СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по организации дистанционного обучения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на снижение уровня угроз, связанных с пандемией СOVID-19, дистанционное обучение по-прежнему актуально. Дистант 2020 и 2021 года был скорее вынужденной мерой, однако опыт, полученный в это время вполне применим для реализации индивидуальных образовательных программ в условиях обучения детей, имеющих особые образовательные потребности (дети-спортсмены, часто болеющие дети, ученики, принимающие участие в различных турах олимпиад и иных конкурсов и т.д.) Перечисленные ситуации ставят перед педагогом и обучающимся задачу: как организовать обучение при отсутствии или ограничении личного общения обучающегося с одноклассниками и учителем, то есть заменить «off-line» формат традиционного обучения на «on-line» формат).

При составлении рекомендации были использованы материалы Изучение истории и обществознания в условиях смешанного и дистанционного обучения: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост.: С. В. Токмянина, О. С. Уколова, А. А. Шерер. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 35 с.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации дистанционного обучения»

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по истории и обществознанию

Несмотря на снижение уровня угроз, связанных с пандемией СOVID-19, дистанционное обучение по-прежнему актуально. Дистант 2020 и 2021 года был скорее вынужденной мерой, однако опыт, полученный в это время вполне применим для реализации индивидуальных образовательных программ в условиях обучения детей, имеющих особые образовательные потребности (дети-спортсмены, часто болеющие дети, ученики, принимающие участие в различных турах олимпиад и иных конкурсов и т.д.) Перечисленные ситуации ставят перед педагогом и обучающимся задачу: как организовать обучение при отсутствии или ограничении личного общения обучающегося с одноклассниками и учителем, то есть заменить «off-line» формат традиционного обучения на «on-line» формат).

При составлении рекомендации были использованы материалы Изучение истории и обществознания в условиях смешанного и дистанционного обучения: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост.: С. В. Токмянина, О. С. Уколова, А. А. Шерер. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 35 с.

Главными принципами организации дистанционного и / или смешанного обучения являются:

  • четкое определение планируемых образовательных результатов, постоянная обратная связь для управления процессом обучения для принятия этих результатов обучающимися;

  • изучение материала крупными тематическими модулями с постоянным чередованием синхронного и асинхронного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем, возможностью индивидуального и группового консультирования;

  • выделение необходимого минимума, обязательного для усвоения;

  • разнообразие, вариативность форм работы, заданий;

  • реальные, но жесткие сроки выполнения работы;

  • вовлечение и поддержка обучающихся;

  • использование различных электронных средств обучения;

  • учет требований СанПиН и технических возможностей школы и семьи при использовании ИКТ.

Выполнение этих принципов призвано обеспечить понятную как самими обучающимся, так их законным представителям систему обучения.

В связи с этим учителю необходимо выполнить следующие задачи:

  1. определить срок дистанционного периода, а соответственно объем содержания учебного материала, который должен быть изучен;

  2. обозначить промежуточные планируемые результаты обучения – личностные, метапредметные, предметные;

  3. определить, достижение каких результатов требует синхронного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем, каких можно достичь в асинхронном режиме, а какие могут быть обеспечены при смешанном обучении, т.е. сочетании асинхронного и синхронного взаимодействия (см. Таблицу 1);

  4. предусмотреть систему заданий в виде чек-листа или инструктивной карты с использованием различных средств обучения для достижения планируемых образовательных результатов (сервис видео-конференц-связи с возможностью распределения участников по сессионным залам, социальную сеть / мессенджер, позволяющие организовать быструю коммуникацию в режиме реального времени; видеоматериалы, аудиоподкасты, текстовые иные электронные ресурсы – текстовые, изображения) – смотрите Таблицу 2. Инструктивная карта;

  5. продумать систему контроля и оценивания достигнутых образовательных результатов заданиями как репродуктивного, так и творческого характера. Для первой группы подойдут тесты с автоматизированной проверкой (желательно с возможностью вариативности заданий, установления дедлайна). Для второй группы можно использовать как письменные, так и устные задания (например озвучка видеопрезентаций, обсуждение результатов своей группы и группы одноклассников в специально организованных сетевых форумах).

