Региональный компонент на уроках технологии (швейное дело)
Учитель технологии
I квалификационной категории
Мельникова Елена Игоревна
ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ»
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.
В современном образовательном процессе большое внимание уделяется использованию на уроках большинства учебных предметов регионального компонента, не является исключением и предмет технология.
Виды традиционного рукоделия
Лоскутное Русская народная Вышивка Ткачество
шитье кукла
На уроках технологии (швейное дело) целесообразнее применять «традиционные технологии», связанные с использовать тканей, лоскутиков, ниток. Поэтому в содержание календарно - тематического планирования включаются такие темы как: лоскутное шитье , текстильная кукла , для отделки швейных изделий используется вышивка .
В процессе получения разнообразных практических навыков на уроках технологии дети начинают понимать, что смысл жизни в созидательном труде, начинают больше любить свою малую родину, уважать традиции и обычаи своего народа.
Лоскутный блок «Изба».
Блок символизирует бревенчатую избу с бревнами-полосками и очагом в середине. Огонь освещая дом, давал глубокие тени в дальних углах, поэтому вокруг центрального (обычно красного) квадрата нашивались полоски тканей: с одной стороны – темные, с другой – светлые.
В русских деревнях иногда центральный квадрат делают из синей ткани, полоски цветными и называют такой блок «Колодец».
Лоскутное панно «Сердце», выполненное в технике
изба.
Чтобы пробудить интерес учащихся к культуре, традициям своего народа, национальным ремеслам, подбираю современные швейные изделия с использованием традиционных технологий .
Ученицы 8В класса выполняют панно «Сердце».
Работы учащихся
(традиционные техники).
Техника «Русский квадрат»
Техника «Мельница»
Техника «Спираль»
Русская народная кукла
Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол.
Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых. Кроме этого традиционные русские куклы изготавливались и для детей.
По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские куклы.
Кукла на Счастье (Ржевское счастье).
В традиционной кукле Счастье главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно.
«Ржевка» - кукла-символ, символ женского счастья она вполне может быть замечательным подарком и в наши дни .
Кукла «Ржевское счастье» была найдена на раскопках года Ржева в слое X века.
Работы учащихся.
В день Сименона Столпника, проводился семейный обряд «сажание на коня».
Куколки на счастье .
Вышивка крестом.
Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые IX-XII веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне. Чаще всего люди украшали предметы быта: простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах, сарафанах. Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни.
Работы учащихся.
Содержание регионального компонента технологической подготовки школьников, основанное на национальных ремеслах, промыслах, видах декоративно-прикладного искусства способствует приобщению обучающихся к культурно-историческому наследию своей нации, эстетическому развитию и обеспечивает более глубокое и эффективное усвоение знаний, формирование трудовых умений и навыков.