ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «СТАХАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ВИДА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Рекомендации по использованию сказкотерапии в работе
воспитателя ДОУ
Составила :
психолог Волошина Л.В.
Именно со сказки начинается знакомство
ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом. Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребенка»
В.Сухомлинский
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Утром, по приходу в группу, малыша может встретить Петрушка, Колобок и любой другой сказочный герой. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.
Может быть использован и такой ритуал - «вход в сказку». Обычно сказку вместе с детьми ищет сказочный герой, а найти ее можно найти в шкатулке, под «ковром- самолетом», принести его может тот же сказочный персонаж. Детям бывает очень интересно «отыскать» сказку, естественно, позабыв при этом о «слезном расставании» с мамой. И куда деваются плаксивость, крики, напряжение и тревожность малыша?
После этого проводится инсценировка сказки или ее чтение. Полезными для младших дошкольников являются беседы по содержанию сказки, ведь общеизвестно, что наша малыши – это «Почемучки».
− «Колобок» – учит ребенка тому, что нельзя одному уходить из дома;
− «Волк и семеро козлят» – учит тому, что нельзя доверять незнакомым людям;
− «Репка» – познакомит ребенка с понятием, что даже самый маленький может помочь в большом деле;
− «Петушок золотой гребешок» – учит тому, что друзья всегда спасут от беды.
Метод сказкотерапии может быть реализован через театрализованную деятельность как занятие, как часть занятия, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Необходимо, чтобы сказкотерапия перекликалась с темой недели.
В цикле занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии, можно использовать:
- Игру-инсценировку (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности).
- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь).
- Сказку на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учит находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу).
- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук).
-Импровизацию (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации).
-Игру-имитацию (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям).
-Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения).
-Песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге). Сказка разыгрывается в песочнице. Ребёнок сначала видит сказку, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребенка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.
- Пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.
Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
Какие игровые приемы со сказкой можно использовать в работе с детьми:
1. Игры со сказками на прогулке:
«Отгадай название сказки»;
«Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
«Сочини новое окончание сказки»;
«Звукорежиссеры»;
«Пропущенный кадр»;
- «Подумай и ответь» (вопросы по содержанию сказки);
- Сказочные загадки
- «Закончи фразу»;
- «Инсценирование сказки».
2. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:
«Найди выход»;
«Новые сказки»;
«Сочини сказку».
3. Игры со сказками перед сном:
«Сказочная цепочка»;
«Встреча героев»;
«Пересказ сказки по первым слогам».
Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с героями сказок. И тогда он вместе с ними проявляет доброту и благородство, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги.
Вместе с детьми можно искать ответы на вопросы, например:
- почему Иванушка-дурачок оказывается удачливее своих умных братьев?
- Что помогает Золушке выстоять в ее нелегкой судьбе?
Или предложить детям построить свою логическую цепочку, например, почему Баба-Яга стала злой и некрасивой? Сделать вывод путем анализа и различных гипотез: «доброе дело без награды не остается», «плохо тому, кто добра не творит никому»…
Выбирая сказку, необходимо учитывать следующее: сказка должна иметь положительное нравственное содержание, быть высокохудожественной, соответствовать возрасту и развитию ребенка.
Сказка помогает привлечь внимание детей, заинтересовать персонажами, ярким сюжетом, например, для познавательно-исследовательской деятельности сказка является ярким оформлением от начала исследования до конца, включая эксперименты.
Здесь ребята помогают Иванушке справиться со Змеем Горынычем, у которого три головы: лед, вода и пар, Настеньке справиться с Бабой-Ягой и ее волшебным кипящим котлом, а с Ильей Муромцем обмануть самого Кощея, превратив водичку в капельки.
На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, например, починить ковер-самолет, где вместо заплат геометрические фигуры.
В ходе занятия “Гуси-лебеди” ребята могут побывать в сказке, помочь Бабе-Яге и ее гусям-лебедям стать добрыми, геометрические фигуры помогут им составить фигурки для аппликации.
Сказки знакомят детей с окружающим миром, например, в ходе реализации проекта “Корней Чуковский – сказочник” дети имеют возможность “путешествовать” в Африку, открывать многообразие животного мира, узнавать об особенностях строения и поведения разных зверей. Дети обожают гиперболу, юмор, гротеск, а этого в сказках Чуковского предостаточно.
Развивать экологические представления помогают “Зеленые сказки”, в которых ярко и красочно описывается растительный мир нашей Земли, а трогательные сюжеты затрагивают детские души, оставляя неизгладимый воспитательный след.
В режимных моментах сказка просто незаменима. Со сказкой дети легко засыпают, просыпаются, умываются, едят, трудятся. Здесь нам помогают сказочные персонажи, такие как Айболит, Мойдодыр, Федора, Робин-Бобин и другие.
Для развития логического мышления, памяти, связной речи, закрепления знаний детей о содержании сказок используются различные дидактические игры и упражнения.
Например: “Сказка по кругу”, “Ассоциации”, “Из какой сказки предмет или герой”, “Цепочка событий”.
Для развития речи, воображения, творчества, фантазии можно использовать игры: “Придумай заглавие к сказке”, “Продолжи сказку”, “Озвучиваем мультфильм”, “Рисуем сказку”.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
Поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Читающий или рассказывающий педагог должен помнить некоторые правила:
1.При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память и она часть требуют создать ту же обстановку, что и в первый раз.
2.Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников сказки, рассказа.
3.Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в нее.
4.Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Восприятие сказки является особым видом деятельности, который помогает педагогам расширить кругозор ребенка, в доступной и легкой форме реализовывать воспитательные задачи, способствует решению образовательных задач: обучению ребенка в процессе увлекательной для малышей деятельности; формированию ряда интегративных качеств личности.
Восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребенка в познании, в проявлении самостоятельности, самовыражении.
Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.
«Сказка, фантазия—это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами»
В.Сухомлинский.