СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный краеведческий проект. Тема: "Организация совместной деятельности социальных институтов и образовательных учреждений для изучения культурного наследия территории".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта заключается  в том, что студенты и школьники принимают непосредственное участие в поиске новой краеведческой информации, учатся её обрабатывать и применять полученные знания на практике, что ведёт к формированию общеобразовательных и практических компетенций у участников проекта, гармоничному развитию их личности. Данный проект демонстрирует востребованость ГИС в структуре разработок исследовательских и проектных работ по краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Региональный краеведческий проект. Тема: "Организация совместной деятельности социальных институтов и образовательных учреждений для изучения культурного наследия территории".»

Министерство образования Тверской области

ГБПОУ «Торопецкий колледж»










Проект


Организация совместной деятельности социальных институтов и образовательных учреждений для изучения культурного наследия территории







Автор проекта Гапонова С.И.




















г. Торопец

2018


Характеристика проекта


Актуальность проекта заключается в том, что студенты и школьники принимают непосредственное участие в поиске новой краеведческой информации, учатся её обрабатывать и применять полученные знания на практике, что ведёт к формированию общеобразовательных и практических компетенций у участников проекта, гармоничному развитию их личности. Данный проект демонстрирует востребованность ГИС в структуре разработок исследовательских и проектных работ по краеведению.

По доминирующему виду проектной деятельности проект является практико-ориентированным.

По продолжительности проектной деятельности - долгосрочным.

По количеству учащихся - групповым.

По содержанию проект носит межпредметный характер.

Методы обучения при работе со школьниками и студентами при организации исследовательской и проектной деятельности перечислены в Приложении 1. Деятельность по реализации проекта осуществлялась на уроках дисциплин: история, история родного края; в рамках деятельности краеведческих кружков1.


Этапы работы над проектом


Разработка данного проекта подразумевает 5 этапов. Период каждого этапа 1 год. Каждый этап сопровождается подведением итога исследовательских и проектных работ в рамках Конкурса.

1 этап. Организация сотрудничества тверских краеведов, студентов и преподавателей ВУЗов, ССУЗов, учащихся школ Тверского региона в области информационных технологий посредством участия в конкурсе «ИТ и архивные карты в исторических географических и краеведческих исследованиях». Создание сайта конкурса.

2 этап. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников, студентов средних и высших учебных заведений. Разработка методики использования ГИС в проектно-исследовательских работах. Создание интерактивной карты храмовых сооружений Торопецкого уезда.

3 этап. Презентация опыта изучения и сохранения культурного наследия с использованием ГИС – технологий на форумах интерактивных технологий различного уровня.

4 этап. Популяризация культурного наследия посредством издания печатных разработок студентов и школьников.

5 этап. Создание интерактивных маршрутов экскурсий по объектам культурного наследия Торопецкого района и Тверской области.


Реализация этапов проекта.


1 этап . Процесс реализации 2015 год


Современное образование требует интеграции усилий различных образовательных учреждений, социальных институтов. Эта интеграция позволяет учащимся школ, студентам ССУЗов изучать и успешно применять наработки специалистов высших учебных заведений в области информационных технологий, в то же время она позволяет преподавателям и студентам ВУЗов приобщаться к духовному и культурному наследию отдалённых регионов Тверской области.

В области технологий посредником между школой и ВУЗом становится ССУЗ. Способность же объединить усилия многих учреждений, организаций и социальных институтов присуща широкому полю проектно-исследовательской деятельности, в данном конкретном случае полем деятельности стало краеведение. Рассмотрим примеры этого взаимодействия.

С использованием Интернет-ресурсов в 2014-2015 гг. на основании решения XI Торопецкой Свято–Тихоновской Международной конференции «Пастырь добрый» был организован и проведен конкурс «ИТ и архивные карты в краеведческих, географических и исторических исследованиях»2. Организаторами конкурса выступили:

- кафедра физической географии и экологии факультета географии и геоэкологии Тверского государственного университета;

- тверской клуб краеведов (руководитель Галочкин В.А.);

- исследовательское общество «МИР» г Торопец (Гапонова С.И.);

- МОУ СОШ №34 г. Твери (директор Панкова В.П.).