Ниже в табл. 1 представлено примерное распределение видов и возможных форм учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.


Таблица 1


Синхронное взаимодействие (онлайн-занятия и общение в социальных сетях и мессенджерах)

Асинхронное взаимодействие (самостоятельная работа дома)

Целеполагание и мотивация

Обсуждение наиболее сложных и важных вопросов темы, проверка понимания самостоятельно изученного материала Дискуссия, дебаты

Проектная деятельность в группах Представление и обсуждение результатов проектной деятельности

Коллективная игра Рефлексия Промежуточный контроль

Просмотр обучающих видеоматериалов Чтение текстов

Систематизация информации (конспект, таблица, кластер, интеллект-карта, сложный план)

Выполнение типовых учебных заданий для усвоения нового материала и применения новых знаний, для отработки умений Индивидуальные творческие работы

Игра, не требующая коллективного взаимодействия

Текущий контроль


Таблица 4


Название тематического блока

Рыночные отношения в современной экономике

Планируемый результат

  1. Знать и уметь объяснять понятия «рынок», «спрос», «предложение», «равновесная цена».

  2. Понимать и уметь объяснять сущность рыночного механизма, видеть и изображать графически его действие в конкретных ситуациях.

  3. Понимать и уметь объяснять действие неценовых факторов спроса и предложения (в том числе уметь выполнять задание 10 ЕГЭ по обществознанию)

Онлайн-занятия

Тема «Рыночный механизм»: дата, время, ссылка на сервис видео-конференц-связи.

Тема «Неценовые факторы спроса и предложения»: дата, время, ссылка на сервис видео-конференц-связи

Обязательные задания для самостоятельной работы

Прочитать материал в учебнике (указаны номера параграфов или страниц).

Посмотреть мини-лекции «Спрос на рынке», «Предложение на рынке», «Равновесная цена» (указана ссылка на ресурс, где размещены видеоматериалы).

На основе изученных материалов сделать интеллект-карту (инфографику, конспект и т. п. – кому, что удобно для первичного усвоения содержания темы).

Выполнить практические задания по темам «Рыночный механизм» и «Неценовые факторы спроса и предложения» (указана ссылка на ресурс, где размещены задания)

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Посмотреть видеоинструкцию по выполнению задания 10 ЕГЭ по обществознанию (указана ссылка на ресурс, где размещена видеоинструкция).

Выполнить тренировочные задания (указана ссылка на ресурс, где они размещены)

Текущий контроль

Выполнить тест или иное контрольное задание (указана ссыл-

ка на ресурс, где размещен тест)

Дедлайн

Указан крайний срок, до которого нужно выполнить и сдать все задания (может быть как общим для всего тематического блока, так и дробным – для отдельных его частей или отдельных заданий)


Для организации информационного пространства во время дистанта учитель может использовать различные электронные образовательные ресурсы. Это широко известные порталы и платформы Skysmart, «Учи.ру», «ЯКласс», РЭШ «Российская электронная школа» - https://resh.edu.ru/, МЭШ «Московская электронная школа» - https://uchebnik.mos.ru/catalogue, «Интернет-урок». Ниже представлены иные мультимедийные инструменты, представленные на официальных сайтах российских и зарубежных исторических и художественных музеев, архивов и др. Там можно найти документальные и анимационные фильмы, видеолекции ведущих специалистов, аудиоподкасты, оцифрованные коллекции музейных предметов и художественных произведений, виртуальные путеводители и онлайн-экскурсии, тематические виртуальные проекты, игры и тесты, онлайн-квесты, подборки обучающих материалов.

