Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по истории и обществознанию
Несмотря на снижение уровня угроз, связанных с пандемией СOVID-19, дистанционное обучение по-прежнему актуально. Дистант 2020 и 2021 года был скорее вынужденной мерой, однако опыт, полученный в это время вполне применим для реализации индивидуальных образовательных программ в условиях обучения детей, имеющих особые образовательные потребности (дети-спортсмены, часто болеющие дети, ученики, принимающие участие в различных турах олимпиад и иных конкурсов и т.д.) Перечисленные ситуации ставят перед педагогом и обучающимся задачу: как организовать обучение при отсутствии или ограничении личного общения обучающегося с одноклассниками и учителем, то есть заменить «off-line» формат традиционного обучения на «on-line» формат).
При составлении рекомендации были использованы материалы Изучение истории и обществознания в условиях смешанного и дистанционного обучения: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост.: С. В. Токмянина, О. С. Уколова, А. А. Шерер. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 35 с.
Главными принципами организации дистанционного и / или смешанного обучения являются:
четкое определение планируемых образовательных результатов, постоянная обратная связь для управления процессом обучения для принятия этих результатов обучающимися;
изучение материала крупными тематическими модулями с постоянным чередованием синхронного и асинхронного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем, возможностью индивидуального и группового консультирования;
выделение необходимого минимума, обязательного для усвоения;
разнообразие, вариативность форм работы, заданий;
реальные, но жесткие сроки выполнения работы;
вовлечение и поддержка обучающихся;
использование различных электронных средств обучения;
учет требований СанПиН и технических возможностей школы и семьи при использовании ИКТ.
Выполнение этих принципов призвано обеспечить понятную как самими обучающимся, так их законным представителям систему обучения.
В связи с этим учителю необходимо выполнить следующие задачи:
определить срок дистанционного периода, а соответственно объем содержания учебного материала, который должен быть изучен;
обозначить промежуточные планируемые результаты обучения – личностные, метапредметные, предметные;
определить, достижение каких результатов требует синхронного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем, каких можно достичь в асинхронном режиме, а какие могут быть обеспечены при смешанном обучении, т.е. сочетании асинхронного и синхронного взаимодействия (см. Таблицу 1);
предусмотреть систему заданий в виде чек-листа или инструктивной карты с использованием различных средств обучения для достижения планируемых образовательных результатов (сервис видео-конференц-связи с возможностью распределения участников по сессионным залам, социальную сеть / мессенджер, позволяющие организовать быструю коммуникацию в режиме реального времени; видеоматериалы, аудиоподкасты, текстовые иные электронные ресурсы – текстовые, изображения) – смотрите Таблицу 2. Инструктивная карта;
продумать систему контроля и оценивания достигнутых образовательных результатов заданиями как репродуктивного, так и творческого характера. Для первой группы подойдут тесты с автоматизированной проверкой (желательно с возможностью вариативности заданий, установления дедлайна). Для второй группы можно использовать как письменные, так и устные задания (например озвучка видеопрезентаций, обсуждение результатов своей группы и группы одноклассников в специально организованных сетевых форумах).
Ниже в табл. 1 представлено примерное распределение видов и возможных форм учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Таблица 1
Синхронное взаимодействие (онлайн-занятия и общение в социальных сетях и мессенджерах) | Асинхронное взаимодействие (самостоятельная работа дома) |
Целеполагание и мотивация Обсуждение наиболее сложных и важных вопросов темы, проверка понимания самостоятельно изученного материала Дискуссия, дебаты Проектная деятельность в группах Представление и обсуждение результатов проектной деятельности Коллективная игра Рефлексия Промежуточный контроль | Просмотр обучающих видеоматериалов Чтение текстов Систематизация информации (конспект, таблица, кластер, интеллект-карта, сложный план) Выполнение типовых учебных заданий для усвоения нового материала и применения новых знаний, для отработки умений Индивидуальные творческие работы Игра, не требующая коллективного взаимодействия Текущий контроль |
Таблица 4
Название тематического блока | Рыночные отношения в современной экономике |
Планируемый результат | Знать и уметь объяснять понятия «рынок», «спрос», «предложение», «равновесная цена». Понимать и уметь объяснять сущность рыночного механизма, видеть и изображать графически его действие в конкретных ситуациях. Понимать и уметь объяснять действие неценовых факторов спроса и предложения (в том числе уметь выполнять задание 10 ЕГЭ по обществознанию) |
Онлайн-занятия | Тема «Рыночный механизм»: дата, время, ссылка на сервис видео-конференц-связи. Тема «Неценовые факторы спроса и предложения»: дата, время, ссылка на сервис видео-конференц-связи |
Обязательные задания для самостоятельной работы | Прочитать материал в учебнике (указаны номера параграфов или страниц). Посмотреть мини-лекции «Спрос на рынке», «Предложение на рынке», «Равновесная цена» (указана ссылка на ресурс, где размещены видеоматериалы). На основе изученных материалов сделать интеллект-карту (инфографику, конспект и т. п. – кому, что удобно для первичного усвоения содержания темы). Выполнить практические задания по темам «Рыночный механизм» и «Неценовые факторы спроса и предложения» (указана ссылка на ресурс, где размещены задания) |
Дополнительные задания для самостоятельной работы | Посмотреть видеоинструкцию по выполнению задания 10 ЕГЭ по обществознанию (указана ссылка на ресурс, где размещена видеоинструкция). Выполнить тренировочные задания (указана ссылка на ресурс, где они размещены) |
Текущий контроль | Выполнить тест или иное контрольное задание (указана ссыл- ка на ресурс, где размещен тест) |
Дедлайн | Указан крайний срок, до которого нужно выполнить и сдать все задания (может быть как общим для всего тематического блока, так и дробным – для отдельных его частей или отдельных заданий) |
Для организации информационного пространства во время дистанта учитель может использовать различные электронные образовательные ресурсы. Это широко известные порталы и платформы Skysmart, «Учи.ру», «ЯКласс», РЭШ «Российская электронная школа» - https://resh.edu.ru/, МЭШ «Московская электронная школа» - https://uchebnik.mos.ru/catalogue, «Интернет-урок». Ниже представлены иные мультимедийные инструменты, представленные на официальных сайтах российских и зарубежных исторических и художественных музеев, архивов и др. Там можно найти документальные и анимационные фильмы, видеолекции ведущих специалистов, аудиоподкасты, оцифрованные коллекции музейных предметов и художественных произведений, виртуальные путеводители и онлайн-экскурсии, тематические виртуальные проекты, игры и тесты, онлайн-квесты, подборки обучающих материалов.
