СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности в годы Великой Отечественной войны (на примере города Троицка и Троицкого района)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности в годы Великой Отечественной войны (на примере города Троицка и Троицкого района)»

Челябинская область

Троицкий городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Областная конференция

исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»


Номинация: Великая Отечественная война



Решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности в

годы Великой Отечественной войны

(на примере города Троицка и Троицкого района)



Подготовил:

Лыкова Анастасия Витальевна

17 лет

МБОУ «СОШ №3»

457100 г. Троицк, ул. Советская 133

Руководитель:

Андреева Ирина Николаевна

Учитель истории МБОУ «СОШ №3»

457100 г. Троицк, ул. Советская 133







г. Троицк – 2021г

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Причины роста детской беспризорности и безнадзорности в годы Великой Отечественной войны………………………………………….…………………….4

2. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………..…………5

3. Заключение……………………………………………………………………10

4. Библиографический список………………………………………………….11

5. Приложение…………………………………………………………………...14






















Введение

Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних были и остаются характерными чертами российской действительности. Принимая во внимание наличие большого количества обездоленных детей в России, полезным кажется обращение к уникальному опыту борьбы с беспризорностью, накопленного в один из самых трудных периодов российской истории - годы Великой Отечественной войны. Его анализ поможет избежать прежних ошибок и просчетов и в то же время позволит выработать эффективные меры по преодолению беспризорности.

Целью работы является анализ возможных решений проблемы детской беспризорности и безнадзорности в городе Троицке и Троицком районе в период 1941-1945 годов.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать причины роста беспризорности и безнадзорности в 1941-1945 годы;

2. Охарактеризовать вклад общественных организаций в борьбу с беспризорностью;

3. Проанализировать эффективность государственной политики в области социальной защиты детей;

Объектом исследования являются беспризорность и безнадзорность детей в г. Троицке и Троицком районе в 1941 — 1945 годы.

Предмет изучения — деятельность государственных и общественных структур по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей в рассматриваемый период и ее результаты.

Хронологические рамки исследования совпадают с периодом Великой Отечественной войны.

Территориальные рамки включают в себя город Троицк и Троицкий район.

Источниковая база – газета «Вперед» за 1941 – 1945 годы, архивные данные МБУ «Архив города Троицка».

1. Причины роста детской беспризорности и безнадзорности в годы Великой Отечественной войны

В истории человечества проблема беспризорности и безнадзорности существует давно. Но в период социально-экономических и политических потрясений, революций, войн происходит обострение этой проблемы. Не исключением в этом плане был период Великой Отечественной войны.

С проблемой беспризорности и безнадзорности в годы Великой Отечественной войны столкнулась и наша область. Только за три военных года, с 1942-1944 гг., органами милиции Челябинской области было задержано 45305 беспризорных и безнадзорных детей [21, С.76].

Рокотова О.А. в статье «О причинах беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в СССР в 1940-е гг.» выделила несколько групп факторов, вызывающих рост беспризорности и безнадзорности:

  1. Демографические факторы, которые были обусловлены тем, что западные районы советского государства были оккупированы. Высока была смертность взрослого населения во время эвакуации, так как она проходила в условиях бомбежек и обстрелов.

  2. Социально-экономические факторы. В результате роста трудовой мобилизации, многие родители большую часть суток были заняты на производстве, а их дети, оставаясь без должного внимания, зачастую становились безнадзорными. Также произошло ослабление внешкольной деятельности учителей, которые помимо своей основной работы много сил и времени уделяли участие в общественно-политических мероприятиях.

  3. Социально-политические факторы были связаны с тем, что в силу существующих обстоятельств советское государство не смогло в полном объеме реализовать политику, направленную на охрану жизни, здоровья и прав подрастающего поколения.

  4. Психологические. Дети, потерявшиеся в ходе долгих переездов, разлученные с родными во время эвакуации, отправлялись на поиски близких [26, С.208].

2. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны

Решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности явилось одним из важных направлений в социальной деятельности местных органов власти и основывалось на постановлениях Совнаркома СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», от 15 июня 1943 года - «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». 7 августа 1942 года было принято постановление ЦК ВЛКСМ «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью», Приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 года при отделениях НКВД были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Принятые общесоюзные меры по вопросу беспризорности и безнадзорности стали основанием для соответствующих действий на местах. Главным органом, распределяющим беспризорных детей в городе, являлся приемник-распределитель при НКВД. Приемник являлся начальным звеном в большой цепи организации жизни беспризорных и безнадзорных детей, а также тех, кто остался без обоих родителей. В него поступали дети, задержанные на улицах, занимающиеся бродяжничеством, мелкими хищениями и те, кто просто не имел постоянного места жительства или потерял связь с родителями. Специалисты в детприемниках оценивали физиологическое и морально-психологическое состояние детей, и далее в соответствии с их заключением, несовершеннолетние направлялись в больницы, детские дома, определялись на патронирование, трудоустраивались.

Для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в городе при городском совете была также создана комиссия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Комиссия занималась подбором учителей, комсомольцев для патрулирования и дежурства в городе [4]. По инициативе городского отдела народного образования по городу организовывались декадники помощи детям. В эту работу включались многие организации, родительский актив школ. Они обследовали бытовые условия патронируемых и опекаемых детей, осиротевших детей фронтовиков, нуждающихся в неотложной помощи. Обследование выявляло разные интересные факты. Например, семья рабочего Ногина воспитывает осиротевшего мальчика Женю, окружив его лаской и заботой, как родного сына. Но при обследование домашних условий ученика школы № 1 Никитина, который неоднократно замечался в хулиганских выходках и воровстве, выявилось, что мать Никитина не интересуется воспитанием своего сына и бросила его на произвол [19].

Одним из направлений работы местных органов в области оказания помощи детям-сиротам стало их устройство в трудовые учебные заведения. Подобная деятельность регламентировалась постановлением Совнаркома СССР «О трудовом устройстве подростков старше четырнадцати лет – воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД СССР и детей, оставшихся без родителей» от 1943 года. Детей направляли на обучение в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. В школу ФЗО учащиеся принимались как по мобилизации, так и на добровольной основе [10].

В годы войны наша область, как известно, превратилась в важный тыловой регион страны. В г. Троицк и Троицкий район было эвакуировано 13 560 человек [Приложение 1]. Вместе со взрослыми эвакуировались и дети. Они эвакуировались как с родителями, так и с детскими учреждениями – детскими домами, интернатами, садами, пионерскими лагерями. Всех их надо было разместить, обогреть, накормить, одеть. Решение этих сложнейших задач требовало от местных органов власти огромного напряжения сил. Наибольшей заботы требовали к себе дети, эвакуировавшиеся без родителей в составе детских учреждений. За время войны количество детских домов в г. Троицке и Троицком районе возросло, преимущественно за счет детдомов и интернатов, прибывших из других регионов. Так в г. Троицк были эвакуированы Ленинградский, Московский интернаты [Приложение 2]. В 1943 году был открыт детский дом для детей фронтовиков [15]. В газете «Вперед» за 13 февраля 1944 год напечатана статья «Сердечное спасибо» Черногоровой Пелагеи, жительницы освобожденного района, в которой она с трепетом рассказывает о встречи со своими детьми, которых не видела 8 месяцев [Приложение 3]. Дети находились это время в Троицком доме детей фронтовиков [18].

