СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по использованию сказкотерапии в работе воспитателя ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по использованию сказкотерапии в работе воспитателя ДОУ»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «СТАХАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ВИДА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»











Рекомендации по использованию сказкотерапии в работе

воспитателя ДОУ

Составила :

психолог Волошина Л.В.










































Именно со сказки начинается знакомство

ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим

миром в целом. Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребенка»


В.Сухомлинский



Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Утром, по приходу в группу, малыша может встретить Петрушка, Колобок и любой другой сказочный герой. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

Может быть использован и такой ритуал - «вход в сказку». Обычно сказку вместе с детьми ищет сказочный герой, а найти ее можно найти в шкатулке, под «ковром- самолетом», принести его может тот же сказочный персонаж. Детям бывает очень интересно «отыскать» сказку, естественно, позабыв при этом о «слезном расставании» с мамой. И куда деваются плаксивость, крики, напряжение и тревожность малыша?

После этого проводится инсценировка сказки или ее чтение. Полезными для младших дошкольников являются беседы по содержанию сказки, ведь общеизвестно, что наша малыши – это «Почемучки».

«Колобок» – учит ребенка тому, что нельзя одному уходить из дома;

«Волк и семеро козлят» – учит тому, что нельзя доверять незнакомым людям;

«Репка» – познакомит ребенка с понятием, что даже самый маленький может помочь в большом деле;

«Петушок золотой гребешок» – учит тому, что друзья всегда спасут от беды.

Метод сказкотерапии может быть реализован через театрализованную деятельность как занятие, как часть занятия, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Необходимо, чтобы сказкотерапия перекликалась с темой недели.

В цикле занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии, можно использовать:

- Игру-инсценировку (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности).

- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь).

- Сказку на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учит находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу).

- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук).

-Импровизацию (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации).

-Игру-имитацию (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям).

-Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения).

-Песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге). Сказка разыгрывается в песочнице. Ребёнок сначала видит сказку, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребенка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.

- Пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.

Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.


Какие игровые приемы со сказкой можно использовать в работе с детьми:

1. Игры со сказками на прогулке:

 «Отгадай название сказки»;

«Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;

 «Сочини новое окончание сказки»;

 «Звукорежиссеры»;

 «Пропущенный кадр»;

- «Подумай и ответь» (вопросы по содержанию сказки);

- Сказочные загадки

- «Закончи фразу»;

- «Инсценирование сказки».

2. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 «Найди выход»;

 «Новые сказки»;

 «Сочини сказку».

3. Игры со сказками перед сном:

 «Сказочная цепочка»;

 «Встреча героев»;

 «Пересказ сказки по первым слогам».


Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с героями сказок. И тогда он вместе с ними проявляет доброту и благородство, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги.

Вместе с детьми можно искать ответы на вопросы, например:

- почему Иванушка-дурачок оказывается удачливее своих умных братьев?

- Что помогает Золушке выстоять в ее нелегкой судьбе?

Или предложить детям построить свою логическую цепочку, например, почему Баба-Яга стала злой и некрасивой? Сделать вывод путем анализа и различных гипотез: «доброе дело без награды не остается», «плохо тому, кто добра не творит никому»…

Выбирая сказку, необходимо учитывать следующее: сказка должна иметь положительное нравственное содержание, быть высокохудожественной, соответствовать возрасту и развитию ребенка.

Сказка помогает привлечь внимание детей, заинтересовать персонажами, ярким сюжетом, например, для познавательно-исследовательской деятельности сказка является ярким оформлением от начала исследования до конца, включая эксперименты.

Здесь ребята помогают Иванушке справиться со Змеем Горынычем, у которого три головы: лед, вода и пар, Настеньке справиться с Бабой-Ягой  и ее волшебным кипящим котлом, а с Ильей Муромцем обмануть самого Кощея, превратив водичку в капельки.

На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, например, починить ковер-самолет, где вместо заплат геометрические фигуры.

В ходе занятия “Гуси-лебеди” ребята могут побывать в сказке, помочь Бабе-Яге и ее гусям-лебедям стать добрыми, геометрические фигуры помогут им составить фигурки для аппликации.

Сказки знакомят детей с окружающим миром, например, в ходе реализации проекта “Корней Чуковский – сказочник” дети имеют возможность “путешествовать” в Африку, открывать многообразие животного мира, узнавать об особенностях строения и поведения разных зверей. Дети обожают  гиперболу, юмор, гротеск, а этого в сказках Чуковского предостаточно.

Развивать экологические представления помогают “Зеленые сказки”, в которых ярко и красочно описывается растительный мир нашей Земли, а трогательные сюжеты затрагивают детские души, оставляя неизгладимый воспитательный след.

В режимных моментах сказка просто незаменима. Со сказкой дети легко засыпают, просыпаются, умываются, едят, трудятся. Здесь нам помогают сказочные персонажи, такие как Айболит, Мойдодыр, Федора, Робин-Бобин и другие.

Для развития логического мышления, памяти, связной речи, закрепления знаний детей о содержании сказок  используются различные дидактические игры и упражнения.

Например: “Сказка по кругу”, “Ассоциации”, “Из какой сказки предмет или герой”, “Цепочка событий”.

Для развития речи, воображения, творчества, фантазии  можно использовать игры: “Придумай заглавие к сказке”, “Продолжи сказку”, “Озвучиваем мультфильм”, “Рисуем сказку”.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.


Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

  • автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

  • активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

  • социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

  • Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

  • Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

  • Поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.


Читающий или рассказывающий педагог должен помнить некоторые правила:

1.При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память и она часть требуют создать ту же обстановку, что и в первый раз.

2.Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников сказки, рассказа.

3.Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в нее.

4.Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Восприятие сказки является особым видом деятельности, который помогает педагогам расширить кругозор ребенка, в доступной и легкой форме реализовывать воспитательные задачи, способствует решению образовательных задач: обучению ребенка в процессе увлекательной для малышей деятельности; формированию ряда интегративных качеств личности.

Восприятие сказки  в полной мере отвечает потребностям ребенка в познании, в проявлении самостоятельности, самовыражении.

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.


«Сказка, фантазия—это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами»


В.Сухомлинский.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!