Ресурсы музеев:
https://shm.bm.digital/ - медиапортал Государственного исторического музея (mediashm.ru/), в частности проект «Открытый урок с Евгением Пчеловым» и цикл анимационных фильмов «Вперёд в прошлое», проект «Большой музей»
https://staytuned.kreml.ru/ - официальный сайт музеев Московского Кремля (www.kreml.ru/) и его онлайн-коллекций
https://victorymuseum.ru/ - официальный сайт Музея Победы
https://gmig.ru/museum/virtual_exhibitions/ - виртуальные выставки Музея истории ГУЛАГа
https://vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossii/ - портал Государственного центрального музея современной истории России и его специальные проекты «История для всех. ХХ век» (https://historyxx.sovrhistory.ru/) и «Такие 90-е: время перемен» (https://1990s.sovrhistory.ru/)
https://hermitagemuseum.org/ - официальный сайт Государственного Эрмитажа проект «Эрмитажная Академия» (academy.hermitagemuseum.org/)
https://rusmuseum.ru/ - официальный сайт Государственного Русского музея и образовательный портал «Здравствуй, музей!» (hello- museum.ru/)
https://tretyakovgallery.ru/ - официальный сайт Государственной Третьяковской галереи и просветительский проект «Лаврус» (lavrus.art/)
https://pushkinmuseum.art/ - официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Ресурсы Федерального архивного агентства:
https://school.rusarchives.ru/ - сайт «Архивы – школе»;
https://victory.rusarchives.ru/ index - сайт «Победа. 1941–1945»;
https://rusarchives.ru/arhivnye-online-proekty - архивные интернет-проекты и электронные коллекции документов;
https://prozhito.org/ - оцифрованные дневниковые записи и воспоминания людей XIX–XX вв. на сайте «Прожито»
Образовательные проекты и порталы:
https://compass.historyrussia.org/ - образовательно-просветительский портал Российского исторического общества «РИО.Компас» с общирной библиотекой онлайн-ссылок на верифицированные исторические материалы;
https://histrf.ru/ - портал Российского военно-исторического общества «История.РФ» (видеолекции, статьи, фильмы, аудиозаписи, инфографика, тесты преимущественно по военной истории России), кроме того портал представляет учебник по Отечественной истории, основанный на уникальных видео-лекциях и видео-уроках ведущих историков страны. Главная особенность этого учебника состоит в нетрадиционной форме подачи материала, доступно и интересно воссоздающего прошлое нашей страны. В учебнике выделено три части в соответствии с периодизацией, основанной на хронологическом принципе (https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook): 1 часть: История России с древнейших времен до XVII века: 2 часть: История России XVIII – ХIХ вв; 3 часть: История России ХХ века.
https://culture.ru/ - портал культурного наследия «Культура.РФ» (подборки фильмов, статей, иллюстраций, видеолекций и аудиозаписей, а также отличные тесты по истории российской культуры, направленные на расширение кругозора детей и взрослых);
https://postnauka.ru/- портал «Постнаука»;
https://arzamas.academy/ - портал «Арзамас»;
https://youtube.com/watch?v=9l- XCqndvGA - интернет-курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию от учителя года – 2018 А. М. Динаева;
https://youtube.com/watch?v=i3R0tAcpl98 - курс лекций «Экономика для неэкономистов» преподавателя НИУ ВШЭ И. А. Кима;
https://fincult.info/ - портал «Финансовая культура»;
https://fmc.hse.ru/ - материалы Федерального методического центра по финансовой грамотности;
edu.pacc.ru/ - сайт «Образовательные проекты ПАКК»;
https://cknow.ru/knowbase/ege/soc/ - сайт для организации повторения и подготовки к ЕГЭ по обществознанию;
https://soc-ege.sdamgia.ru/ - сайт для контроля при подготовке к ЕГЭ по обществознанию;