Тема урока : «Решение логических задач
с помощью таблиц»
Что же такое таблица?
Таблица — форма представления информации, облегчающая её визуальное восприятие. Состоит из строк, столбцов и ячеек.
Определите какой тип таблиц представлен:
ОС (« объекты-свойства )»
ООО
(« объекты – объекты – один »)
Задача 1.
В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:
1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.
3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.
4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.
7. Радист боксом не увлекается.
Назовите профессию каждого служащего.
Решение
Начнем решение задачи с построения логического квадрата (таблицы). Элементы первого множества (фамилии) записываем в строках, а элементы второго множества (профессии) расположим по колонкам. Проведем анализ условия задачи, сделаем на его основе выводы и зафиксируем их в таблице:
Результат решения
Задача 2.
Три дочери писательницы Жаклин Деманж – Дениз, Амели и Лилиан тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – оперном пении, балете и игре на виолончели. Все они живут в разных городах, поэтому Жаклин часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно что:
- Дениз живёт не в Париже, а Лилиан – не в Риме
- Парижанка не играет на виолончели
- Та, кто живёт в Риме, оперная певица
- Лилиан равнодушна к балету
- Где живёт Амели и какова её профессия?
Решение задачи:
- Составим таблицу и отразим в ней условия 1 и 4, заполнив клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно («0») или истинно («1») соответствующее высказывание.
Париж
Рим
Чикаго
Пение
Дениз
Балет
Амели
Музыка
Лилиан
Далее рассуждаем следующим образом: так как Лилиан живёт не в Риме, то, согласно условию 3, она не певица. В ячейку таблицы, соответствующую строке «Лилиан» и столбцу «Пение», ставим «0». И сразу же становится видно, что Лилиан играет на виолончели, а Дениз и Амели нет.
Согласно условию 2, парижанка не играет на виолончели, значит, Лилиан живёт не в Париже, но она живёт и не в Риме. Следовательно, Лилиан живёт в Чикаго. Так как Лилиан и Дениз живут не в Париже, там живёт Амели. Дениз живёт в Риме и, согласно условию 3, оперная певица. Так как Лилиан играет на виолончели, то Амели балерина.
Париж
Рим
0
Чикаго
1
1
0
0
0
0
Дениз
Пение
0
Балет
Амели
1
1
Музыка
0
Лилиан
0
1
0
0
0
0
1
Ответ:
- Амели – балерина. Она живёт в Париже.
- Лилиан играет на виолончели и живёт в Чикаго.
- Дениз – оперная певица и живёт в Риме.
Задача 3.
Ученик задумал число. Если его умножить на 6, к произведению прибавить 18 и полученную сумму разделить на 12, то получится 4. Какое число задумал ученик?
Решение. Пусть х – задуманное число. Составим уравнение по условию задачи:
( х 6 + 18): 12 = 4. Умножим обе части уравнения на 12, получим х 6 + 18= 48. Решая далее, получим х = 5.
Задача 4.
За 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.
Решение.
Пусть собственная скорость теплохода – Х км/ч.
Заполним таблицу значений трёх величин: пройденного расстояния, затраченного времени и скорости.
Скорость (км/ч) V
По течению
Против течения
Х + 2
Время (ч) t
Х – 2
Расстояние (км) S
9
11
9(Х + 2)
11(Х – 2)
Составим уравнение:
На основании условия задачи составим уравнение:
9(Х + 2) = 11(Х – 2), раскроем скобки
9Х + 18 = 11Х – 22, перенесём слагаемые
9Х – 11Х = – 22 – 18,
– 2Х = – 40,
Х = 20,
Ответ 20 км/ч.
Итак, собственная скорость теплохода 20 км/ч.
Скорость
1 турист
Время
Х км/ч
2 турист
Расстояние
(Х + 1,5) км/ч
3 ч
3 ч
3Х км
3(Х + 1,5) км
22,5 км