Ресурсы музеев:

  1. https://shm.bm.digital/ - медиапортал Государственного исторического музея (mediashm.ru/), в частности проект «Открытый урок с Евгением Пчеловым» и цикл анимационных фильмов «Вперёд в прошлое», проект «Большой музей»

  2. https://staytuned.kreml.ru/ - официальный сайт музеев Московского Кремля (www.kreml.ru/) и его онлайн-коллекций

  3. https://victorymuseum.ru/ - официальный сайт Музея Победы

  4. https://gmig.ru/museum/virtual_exhibitions/ - виртуальные выставки Музея истории ГУЛАГа

  5. https://vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossii/ - портал Государственного центрального музея современной истории России и его специальные проекты «История для всех. ХХ век» (https://historyxx.sovrhistory.ru/) и «Такие 90-е: время перемен» (https://1990s.sovrhistory.ru/)

  6. https://hermitagemuseum.org/ - официальный сайт Государственного Эрмитажа проект «Эрмитажная Академия» (academy.hermitagemuseum.org/)

  7. https://rusmuseum.ru/ - официальный сайт Государственного Русского музея и образовательный портал «Здравствуй, музей!» (hello- museum.ru/)

  8. https://tretyakovgallery.ru/ - официальный сайт Государственной Третьяковской галереи и просветительский проект «Лаврус» (lavrus.art/)

  9. https://pushkinmuseum.art/ - официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Ресурсы Федерального архивного агентства:

  1. https://school.rusarchives.ru/ - сайт «Архивы – школе»;

  2. https://victory.rusarchives.ru/ index - сайт «Победа. 1941–1945»;

  3. https://rusarchives.ru/arhivnye-online-proekty - архивные интернет-проекты и электронные коллекции документов;

  4. https://prozhito.org/ - оцифрованные дневниковые записи и воспоминания людей XIX–XX вв. на сайте «Прожито»

Образовательные проекты и порталы:

  1. https://compass.historyrussia.org/ - образовательно-просветительский портал Российского исторического общества «РИО.Компас» с общирной библиотекой онлайн-ссылок на верифицированные исторические материалы;

  2. https://histrf.ru/ - портал Российского военно-исторического общества «История.РФ» (видеолекции, статьи, фильмы, аудиозаписи, инфографика, тесты преимущественно по военной истории России), кроме того портал представляет учебник по Отечественной истории, основанный на уникальных видео-лекциях и видео-уроках ведущих историков страны. Главная особенность этого учебника состоит в нетрадиционной форме подачи материала, доступно и интересно воссоздающего прошлое нашей страны. В учебнике выделено три части в соответствии с периодизацией, основанной на хронологическом принципе (https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook): 1 часть: История России с древнейших времен до XVII века: 2 часть: История России XVIII – ХIХ вв; 3 часть: История России ХХ века.

  3. https://culture.ru/ - портал культурного наследия «Культура.РФ» (подборки фильмов, статей, иллюстраций, видеолекций и аудиозаписей, а также отличные тесты по истории российской культуры, направленные на расширение кругозора детей и взрослых);

  4. https://postnauka.ru/- портал «Постнаука»;

  5. https://arzamas.academy/ - портал «Арзамас»;

  6. https://youtube.com/watch?v=9l- XCqndvGA - интернет-курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию от учителя года – 2018 А. М. Динаева;

  7. https://youtube.com/watch?v=i3R0tAcpl98 - курс лекций «Экономика для неэкономистов» преподавателя НИУ ВШЭ И. А. Кима;

  8. https://fincult.info/ - портал «Финансовая культура»;

  9. https://fmc.hse.ru/ - материалы Федерального методического центра по финансовой грамотности;

  10. edu.pacc.ru/ - сайт «Образовательные проекты ПАКК»;

  11. https://cknow.ru/knowbase/ege/soc/ - сайт для организации повторения и подготовки к ЕГЭ по обществознанию;

  12. https://soc-ege.sdamgia.ru/ - сайт для контроля при подготовке к ЕГЭ по обществознанию;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!