2 этап. Процесс реализации 2016 год


В рамках проведения конкурса были начаты работы по созданию интерактивной карты храмовых сооружений Торопецкого района. Создание данной карты требовало усилий в области:

1. обучения интерактивным географическим технологиям для того, чтобы создать картографическую основу;

2. проведения сбора соответствующей информации о храмах посредством организации исследовательской деятельности в этом направлении.

Исходный каталог храмовых сооружений был предоставлен председателем Тверского клуба краеведов Галочкиным В. А.

В рамках проведения конференции «Пастырь добрый» и на подготовительном этапе организаторами конкурса было дано несколько практических занятий для педагогов и учащихся по технологиям и использования архивных материалов в исследованиях.

Консультирование участников конкурса по использованию информационных технологий и архивных картографических материалов выполняли:

- старший преподаватель кафедры физической географии и экологии факультета географии и геоэкологии ТвГУ, исполнительный директор ОО «Верто» Лазарев О.Е.; В Приложении 2 даны рекомендации Владимира Геннадьевича Щеотилова по применению ГИС.

- кандидат технических наук, старший научный сотрудник, инженер-геодезист ООО «Верто» Щекотилов В.Г.3;

- преподаватель ГБПОУ «Торопецкий колледж» Гапонова С.И.

Для большинства исследовательских работ архивные карты являлись необходимым компонентом для всестороннего научного описания исследуемого вопроса, а интерактивные технологии – средством для его выражения.

На всех этапах конкурса школьники и студенты демонстрировали различную степень владения вышеуказанными компетенциями, но следует отметить, что уровень владения этими компетенциями от этапа к этапу повышался. В процессе работы между учащимися городских и сельских школ, студентами колледжей Тверской области, а так же студентами высших учебных заведений, их руководителями, краеведами области возникло единое образовательное пространство, позволяющее свободно обмениваться доступной информацией, своими идеями, наработками. Этому процессу сопутствовало создание сайта конкурса4. В дальнейшем большинство исследовательских работ представлялись на этом сайте.

Такой подход позволил сменить репродуктивную модель образования на творческую, личностно-ориентированную; сместить цель образования на развитие личности, ее творческих сил и способностей; организовать воспитательную среду согласно новым ФГОС, когда информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, новейшие интерактивные программ, используя при этом проектно-исследовательские компетенции5.


3 этап. Процесс реализации 2017 год


Результат такой деятельности в полной мере проявлялся на очных этапах конкурса – научно-практических конференциях. В 2015 году НПК состоялась на базе Тверского государственного университета, затем инициативу НПК поддержала Православная гимназия г. Торопца и НПК состоялась на её территории в октябре 2017 года.

Выступающие в процессе презентации своих работ доказали высококвалифицированному жюри, что как в материальном, так и в нематериальном аспекте сельский мир представляет собой сокровищницу культурного, природного и ландшафтного наследия.

Обратимся прежде именно к работам, посвящённым нематериальному наследию, ведь именно оно является основополагающим и включает в себя:

- методы и навыки, позволяющие формировать культурные ландшафты, развивать производство, создавать архитектурные объекты;

- индивидуальную составляющую отдельных личностей;

- местные диалекты, музыкальное и устное творчество, которые происходят из не писаных традиций;

- виды и способы организации социальной жизни или особые формы социальной организации, такие как традиции и праздники.

Все эти элементы представляют живое наследие6 .

Яркими примерами, иллюстрирующими активную роль представителей молодого поколения, в сохранении этого наследия, явились исследовательские работы, занявшие на НПК призовые места:

- История Троицкого храма деревни Озерец Торопецкого рай района, авторы: Буржинская Ксения, Симогин Игорь, ООШ Кудрявцевская.

- Святительский путь Патриарха Тихона, авторы: Морару Михаил, Киреев Антон; Унтура Александр - гимназия имени Патриарха Тихона, город Торопец.

- Развитие народных промыслов на территории Торопецкого района, автор Альбрехт Наталья, ГБПОУ «Торопецкий колледж».

- Картографирование элементов традиционной культуры Тверского края, автор Дмитриева Анастасия, филологический факультет ТвГУ.

В рамках совмещения туристической деятельности студентов с исследовательской с применением ИТ-технологий актуальной явилась работа с архивами и библиотеками:

- Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/,

- Российская национальная библиотека;

- краеведение http://www.nlr.ru/res/inv/kray/,

- Президентская библиотека http://www.prlib.ru/Pages/default.aspx,

- Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького http://www.tverlib.ru/.

