться, кричать.   Важно знать и уметь, как вывести ребёнка из создавшейся ситуации так, чтобы он успокоился и перестал причинять вред жизни и здоровью других людей. В этом заметную помощь ему могут оказать службы, созданные в школе и позволяющие определить характер агрессии ребёнка, причины её вызывающие и наметить те коррекционные мероприятия, которые помогут ребёнку контролировать свою агрессию и позволят управлять ею сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Это, прежде всего, психологическая и медицинская службы.

Агрессивное поведение подростков представляет собой более или менее удачные попытки противостоять трудностям и проблемам, особенно касающимся угрозы безопасности собственному «Я». Подросток ведёт себя агрессивно, стремясь восстановить душевное равновесие в доступных границах, в определённой среде и в конкретный жизненный момент. Тем самым он пытается найти компромисс между своими стремлениями и объективными возможностями их реализации, что часто приводит к непонятным для окружающих формам асоциального поведения.

Объектами агрессии часто бывают несмелые, слабо развитые дети. Опасными бывают ссоры между старшими и младшими учениками. Скрытым источником агрессии подростков являются неформальные группы деструктивного характера, цель которых – запугивание и террор по отношению к более слабым. Агрессивность может быть признаком некоторых нервных и умственных расстройств, психопатии, заболеваний нервной системы.

Рассмотрев особенности агрессивных детей с нарушением интеллекта, можно отметить, что проявление агрессии может быть опасно и для них самих и для окружающих людей. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

  1. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей.

Коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, систематический характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие как отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях: 

- снижение уровня личностной тревожности;

- обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;

-обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;

- формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.   На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, т. к. вся семья в целом нуждается в поддержке, психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.

Уровень агрессивности детей может быть различным. Можно выделить три группы: - не агрессивные, -  умеренно агрессивные, -  с повышенной (высокой) агрессивностью. Коррекционная работа для каждой группы будет различной по глубине, интенсивности и длительности.

Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков — 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

3. Развитие позитивной самооценки.

4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Отдельным блоком она выделила консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю. Продолжительность занятий  -  30-45 мин.

 В комплексе необходимо применять различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм.

1. Беседы.  Особенно ценны профилактические беседы, которые проводятся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расскажет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать.

2. Ролевые игры.   Главная цель —научить детей правильно вести себя. В ситуациях, которые уже были и закончились агрессией, дети ищут способы мирового разрешения конфликта, показывают в игре, как можно было бы избежать недостойного поведения. Если воспроизводится ситуация, в которой ребенок проявил неоправданную (завышенную, ненужную) агрессивность, обязательно нужно найти адекватное мировое разрешение конфликта. Наиболее ценными будут те варианты решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуации, совершает обдуманный выбор.

3.  Поручения.  Если педагог видит, что кому-то необходима помощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открытку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное.   К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному, доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными, невоспитанными.  Агрессивность некоторых детей педагог должен ослаблять, поручая  им  заботиться  о  домашних животных.   Хорошо,   если ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любимцем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно, чтобы он сам себя услышал.  

4. Упражнения. В коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы — действий по образцу, выполнения правил, изобразительной и физической деятельности. Трудные упражнения вначале должны быть посильными. Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Известно, что глубокие вдохи и выдохи — это эффективное средство регулирования состояний гнева, печали, страха.

Заключение

Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число агрессивных детей и подростков.

Непременным условием развития, отклоняющегося и в том числе агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих детей отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями, и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

В среде современных детей довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых детей участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия.  Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и  служб сопровождения.

 

 

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб, 2006. – 335 с.

  2. Берковиц , Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. -  

     М. : Владос, 2001. - 512 с.

  1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2004.

  2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 2005. – 88 с.

  3. Виноградова, Е.И. Липецкая // Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 144 с.

  4. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000.

  5. Интернет- ресурсы.

  6. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. канд. психол. наук. — Иркутск,  2002.  

  7. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика, М.: Издательство: Когито-Центр, 2006. – 115 с.

  8. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009 с.  

  9. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2008. – 312 с.

  10. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Учеб. пособие./ Б.П.Пузанов, И.П.Коняева, Б.Б. Горских.- 2-е изд., издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.

  11. Смирнова,Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/ Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  12. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!