СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по подготовке к выполнению задания № 19 ЕГЭ профильного уровня

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены основные идеи, используемые при выполнении задания № 19 ЕГЭ профильного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по подготовке к выполнению задания № 19 ЕГЭ профильного уровня»

Рекомендации по подготовке к выполнению  задания №19  ЕГЭ профильного уровня

Рекомендации по подготовке к выполнению задания №19 ЕГЭ профильного уровня

Что можно ожидать в качестве задания 19 на экзамене?

Что можно ожидать в качестве задания 19 на экзамене?

Характеристика задания 19 ЕГЭ профильный уровень Спецификация КИМ 40 минут 5.1. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. 5.3. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.

Характеристика задания 19 ЕГЭ профильный уровень

Спецификация КИМ

40

минут

5.1. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры.

5.3. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.

Общность всех формулировок заданий №19 С 2010 года вариант ЕГЭ по математике содержит четырехбалльное задание С6 (сейчас №19) олимпиадного характера. Большую долю среди задач, уже использованных в вариантах экзамена, составляют задачи на последовательности (чисел, ходов, наборов чисел и т.д.) Характерной особенностью подобных задач является исследование элементов заданной последовательности следующего вида: а) на наличие элемента, обладающего заданным свойством; б) подсчет количества элементов, обладающих заданным свойством; в) оценка (наибольшего или наименьшего значения) либо количества элементов, обладающих заданным свойством, либо некоторой числовой характеристики заданных элементов; г) приведение примера, подтверждающего полученную оценку ( подразумевается, но в условии не формулируется! ).

Общность всех формулировок заданий №19

С 2010 года вариант ЕГЭ по математике содержит четырехбалльное задание С6 (сейчас №19) олимпиадного характера. Большую долю среди задач, уже использованных в вариантах экзамена, составляют задачи на последовательности (чисел, ходов, наборов чисел и т.д.)

Характерной особенностью подобных задач является исследование элементов заданной последовательности следующего вида:

а) на наличие элемента, обладающего заданным свойством;

б) подсчет количества элементов, обладающих заданным свойством;

в) оценка (наибольшего или наименьшего значения) либо количества элементов, обладающих заданным свойством, либо некоторой числовой характеристики заданных элементов;

г) приведение примера, подтверждающего полученную оценку ( подразумевается, но в условии не формулируется! ).

Критерии проверки задания №19 Содержание критерия Баллы Верно получены все перечисленные (см. критерий на 1 балл) результаты Верно получены три из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов 4 3 Верно получены два из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов 2 Верно получен один из следующих результатов: – пример в п. а ; – обоснованное решение п. б ; – искомая оценка в п. в ; – пример в п. в , обеспечивающий точность предыдущей оценки 1 Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше 0

Критерии проверки задания №19

Содержание критерия

Баллы

Верно получены все перечисленные (см. критерий на 1 балл) результаты

Верно получены три из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов

4

3

Верно получены два из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов

2

Верно получен один из следующих результатов:

– пример в п. а ;

– обоснованное решение п. б ;

– искомая оценка в п. в ;

– пример в п. в , обеспечивающий точность предыдущей оценки

1

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше

0

Основные олимпиадные идеи, используемые при решении подобных задач  Идея «чет-нечет» . Используется, когда рассматриваемая величина (например, сумма или произведение) имеет определённую чётность, что позволяет доказать невозможность ситуации, в которых она имеет другую чётность.  Уравнения в целых числах. Используемые в решении формулы (например, общего члена прогрессии, суммы n первых членов прогрессии, характеристическое свойство) в силу целочисленности входящих в них переменных приводят к необходимости исследования уравнения в целых числах.  Свойства делимости целых чисел (признаки делимости, деление без остатка, деление с остатком, анализ остатков).  Идея «усиления неравенства» , используемая при замене в неравенстве какой-нибудь переменной на ее возможное наибольшее или наименьшее значение.  Метод «перебора» значений целочисленной переменной из ограниченного набора.

Основные олимпиадные идеи, используемые при решении подобных задач

  • Идея «чет-нечет» . Используется, когда рассматриваемая величина (например, сумма или произведение) имеет определённую чётность, что позволяет доказать невозможность ситуации, в которых она имеет другую чётность.
  • Уравнения в целых числах. Используемые в решении формулы (например, общего члена прогрессии, суммы n первых членов прогрессии, характеристическое свойство) в силу целочисленности входящих в них переменных приводят к необходимости исследования уравнения в целых числах.
  • Свойства делимости целых чисел (признаки делимости, деление без остатка, деление с остатком, анализ остатков).
  • Идея «усиления неравенства» , используемая при замене в неравенстве какой-нибудь переменной на ее возможное наибольшее или наименьшее значение.
  • Метод «перебора» значений целочисленной переменной из ограниченного набора.