С этой точки зрения интерес представляют следующие работы, представленные на НПК:

- Проект автопробега «Маршрут памяти» Торопец-Шейно, авторы Зам.зав. ОКАМсИТ Деркачёва С. В., преподаватель ГБПОУ «Торопецкий колледж» Гапонова С. И.

- Православные храмы центральной части города Торопца, автор - Илларионова Антонина, ГБПОУ «Торопецкий колледж».

Отдельный пласт представляют собой работы военно-патриотической направленности. Выделить можно следующие:

- История одного медальона, автор Антипенкова Мария, ТвГТУ.

- Мои родные во время Великой Отечественной войны, автор Элис Алина, Плоскошкая СОШ.

При написании работ связанных с военной тематикой также использовались ресурсы:

- «Подвиг народа»; http://podvignaroda.mil.ru/;

- ОБД «Мемориал», http://www.obd-memorial.ru/html/index.html;

- «Жить и помнить», http://www.zhitipomnit.ru/.

Каким образом проходила работа в данном направлении иллюстрирует методическая разработка урока кружка краеведения . Приложение 4.

Наличие новых по сравнению с традиционными работами краеведческой направленности компонент, связанных с использованием архивных карт и пространственно атрибутируемых данных, а также технологий географических информационных систем можно рассматривать как форму закрепления учащимися и студентами практических знаний и навыков в области современных информационных технологий и использования картографических материалов на стыке информатики, истории, филологии, генеалогии, этнографии и географии.


4 этап. Процесс реализации 2018 год


Сотрудничество ССУЗов и ВУЗов открыло возможность студентам колледжей участвовать в научной работе факультетов. Итог этой работы можно увидеть в материалах 3 Всероссийской научно-практической конференции «География, экология, туризм: научный поиск студентов и аспирантов», прошедшей 24 апреля 2015 года в Твери. На НПК была представлена, а затем вошла в печатный сборник конференции исследовательская работа студентки Торопецкого колледжа Харинской Софьи «Формирование туристических маршрутов на объекты историко культурного наследия Торопецкого района с использованием архивных карт и современных информационных картографических технологий». В ней говорится о том, что одним из направлений совместной научной работы в её прикладном к практике виде является организация туристических маршрутов. В этой работе студенты использовали современные информационные технологии в области картографии. В данном случае студенты работали с предоставленной им преподавателями университета программой САС.Планета (URL: http://sasgis.org)/. Эта программа позволяет пользоваться на одном ресурсе разнообразной картографической информацией; прокладывать индивидуальный маршрут группы, при чём совместно с данными картографических ресурсов Google, Yandex, Kosmosnimki и аналогичных.

Программа позволяет импортировать объекты из других Интернет –ресурсов, например, с ресурса «Храмы России» (URL: http://temples.ru/); заполнить семантические данные (описание, значимую историческую или иную информацию)7.

Рис. 1. Отображение маршрута фольклорно-этнографической экспедиции, предпринятой студентами Торопецкого колледжа в октябре 2014 года.

Исследовательская работа студентки «Икона-Путешественница», была напечатана в сборнике «Записки Тверских краеведов». Выпуск №7,88. Приложение 3. В этой работе впервые студенты колледжа использовали Электронный атлас по крупномасштабным картам 19 века для Тверской и сопредельных губерний, разработанный Щекотиловым В. Г., Лазаревым О. Е., Щекотиловым А. В.9.

Рис. 2. Страница электронного атласа, используемая в исследовательской работе «Икона-Путешественница»

Электронный атлас обеспечивает масштабирование и навигацию по растровой электронной карты с применением закоординированных закладок с графической, гипертекстовой и мультмедийной информацией. Так же в состав электронного атласа включена серия современных карт и реализован режим синхронной навигации по архивной карте и одной из современных с возможностью локальной корректировки параметров их совмещения.

Так же в этот сборник вошли исследовательские работы, которые стали победителями конкурса в 2017 году: «Торопецкая операция», автор – ученик Торопецкой православной гимназии Илья Спиридонов, «История Никольского храма в селе Метлино Торопецкого района Тверской области», авторы – ученики МБОУ «Озерецкая ООШ» Буржинская Ксения, Григорьев Никита, руководитель - Горская Ренгена Ивановна.