Детские дома постоянно находились в поле зрения руководящих инстанций. Значительная роль в организации, обслуживании, помощи и заботы об эвакуированных детях, детях фронтовиков принадлежала партийным, профсоюзным, комсомольским учреждениям [22, С. 23]. Была развернута работа по сбору средств на постройку детских домов [16]. Многие предприятия, колхозы и отдельные граждане выступали с инициативами организации шефства детским домом и интернатом, перечисления им средств [Приложение 4]. Колхозы им. Куйбышева, им. Кирова и «Третий решающий» Ключевского сельсовета взяли шефство над детдомом эвакуированных и организовали комиссии по сбору продуктов питания и подарков для детей [9]. Рабочие и работницы многих предприятий в неурочное время занялись изготовлением столовой и кухонной посуды, необходимой для детских домов[7], рабочие фабрике «Смычка», и артели «Кооперативная жизнь» изготовили для школьников, главным образом для эвакуированных детей, около 3 тысяч пар зимней валеной обуви [11]. Но, не смотря на немалые усилия, которые прилагались для организации необходимых для проживания детей материально-бытовых условий, проблемы решались довольно медленно. Финансирование было низким. Не хватало одежды, обуви, учебников. Детские дома не обеспечивались в достаточном количестве столами, стульями, одеялами, постельными принадлежностями, кроватями. Отсутствовали бани, прачечные, умывальники. В помещениях царил холод. Часто из-за голода и отсутствия внимания к ним со стороны воспитателей, дети убегали из детдомов [23, С.35].

В целях предупреждения детской беспризорности и безнадзорности подросткам до 16 лет запрещалось находиться на улице после 21 часа за исключением случаев, когда они сопровождались родителями [24, С.21]. Подростки до 16 лет не допускались на вечерние киносеансы, а также в кафе и буфеты, где отпускались спиртные напитки [12].

Также большая роль в предупреждении беспризорности и безнадзорности играли школы. Необходимо было следовать закону о всеобщем обязательном обучении. По данным материала к докладу «О выполнении соцобязательств на 1944 г, принятых 31 сессией горсовета депутатов трудящихся» от 29 ноября 1944 года, 175 человек не обучались в школе. [3, Л. 4]. Причинами непосещения школы были отсутствие обуви и одежды, а также простое нежелание учится в школе, как со стороны детей, так и со стороны родителей [Приложение 5]. Отсутствие в городе дома Пионеров, неудовлетворительная работа ГорКино и ГорТеатра, клубов в деле художественного обслуживания учащихся и детей города способствуют росту безнадзорности среди детей, хулиганства [3, Л. 5].

Государство старалось заботиться о здоровье детей, находящихся как в семьях, так и в детских учреждениях [25, С. 85]. С 1943 года начала проводиться летняя оздоровительная компания, в ходе которой дети посещали пионерские лагеря. В первую очередь, в лагерь отправлялись дети фронтовиков [Приложение 6]. В летний период необходимо было организовать работу с детьми таким образом, чтобы не оказалось вне общественного надзора ни одного ребенка [8]. Ребята занимались в кружках, с ними проводили воспитательные беседы, привлекали к общественно-полезным работам. Кроме этого, организовывались оздоровительные площадки при различных детских учреждениях. Так в статье «Больше внимания детям» указывалось, что школы № 14,13,4,5 поняли важность данной задачи, энергично взялись за организацию детплощадок. Выделили хорошо оборудованные комнаты, вдумчиво выработали план работы и, прикрепив лучших педагогов, сумели работу площадок сделать интересней для детей [5]. Но все-таки не полностью было выполнено соцобязательство о летней оздоровительной компании 1943 года: вместо 1500 человек по плану через пионерские лагеря прошло 1200 детей, через детплощадки при школах, садах пропущено 590 человек вместо 1500 по плану [3, Л.5].

