СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту технологию можно применить для рейтингового оценивания учащихся 2-4 классов, 5-9 классов, студентов 1-3 курсов колледжей и техникумов

Просмотр содержимого документа
«Рейтинговая система оценки достижений обучающихся»

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся

 Данная система позволяет получить: возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; возможность получить объективную динамику усвоенных знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения; дифференцировать значимости оценок, полученных за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы); отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимся труда); повысить объективность оценки знаний.

Данная система позволяет получить:

  • возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
  • возможность получить объективную динамику усвоенных знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
  • дифференцировать значимости оценок, полученных за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);
  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимся труда);
  • повысить объективность оценки знаний.
Основные принципы системы рейтинговой оценки Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т. д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, внеклассной работе по предмету, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

Основные принципы системы рейтинговой оценки

  • Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.
  • Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т. д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, внеклассной работе по предмету, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, колледжах, лицеях, когда учебу учащиеся начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного учащегося на фоне всей группы, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти, полугодии или в году, на которую учащийся рассчитывает. Такая система оценки позволяет учащемуся быть более активным в учебной деятельности, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию. В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школах, техникумах, но и во многих вузах.
  • Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, колледжах, лицеях, когда учебу учащиеся начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного учащегося на фоне всей группы, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти, полугодии или в году, на которую учащийся рассчитывает.
  • Такая система оценки позволяет учащемуся быть более активным в учебной деятельности, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию. В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школах, техникумах, но и во многих вузах.
Рейтинговая технология оценивания знаний учащихся  Что дает рейтинговая оценка ученику? – новую возможность: самому распоряжаться своим временем; выбирать порядок выполнения учебных заданий; самостоятельно планировать их выполнение; постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов; сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучаемых; углубляться в интересующие его области науки.

Рейтинговая технология оценивания знаний учащихся

  • Что дает рейтинговая оценка ученику? – новую возможность:
  • самому распоряжаться своим временем;
  • выбирать порядок выполнения учебных заданий;
  • самостоятельно планировать их выполнение;
  • постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов;
  • сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучаемых;
  • углубляться в интересующие его области науки.
Как составить рейтинг? Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки); Определить нормативные баллы на все задания (или правила начисления баллов); Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся. Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент; На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов; В конце четверти (полугодия) выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Как составить рейтинг?

  • Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки);
  • Определить нормативные баллы на все задания (или правила начисления баллов);
  • Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся.
  • Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
  • На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
  • В конце четверти (полугодия) выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
Возможны следующие виды  рейтинга:

Возможны следующие виды рейтинга:

    Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить следующие действия: Определить перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме и определить уровень их усвоения. Репродуктивный: данное понятие учащийся должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на занятии учителем, записано в учебнике, тетради. Продуктивный: учащийся на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).

    Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить следующие действия:

    • Определить перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме и определить уровень их усвоения.
    • Репродуктивный: данное понятие учащийся должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на занятии учителем, записано в учебнике, тетради.
    • Продуктивный: учащийся на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).
    Частично поисковый – учащийся на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения не стандартных задач. Творческий: учащийся в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия). В скобках указывается уровень усвоения, предлагаемый для наиболее подготовленных учащихся (в качестве дополнительных заданий). Также необходимо отметить понятия указанные в минимальных требованиях по предмету. Отмеченные понятия соответствуют отметке «удовлетворительно» по данной теме.
    • Частично поисковый – учащийся на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения не стандартных задач.
    • Творческий: учащийся в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия). В скобках указывается уровень усвоения, предлагаемый для наиболее подготовленных учащихся (в качестве дополнительных заданий). Также необходимо отметить понятия указанные в минимальных требованиях по предмету. Отмеченные понятия соответствуют отметке «удовлетворительно» по данной теме.
    Определить перечень умений и навыков, которым в соответствии с тематическим планированием учащемуся необходимо овладеть.  Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.  Определить тип контроля (устный зачет или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а также уровень их сложности. Например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в размере 30-50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т.к. выполняется учащимися в группах или парах.
    • Определить перечень умений и навыков, которым в соответствии с тематическим планированием учащемуся необходимо овладеть.
    • Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.
    • Определить тип контроля (устный зачет или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а также уровень их сложности. Например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в размере 30-50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т.к. выполняется учащимися в группах или парах.
    Принципы разработки заданий: 60% контрольного задания должна включать только понятия и умения (навыки) включенные в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка «3»). 40% заданий основаны на понятиях, умениях(навыках) выше стандартных (отметка «4» и «5»).  В любой форме контроля (кроме диктантов и опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые, учащиеся могут получить дополнительные баллы.  Без предварительного предупреждения производится проверка письменных домашних заданий. Количество рейтинговых баллов зависит от периода проверки и склонностей, данной группы к регулярному выполнению домашнего задания. Какое количество баллов учащийся может набрать за каждое задание должно быть отражено в «Таблице стоимости».