В 2018 году в издательстве LAMBERT Academic Pablishing вышла книга под названием «Задача – сохранить», в которой была опубликована исследовательская работа ученицы школы №2 г. Западная Двина Завьяловой Анастасии и руководителя исследовательской работы учителя той же школы Гавриловой Зои Михайловны «Дорогие сердцу места», ранее занявшее одно из призовых мест в Конкурсе «ИТ и архивные карты в исторических географических и краеведческих исследованиях».

Студенты ГБПОУ «Торопецкий колледж» Артём Павлов, Любовь Савельева предоставили в 2018 году свой письменный труд «Историческое сознание современного социума провинциального города в отношении городской топонимики (на примере г.Торопца Тверской области) для Всероссийского сборника Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодёжи №14.



5 этап. Процесс реализации 2019 год


Предполагает создание интерактивных маршрутов экскурсий по объектам культурного наследия Торопецкого района и Тверской области, а так же включение студенческой бригады экскурсоводов в работу экскурсионного бюро «Кривичи» г Торопца.


Результаты достигнутые в процессе реализации проекта.


Учащиеся школ, студенты ССУЗов и ВУЗов изучают и успешно применяют наработки специалистов высших учебных заведений в области информационных технологий, в частности ГИС. Статистику работ по каждому году конкурса можно проследить на сайте конкурса «ИТ и архивные карты в исторических географических и краеведческих исследованиях» о котором говорилось выше.

Наличие новых по сравнению с традиционными работами краеведческой направленности компонент, связанных с использованием архивных карт и пространственно атрибутируемых данных, а также технологий географических информационных систем можно рассматривать как форму закрепления учащимися и студентами практических знаний и навыков в области современных информационных технологий и использования картографических материалов на стыке информатики, истории, филологии, генеалогии, этнографии и географии.

Осуществляя работу в направлении исследования и сохранения культурного наследия при использовании ГИС мы воплощаем идеи гуманизации в образовательном процессе, а именно:

  • приводим к балансу техническую и гуманитарную составляющие образования с целью утверждения эффективного формирования мировоззрения и высоких морально-нравственных качеств обучаемых;

  • применяем систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонент в содержании образования, формируя личностную зрелость обучаемых;

  • преодолеваем технократические тенденции, усиливая внимания в содержании образования человека к его культуре, правам и интересам.

Существенные изменения в образовании требуют развития принципиально новых образовательных технологий в противовес широко распространенным в современном образовании репродуктивным методам, основанным на воспроизведении готовой информации. Этот вывод подтверждается и наблюдаемым в настоящее время процессом формирования новой педагогической модели, основанной на переходе от знаниевой парадигмы образования к парадигме компетентностной, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности учащегося, способной как быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию, так и принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков10.



































Список источников

1. Галочкин В. А., Гапонова С. И., Лазарев О. Е., Щекотилов В.Г. Опыт применения ресурсов с архивными картами, информационных технологий и ГИС учащимися школ, студентами ССУЗов, ВУЗов в исследовательских работах по краеведению. // Вестн. ТвГУ. Сер. «География и геоэкология». 2015. № 1, C. 14-25.

2. Гапонова С.И., Галочкин В.А., Замыслова В.И., Применение исследовательских компетенций, информационных технологий в преподавании географии и краеведения в школе и ССУЗе, XXVI МНПК «Современные информационные технологии в образовании» ИТО – Троицк – Москва, 2015, С.32

3. Гапонова С.И. Кружковая работа как сегмент базового краеведческого проекта по экономическому развитию территории. XIX МНПК «Современные информационные технологии в образовании» ИТО – Троицк – Москва, 2018, С.249

4. Гапонова С.И. Задача - сохранить. LAMBERT Academic Pablishing. 2018. 46с.

5. Голубинский А.А. Сайт Российского государственного архива древних актов http://www.rgada.info/.

6. Европейское руководство по выявлению сельского наследия. Страсбург, 17 сентября 2003.13 CEMAT (2003).-С. 7.

7. Записки Тверских краеведов. Выпуск 7,8. Издательство: Ванчакова линия. Вышний Волочёк – Тверь. 2018.336 с.