Классификация заданий 19 ЕГЭ, в которых присутствуют последовательности 1. Задачи на арифметическую прогрессию. 2. Задачи на геометрическую прогрессию. 3. Задачи на произвольные последовательности чисел, заданные формулой n - го члена или каким-либо ограничением, накладываемым на их элементы. 4. Задачи на последовательности наборов чисел. 5. Задачи на последовательности ходов. Как правило, во всех подобных задачах оговаривается целочисленность элементов членов последовательностей, элементов в наборах чисел или элементов, получаемых на каждом шаге в последовательности ходов.

Классификация заданий 19 ЕГЭ, в которых присутствуют последовательности

1. Задачи на арифметическую прогрессию.

2. Задачи на геометрическую прогрессию.

3. Задачи на произвольные последовательности чисел, заданные формулой n - го члена или каким-либо ограничением, накладываемым на их элементы.

4. Задачи на последовательности наборов чисел.

5. Задачи на последовательности ходов.

Как правило, во всех подобных задачах оговаривается целочисленность элементов членов последовательностей, элементов в наборах чисел или элементов, получаемых на каждом шаге в последовательности ходов.

Пример из демоверсии ЕГЭ 2018 (профильный уровень) 19

Пример из демоверсии ЕГЭ 2018 (профильный уровень)

19

Задачи на арифметическую прогрессию  Набор основных формул для арифметической прогрессии.

Задачи на арифметическую прогрессию

Набор основных формул для арифметической прогрессии.

Задачи на арифметическую прогрессию № 1. ( ЕГЭ , 2013 ). Дано n  различных натуральных чисел (не менее трех), составляющих арифметическую прогрессию. а) Может ли сумма всех данных чисел быть равной 18? б) Каково наибольшее значение n , если сумма всех данных чисел меньше 800? в) Найдите все возможные значения n , если сумма всех данных чисел равна 111.

Задачи на арифметическую прогрессию

1. ( ЕГЭ , 2013 ). Дано n различных натуральных чисел (не менее трех), составляющих арифметическую прогрессию.

а) Может ли сумма всех данных чисел быть равной 18?

б) Каково наибольшее значение n , если сумма всех данных чисел меньше 800?

в) Найдите все возможные значения n , если сумма всех данных чисел равна 111.

Задачи на арифметическую прогрессию № 1. ( ЕГЭ , 2013 ). Дано n  различных натуральных чисел (не менее трех), составляющих арифметическую прогрессию. а) Может ли сумма всех данных чисел быть равной 18? б) Каково наибольшее значение n , если сумма всех данных чисел меньше 800? в) Найдите все возможные значения n , если сумма всех данных чисел равна 111. Ответ : а) да, например, 5, 6, 7; б) 39; в) 3; 6.

Задачи на арифметическую прогрессию

1. ( ЕГЭ , 2013 ). Дано n различных натуральных чисел (не менее трех), составляющих арифметическую прогрессию.

а) Может ли сумма всех данных чисел быть равной 18?

б) Каково наибольшее значение n , если сумма всех данных чисел меньше 800?

в) Найдите все возможные значения n , если сумма всех данных чисел равна 111.

Ответ : а) да, например, 5, 6, 7; б) 39; в) 3; 6.

Задачи на арифметическую прогрессию  № 2. ( МИОО , 2014 ). Несколько различных натуральных чисел, в десятичной записи которых отсутствуют цифры 1 и 9, составляют арифметическую прогрессию. а) Может ли сумма всех членов такой прогрессии быть равной 298? б) Может ли в прогрессии быть 35 членов? в) Показать, что если разность этой прогрессии не меньше 4, но не больше 8, то количество членов не превосходит 18. г) Привести пример, когда разность арифметической прогрессии не меньше 4, но не больше 8, а количество членов равно 18.

Задачи на арифметическую прогрессию

2. ( МИОО , 2014 ). Несколько различных натуральных чисел, в десятичной записи которых отсутствуют цифры 1 и 9, составляют арифметическую прогрессию.

а) Может ли сумма всех членов такой прогрессии быть равной 298?

б) Может ли в прогрессии быть 35 членов?

в) Показать, что если разность этой прогрессии не меньше 4, но не больше 8, то количество членов не превосходит 18.

г) Привести пример, когда разность арифметической прогрессии не меньше 4, но не больше 8, а количество членов равно 18.