    Принципы разработки заданий:

    • 60% контрольного задания должна включать только понятия и умения (навыки) включенные в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка «3»).
    • 40% заданий основаны на понятиях, умениях(навыках) выше стандартных (отметка «4» и «5»).
    • В любой форме контроля (кроме диктантов и опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые, учащиеся могут получить дополнительные баллы.
    • Без предварительного предупреждения производится проверка письменных домашних заданий. Количество рейтинговых баллов зависит от периода проверки и склонностей, данной группы к регулярному выполнению домашнего задания. Какое количество баллов учащийся может набрать за каждое задание должно быть отражено в «Таблице стоимости».
    Также нужно решить ряд вопросов:

    Также нужно решить ряд вопросов:

          Можно подойти к этому вопросу следующим образом : «Три» получают учащиеся, набравшие 50-65%, на «четыре» - 66-80% и «пять» - свыше 81% от максимального количества баллов. В профильных классах, лицеях и гимназиях границы интервалов необходимо увеличить, например, на «три» - 55-70%, на «четыре» - 71-90%, на «пять» - 91% и выше. А вот в обычных классах и профтехучилищах нижнюю границу приходиться снижать с учетом обучаемости учащихся в каждой группе. Например, «3» - 30-65%, «4» - 66-80% и «5» - 81% изменять не нужно, чтобы стимулировать интерес и поддерживать уровень активности.

          Можно подойти к этому вопросу следующим образом :

          • «Три» получают учащиеся, набравшие 50-65%, на «четыре» - 66-80% и «пять» - свыше 81% от максимального количества баллов.
          • В профильных классах, лицеях и гимназиях границы интервалов необходимо увеличить, например, на «три» - 55-70%, на «четыре» - 71-90%, на «пять» - 91% и выше. А вот в обычных классах и профтехучилищах нижнюю границу приходиться снижать с учетом обучаемости учащихся в каждой группе. Например, «3» - 30-65%, «4» - 66-80% и «5» - 81% изменять не нужно, чтобы стимулировать интерес и поддерживать уровень активности.
          Выводы: Используя рейтинговую систему для оценивания знаний обучаемых, повышается успеваемость и качество знаний уч-ся, увеличивается их мотивация к изучению предмета, их творческие способности.  Это можно проследить по следующим примерам .  Если после первого рубежного контроля из 70 уч-ся слабо успевали 10 человек, то после второго – только 5. Если с итоговой контрольной за I полугодие не справились 7 уч-ся, то за II полугодие только 1.  Первое полугодие с оценкой «5» по английскому языку ( преподаватель Болт С.В.) закончили 10 уч-ся, во втором полугодии их уже 12.  Если в первом полугодии на «4» и «5» учились 21 уч-ся, то в конце учебного года уже 30 человек.