8. Щекотилов В.Г., Шалаева М.В. Рекомендации по использованию в краеведческих исследованиях Интернет-ресурсов с архивными картами и пространственными данными. – Тверь: Тверской клуб краеведов, Тверское отделение РГО, 2014.-16 с.

9. Щекотилов В. Г., Лазарев О. Е., Щекотилов А. В. Электронный атлас по крупномасштабным картам 19 века дл Тверской и сопредельных губерний, Геодезия и картография, №3, Москва, 2010., С. 23-27.

10. Щекотилов В.Г. Обработка и представление архивных карт (Электронный ресурс)// - Режим доступа www.boxpis.ru – 03.03.2014 г.

11. Щекотилов В.Г., Щекотилова С.Н., Лазарев О.Е., Лазарева О.С.Комплекс геокодированных баз данных и программ для ЭВМ как объект функциональных геопорталов библиотек, архивов, музеев
В сборнике: Цифровые проекты в современной информационной среде: наука и практика Сборник научных трудов. Сер. "Электронная библиотека" Санкт-Петербург, 2018. С. 99-119.

12. Щекотилов В.Г., Шалаева М.В., Щекотилова С.Н. Адаптация в ГИС и геопорталах многолистных планов дач 19 века. Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2018. № 2. С. 102-111

13. Щекотилов В.Г., Шалаева М.В., Щекотилова С.Н. Комплексы многолистных планов дач 19 века как компонента ГИС и геопорталов. Историческая информатика. 2018. № 2 (24). С. 58-62

14. Щекотилов В.Г., Шалаева М.В., Щекотилова С.Н.
Использование географических информационных систем и баз данных в исследованиях по установлению места службы и гибели без вести пропавших воинов // Историческая информатика. — 2018. - № 3. - С.123-145

15. Электронный фонд Российской национальной библиотеки.(Электронный ресурс)// - Режим доступа: http://leb.nlr.ru/ - 03.03.2014 г.

16. Gaponova S. Innovative technologies used to implement the principles of CEMAT in regionovendenii Tver region. Proceedings of the 4th International conference on Eurasian scientific development. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. P. 11-15.

17. http://tver-grant.ru/konkurs-it2020/


1 Гапонова С.И. Кружковая работа как сегмент базового краеведческого проекта по экономическому развитию территории. XIX МНПК «Современные информационные технологии в образовании» ИТО – Троицк – Москва, 2018, С.249


2 Галочкин В. А., Гапонова С. И., Лазарев О. Е., Щекотилов В.Г. Опыт применения ресурсов с архивными картами, информационных технологий и ГИС учащимися школ, студентами ССУЗов, ВУЗов в исследовательских работах по краеведению. // Вестн. ТвГУ. Сер. «География и геоэкология». 2015. № 1, C. 14-25.

3 Щекотилов В.Г., Шалаева М.В. Рекомендации по использованию в краеведческих исследованиях Интернет-ресурсов с архивными картами и пространственными данными. – Тверь: Тверской клуб краеведов, Тверское отделение РГО, 2014.-16 с.


4 http://tver-grant.ru/konkurs-it2020/

5 Gaponova S. Innovative technologies used to implement the principles of CEMAT in regionovendenii Tver region. Proceedings of the 4th International conference on Eurasian scientific development. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. P. 11-15.


6 Европейское руководство по выявлению сельского наследия. Страсбург, 17 сентября 2003.13 CEMAT (2003).-С. 7.


7 Голубинский А.А. Сайт Российского государственного архива древних актов http://www.rgada.info/.

3. Европейское руководство по выявлению сельского наследия. Страсбург, 17 сентября 2003.13 CEMAT (2003).-С. 7.


8 Записки Тверских краеведов. Выпуск 7,8. Издательство: Ванчакова линия. Вышний Волочёк – Тверь. 2018.336 с.

9 Щекотилов В.Г., Шалаева М.В., Щекотилова С.Н. Комплексы многолистных планов дач 19 века как компонента ГИС и геопорталов. Историческая информатика. 2018. № 2 (24). С. 58-62

10 Гапонова С.И., Галочкин В.А., Замыслова В.И., XXVI МНПК Применение исследовательских компетенций, информационных технологий в преподавании географии и краеведения в школе и ССУЗе, XXVI МНПК «Современные информационные технологии в образовании» ИТО – Троицк – Москва, 2015, С.32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!