Задачи на арифметическую прогрессию № 2.  ( МИОО , 2014 ). Несколько различных натуральных чисел, в десятичной записи которых отсутствуют цифры 1 и 9, составляют арифметическую прогрессию. а) Может ли сумма всех членов такой прогрессии быть равной 298? б) Может ли в прогрессии быть 35 членов? в) Показать, что если разность этой прогрессии не меньше 4, но не больше 8, то количество членов не превосходит 18. г) Привести пример, когда разность арифметической прогрессии не меньше 4, но не больше 8, а количество членов равно 18.

Задачи на арифметическую прогрессию

2. ( МИОО , 2014 ). Несколько различных натуральных чисел, в десятичной записи которых отсутствуют цифры 1 и 9, составляют арифметическую прогрессию.

а) Может ли сумма всех членов такой прогрессии быть равной 298?

б) Может ли в прогрессии быть 35 членов?

в) Показать, что если разность этой прогрессии не меньше 4, но не больше 8, то количество членов не превосходит 18.

г) Привести пример, когда разность арифметической прогрессии не меньше 4, но не больше 8, а количество членов равно 18.

Задачи на геометрическую прогрессию Полезные факты .

Задачи на геометрическую прогрессию

Полезные факты .

Задачи на геометрическую прогрессию № 3. ( МИОО, 2011 ). Можно ли привести пример пяти различных натуральных чисел, произведение которых равно 1344 и из них образуют геометрическую прогрессию: а) три числа; б) четыре числа; в) пять чисел? Основная теорема арифметики . Для каждого натурального числа, большего единицы, существует единственное разложение на простые множители.  Каноническое разложение целого числа  где – попарно различные простые числа, а – натуральные числа.

Задачи на геометрическую прогрессию

3. ( МИОО, 2011 ). Можно ли привести пример пяти различных натуральных чисел, произведение которых равно 1344 и из них образуют геометрическую прогрессию:

а) три числа;

б) четыре числа;

в) пять чисел?

Основная теорема арифметики . Для каждого натурального числа, большего единицы, существует единственное разложение на простые множители.

Каноническое разложение целого числа

где – попарно различные простые числа, а – натуральные числа.

Задачи на геометрическую прогрессию № 3. ( МИОО, 2011 ). Можно ли привести пример пяти различных натуральных чисел, произведение которых равно 1344 и из них образуют геометрическую прогрессию: а) три числа; б) четыре числа; в) пять чисел? Ответ : а) да; б) да; в) нет.

Задачи на геометрическую прогрессию

3. ( МИОО, 2011 ). Можно ли привести пример пяти различных натуральных чисел, произведение которых равно 1344 и из них образуют геометрическую прогрессию:

а) три числа; б) четыре числа; в) пять чисел?

Ответ : а) да; б) да; в) нет.

Задачи на геометрическую прогрессию № 4. (МИОО, 2011). Все члены геометрической прогрессии – различные натуральные числа, заключенные между числами 210 и 350. а) Может ли такая прогрессия состоять из четырех членов? б) Может ли такая прогрессия состоять из пяти членов? Любой вариант ответов без обоснования:  Ответ  Оценка  а) да; б) нет. 0 а) нет; б) да. 0 а) нет; б) нет. 0 а) да; б) да. 0

Задачи на геометрическую прогрессию

4. (МИОО, 2011). Все члены геометрической прогрессии – различные натуральные числа, заключенные между числами 210 и 350.

а) Может ли такая прогрессия состоять из четырех членов?

б) Может ли такая прогрессия состоять из пяти членов?

Любой вариант ответов без обоснования:

Ответ Оценка

а) да; б) нет. 0

а) нет; б) да. 0

а) нет; б) нет. 0

а) да; б) да. 0

Задачи на геометрическую прогрессию № 4. (МИОО, 2011). Все члены геометрической прогрессии – различные натуральные числа, заключенные между числами 210 и 350. а) Может ли такая прогрессия состоять из четырех членов? б) Может ли такая прогрессия состоять из пяти членов? Ответ : а) да; б) нет.

Задачи на геометрическую прогрессию

4. (МИОО, 2011). Все члены геометрической прогрессии – различные натуральные числа, заключенные между числами 210 и 350.

а) Может ли такая прогрессия состоять из четырех членов?

б) Может ли такая прогрессия состоять из пяти членов?

Ответ : а) да; б) нет.

Задачи на последовательности  Иногда последовательность чисел задается возвратным уравнением Рассмотрим один частный случай, используемый в подобных задачах.

