СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для педагогов «Формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рекомендации для педагогов  «Формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка».  Особую важность в деятельности по профилактике суицида имеют различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием: 1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. 2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: • «Я – концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам); • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку; • осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим. 3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критиче­ской самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их; • формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя; • формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспектив­ные цели и достигать их; • формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь; • формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния; • формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуа­ций, выражения чувств, принятия решений); • формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим. 4. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения: • навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; • навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; • навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; • навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; • навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; • навыков бесконфликтного и эффективного общения.  

  1. Карта риска суицида среди подростков.

Заполняя предложенную «Карту риска», можно опреде­лить степень выраженности перечисленных факторов у под­ростков и тем самым выявить риск суицидального поведения. Для этого определяется алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

  • менее 9 баллов — риск суицида незначителен;
  • 9-15,5 баллов — риск суицида присутствует;
  • более 15,5 балла — риск суицида значителен.

 

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно выражен

 

  1. Биографические данные

 

1.Ранее имела место попытка суицида

-0,5

+2

+3

2. Суицидальные попытки у родственников

-0,5

+1

+2

3. Развод или смерть одного из родителей

-0,5

+1

+2

4. Недостаток «тепла» в семье

-0,5

+1

+2

5. Полная или

частичная

безнадзорность

-0,5

+0,5

+1

 

  1. Актуальная конфликтная ситуация

 

а) вид конфликта:

1. Конфликт со взрослым человеком (пе­дагогом, родителем)

-0,5

+0,5

+1

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

-0,5

+0,5

+1

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

-0,5

+0,5

+1

4.Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

 

-0,5

+0,5

+1

б)поведение в конфликтной ситуации:

5.Высказывание с угрозой суицида

-0,5

+2

+3

в)характер конфликтной ситуации:

6.Подобные конфликты имели место раньше

-0,5

+0,5

+1

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

-0,5

+0,5

+1

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

-0,5

+0,5

+1

г)эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

-0,5

+1

+2

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

-0,5

+1

+2

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

-0,5

+1,5

+2

 

3.Характеристика личности

 

а) волевая сфера личности:

1.Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

-1

+0,5

+1

2. Решительность

-0,5

+0,5

+1

3. Настойчивость

-0,5

+0,5

+1

4.Сильно выраженное желание достичь своей цели

-1

+0,5

+1

б)эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

-0,5

+1,5

+2

6. Доверчивость

-0,5

+0,5

+1

7. Эмоциональная вязкость («застре­вание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

-0,5

+1

+2

8. Эмоциональная неустойчивость

-0,5

+2

+3

9. Импульсивность

-0,5

+0,5

+2

10. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов

-0,5

+0,5

+2

11. Низкая способность к созданию за­щитных механизмов

-0,5

+0,5

+1,5

12.Бескомпромисность

-0,5

+0,5

+1,5

         

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов пре­вышает критическое значение или поведенческие особеннос­ти (знаки беды) начинают все более усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

Рекомендации для педагогов  «Формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов «Формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка».»

Рекомендации для педагогов «Формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка».
Особую важность в деятельности по профилактике суицида имеют различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием:
1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• «Я – концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
• собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
• умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
• осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критиче­ской самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
• формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
• формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспектив­ные цели и достигать их;
• формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
• формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;
• формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуа­ций, выражения чувств, принятия решений);
• формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
4. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:
• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
• навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
• навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
• навыков бесконфликтного и эффективного общения.

  1. Карта риска суицида среди подростков.

Заполняя предложенную «Карту риска», можно опреде­лить степень выраженности перечисленных факторов у под­ростков и тем самым выявить риск суицидального поведения. Для этого определяется алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

  • менее 9 баллов — риск суицида незначителен;

  • 9-15,5 баллов — риск суицида присутствует;

  • более 15,5 балла — риск суицида значителен.



Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно выражен


  1. Биографические данные


1.Ранее имела место попытка суицида

-0,5

+2

+3

2. Суицидальные попытки у родственников

-0,5

+1

+2

3. Развод или смерть одного из родителей

-0,5

+1

+2

4. Недостаток «тепла» в семье

-0,5

+1

+2

5. Полная или

частичная

безнадзорность

-0,5

+0,5

+1


  1. Актуальная конфликтная ситуация


а) вид конфликта:

1. Конфликт со взрослым человеком (пе­дагогом, родителем)

-0,5

+0,5

+1

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

-0,5

+0,5

+1

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

-0,5

+0,5

+1

4.Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность


-0,5

+0,5

+1

б)поведение в конфликтной ситуации:

5.Высказывание с угрозой суицида

-0,5

+2

+3

в)характер конфликтной ситуации:

6.Подобные конфликты имели место раньше

-0,5

+0,5

+1

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

-0,5

+0,5

+1

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

-0,5

+0,5

+1

г)эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

-0,5

+1

+2

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

-0,5

+1

+2

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

-0,5

+1,5

+2


3.Характеристика личности


а) волевая сфера личности:

1.Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

-1

+0,5

+1

2. Решительность

-0,5

+0,5

+1

3. Настойчивость

-0,5

+0,5

+1

4.Сильно выраженное желание достичь своей цели

-1

+0,5

+1

б)эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

-0,5

+1,5

+2

6. Доверчивость

-0,5

+0,5

+1

7. Эмоциональная вязкость («застре­вание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

-0,5

+1

+2

8. Эмоциональная неустойчивость

-0,5

+2

+3

9. Импульсивность

-0,5

+0,5

+2

10. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов

-0,5

+0,5

+2

11. Низкая способность к созданию за­щитных механизмов

-0,5

+0,5

+1,5

12.Бескомпромисность

-0,5

+0,5

+1,5

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов пре­вышает критическое значение или поведенческие особеннос­ти (знаки беды) начинают все более усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.









Скачать

© 2019 2061 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!