          Выводы:

          • Используя рейтинговую систему для оценивания знаний обучаемых, повышается успеваемость и качество знаний уч-ся, увеличивается их мотивация к изучению предмета, их творческие способности.
          • Это можно проследить по следующим примерам .
          • Если после первого рубежного контроля из 70 уч-ся слабо успевали 10 человек, то после второго – только 5. Если с итоговой контрольной за I полугодие не справились 7 уч-ся, то за II полугодие только 1.
          • Первое полугодие с оценкой «5» по английскому языку ( преподаватель Болт С.В.) закончили 10 уч-ся, во втором полугодии их уже 12.
          • Если в первом полугодии на «4» и «5» учились 21 уч-ся, то в конце учебного года уже 30 человек.
           В первом полугодии было 2 неуспевающих по английскому языку в группах преподавателя Болт С.В., а во втором – ни одного.  Если взять более конкретные примеры, то можно увидеть следующее: Наумова Александра (группа 128) по итогам рейтинга (с 15 января по 15 марта) была четвертой, а после последнего подведения итогов рейтинга стала первой с наивысшим количеством баллов, опережая соперника, который уверенно возглавлял победителей первого тура, аж на 7 баллов, с учетом того, что у Саши в первом полугодии была «3» по английскому языку, у девочки сложный характер, но и она заинтересовалась и включилась в соревнование и самое главное, успешно победила, получив «5» за II полугодие и заслуженную «4» за год. В ее же 128 группе Алексеева Люба с 9 места поднялась на 4, а Котиков Валерий с 18 на 14.
          • В первом полугодии было 2 неуспевающих по английскому языку в группах преподавателя Болт С.В., а во втором – ни одного.
          • Если взять более конкретные примеры, то можно увидеть следующее: Наумова Александра (группа 128) по итогам рейтинга (с 15 января по 15 марта) была четвертой, а после последнего подведения итогов рейтинга стала первой с наивысшим количеством баллов, опережая соперника, который уверенно возглавлял победителей первого тура, аж на 7 баллов, с учетом того, что у Саши в первом полугодии была «3» по английскому языку, у девочки сложный характер, но и она заинтересовалась и включилась в соревнование и самое главное, успешно победила, получив «5» за II полугодие и заслуженную «4» за год.
          • В ее же 128 группе Алексеева Люба с 9 места поднялась на 4, а Котиков Валерий с 18 на 14.
          А в группе 130 Перец Андрей совершил более мощный «прорыв», поднявших с 13 места на 4 и заслужил «5» за второе полугодие (за I у него была «4»), и получил заслуженную «5» за год. В этой же группе 130 Парфенов Александр сумел с 25 места подняться на 21, тем самым получил «4» за год , не «3», оставшись он на 25 месте.  В группе 135 Мезина Вероника с 7 места поднялась на 3, закрепив свой шанс «5» за год.  И таких примеров можно привести еще не один. А главное, что результаты улучшились, а это значит, что рейтинговая система оценивания достижений обучаемых имеет право «жить» и применять ее полезно, но не постоянно, а периодически, т.к. есть еще очень много интересных форм и видов оценивания знаний уч-ся, которые тоже могут изменить качество образования в позитивную сторону в быстро меняющемся современном мире. Преподаватель английского языка 14 разряда (высшей категории) Болт Светлана Владимировна (стаж преподавания предмета –  29 лет).
          • А в группе 130 Перец Андрей совершил более мощный «прорыв», поднявших с 13 места на 4 и заслужил «5» за второе полугодие (за I у него была «4»), и получил заслуженную «5» за год. В этой же группе 130 Парфенов Александр сумел с 25 места подняться на 21, тем самым получил «4» за год , не «3», оставшись он на 25 месте.
          • В группе 135 Мезина Вероника с 7 места поднялась на 3, закрепив свой шанс «5» за год.
          • И таких примеров можно привести еще не один. А главное, что результаты улучшились, а это значит, что рейтинговая система оценивания достижений обучаемых имеет право «жить» и применять ее полезно, но не постоянно, а периодически, т.к. есть еще очень много интересных форм и видов оценивания знаний уч-ся, которые тоже могут изменить качество образования в позитивную сторону в быстро меняющемся современном мире.
          • Преподаватель английского языка 14 разряда (высшей категории) Болт Светлана Владимировна (стаж преподавания предмета –
          • 29 лет).


          Скачать

          Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

          Вебинар для учителей

          Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!