Задачи на последовательности

Иногда последовательность чисел задается возвратным уравнением Рассмотрим один частный случай, используемый в подобных задачах.

Задачи на последовательности  № 5. Конечная возрастающая последовательность состоит из различных натуральных чисел, причем при всех натуральных выполнено равенство а) Приведите пример такой последовательности при б) Может ли в такой последовательности при некотором  выполняться равенство в) Какое наименьшее значение может принимать если

Задачи на последовательности

5. Конечная возрастающая последовательность

состоит из различных натуральных чисел, причем при всех натуральных выполнено равенство

а) Приведите пример такой последовательности при

б) Может ли в такой последовательности при некотором

выполняться равенство

в) Какое наименьшее значение может принимать если

Задачи на последовательности № 5. № 5. Идея «усиления неравенства» Ответ : а) например, 1, 65, 113, 149, 176; б) нет; в) 2.

Задачи на последовательности

5.

5.

Идея «усиления неравенства»

Ответ : а) например, 1, 65, 113, 149, 176; б) нет; в) 2.

Задачи на последовательности ЕГЭ 2016 № 6 .  Идея «чет-нечет» Решение . а) 1, 4, 21, –16, 41, –36, 61, –56, 81, – 78, 103, –100, 125, –122, 147, –144, 169, –166, 191, –188, 213, –210, 235. б) Нет. Поскольку сумма двух соседних членов есть нечетное число, они имеют  разную четность. Следовательно, все члены с нечетными индексами нечетны, а с четными четны. Поэтому 1000-й член не может равняться 235. в) Рассмотрим три последовательных члена последовательности Поскольку Последовательность состоит из нечетного числа членов.

Задачи на последовательности

ЕГЭ 2016

6 .

Идея «чет-нечет»

Решение . а) 1, 4, 21, –16, 41, –36, 61, –56, 81,

– 78, 103, –100, 125, –122, 147, –144, 169, –166, 191, –188, 213, –210, 235.

б) Нет. Поскольку сумма двух соседних членов есть нечетное число, они имеют

разную четность. Следовательно, все члены с нечетными индексами нечетны, а с четными четны. Поэтому 1000-й член не может равняться 235.

в) Рассмотрим три последовательных члена последовательности

Поскольку

Последовательность состоит из нечетного числа членов.

Задачи на последовательности Значит, последовательность состоит из не менее 23 членов. Пример пункта а) удовлетворяет этой оценке. Ответ : б) нет; в) 23. 0 баллов Процент решаемости этого задания  Баллы Проценты 4 3 1,65 1,03 2 2,67 1 10,53

Задачи на последовательности

Значит, последовательность состоит из не менее 23 членов. Пример пункта а) удовлетворяет этой оценке.

Ответ : б) нет; в) 23.

0 баллов

Процент решаемости этого задания

Баллы

Проценты

4

3

1,65

1,03

2

2,67

1

10,53

Задачи на последовательности ЕГЭ 2016 № 7.  № 7 .

Задачи на последовательности

ЕГЭ 2016

7.

7 .

Задача на последовательность ходов ЕГЭ 2016 № 8 .  б) После первого хода получим 3, 5 или 5, 5.  После каждого следующего хода каждое число  увеличивается, по крайней мере на 2.  За 100 шагов меньшее из чисел будет не менее  3 + 2 · 99 = 201. в) Первоначально разность равна 1. Далее 504 хода ее увеличиваем на 1 и 503 хода уменьшаем на 1. Получим наименьшее значение, равное 2. Ответ : б) нет; в) 2.

Задача на последовательность ходов

ЕГЭ 2016

8 .

б) После первого хода получим 3, 5 или 5, 5. После каждого следующего хода каждое число увеличивается, по крайней мере на 2. За 100 шагов меньшее из чисел будет не менее

3 + 2 · 99 = 201.

в) Первоначально разность равна 1. Далее 504 хода ее увеличиваем на 1 и 503 хода уменьшаем на 1. Получим наименьшее значение, равное 2.

Ответ :

б) нет; в) 2.

Наборы чисел № 9   ЕГЭ 2017

Наборы чисел

9

ЕГЭ

2017

Задача на среднее арифметическое 1 9 № 1 0   ЕГЭ 2017 Идея «усиления неравенства»

Задача на среднее арифметическое

1 9

1 0

ЕГЭ

2017

Идея «усиления неравенства»

Подготовительные задания 19

Подготовительные задания 19

Ответы к подготовительным заданиям 19

Ответы к подготовительным заданиям 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Зачетные задания 19

Ответы к зачетным заданиям 19

Ответы к зачетным заданиям 19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!