Рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В результате проведенного анализа по теоретическим вопросам и анализа практический деятельности были разработаны рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.
Основой педагогической модели по формированию здорового образа жизни является на наш взгляд, воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого будет необходимо решить следующие задачи:
создать развивающую среду – пространство самореализации;
помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Педагогическая технология формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это специальным образом организованный педагогический процесс, позволяющий ребенку получить элементарные анатомические и медицинские знания о собственном организме; целенаправленно и гарантированно обеспечивающий сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях.
Модель организации работы ДОУ по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников должна представлять собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия должен выглядеть следующим образом.
самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.);
работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий;
работа с дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.
Данная модель предполагает не только целенаправленную работу с дошкольниками, но и обязательное активное включение (взаимодействие) педагогов и родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни у детей.
Реализация системной, целенаправленной педагогической деятельности с семьями по формированию основ здорового образа жизни способствует повышению уровня готовности родителей к поддержке работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении, повышению их психолого-педагогической компетенции.