Еще одним способом решения вопроса ликвидации беспризорности и безнадзорности были опека и патронат. Считалось, что жизнь в семейной обстановке благоприятна для полноценного развития каждого ребенка [14]. Более распространенной формой был патронат. Прием детей проходил на добровольных началах, заключался договор между гражданином, который брал на воспитание ребенка и государственным органом, занимающимся вопросами устройства детей. При патронировании можно было взять ребенка в возрасте от 5 месяцев и до 14 лет. Лица, которым передавались дети на воспитание, несли в отношении них обязанности не только воспитательного, но и имущественного характера. [20, С. 32]. Семье, принявшего ребенка на патронат, выплачивались средства из местного бюджета в виде ежемесячного пособия. Во время усыновлении (удочерении) детей-сирот в обязательном порядке должны были проверяться социально-бытовые условия усыновителя.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны социальная защита детей выдвинулась в разряд первоочередных задач государства. Местными советскими, партийными органами, профсоюзными и общественными организациями проводилась целенаправленная работа по профилактике детской беспризорности и безнадзорности. Ее основными направлениями стала разработка и проведение мероприятий в области поиска и устройства беспризорных детей, организации бытовых условий их жизни, обеспечения продуктами питания, одеждой, медицинским обслуживанием и летним оздоровительным отдыхом.






Заключение

Во время Великой Отечественной войны страна находилась в суровых социально-экономических условиях, однако государство успешно решало проблемы беспризорных и безнадзорных детей.

Факторов роста беспризорности существовало множество: гибель родителей или потеря связи с ними; масштабная эвакуация; оккупация советских территорий; мобилизация мужского населения и большая вовлеченность женщин в организации производства, а тем самым, невозможность обеспечить достаточное внимание воспитанию в семье; длительные перерывы в учебе или полный отрыв детей от образовательной (воспитывающей) среды; бытовые материальные трудности.

Местный совет депутатов, органы НКВД, а также общественные и комсомольские организации прикладывали все силы для ликвидации беспризорности и безнадзорности. В городе функционировали приемник-распределитель, комиссия по устройству детей, детские комнаты милиции. Активно развивались опека и патронат. Основными учреждениями по устройству детей в городе стали детские дома, школы ФЗО. Главными задачами городской власти и партии были снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей, создание комфортных условий пребывания детей и подростков в детских учреждениях, обучение их профессиям, пресечение детской преступности.

Не менее серьезной проблемой оказалось отсутствие достаточного количества специалистов для работы с данной категорией детей. Несмотря на всевозможные трудности, государство и местные власти неустанно боролись с проблемой детской беспризорности и безнадзорности.

В современной ситуации целесообразно учесть положительный опыт борьбы с беспризорностью во время Великой Отечественной войны и частично использовать его в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.



Библиографический список

Источники

  1. МБУ «Архив города Троицка», Ф.20, Оп.3, Д.89, Л.448.

  2. МБУ «Архив города Троицка», Ф.20, Оп.3, Д.93, Л.62.

  3. МБУ «Архив города Троицка», Ф.20. Оп.3. Д.93а, Л. 4, 5, 35.

  4. Бахтьяров В. Праздничные подарки детям фронтовиков // Вперед, 11 ноября 1942, № 224. С.2

  5. Вулис И.И. Больше внимания детям // Вперед, 11 июля 1942, № 125. С.1

  6. Завалов А. Отдохнут и окрепнут // Вперед, 11 июля 1942, № 125.С. 1.

  7. Иванов Л. Окружим заботой детские дома детей фронтовиков // Вперед, 16 февраля 1944, № 34. С.1

  8. Красиков. Вызов принимаем // Вперед, 11 июня 1942, № 103. С.1

  9. Кулешов П. Для эвакуированных детей // Вперед, 10 декабря 1942, № 299. С. 2

  10. Лерцова М. Перед новым набором в школу ФЗУ // Вперед, 22 сентября 1944, № 188.С.2

  11. Лопуховский А. Валенки-эвакуированным детям // Вперед, 17 октября 1942, № 204. С.1

  12. Новый порядок посещения школьниками кино и театров // Вперед, 9 февраля 1944, № 29. С.2

  13. Окунев Е. Построим детдом // Вперед, 1 июля 1942, № 116. С.1

  14. Пачина Е. Горе сирот не будет чужим // Вперед, 11 июля 1945, № 132. С.2

  15. Пшеничная М. Детский дом для детей фронтовиков // Вперед, 10 июля 1943, № 125. С.2

  16. Смирнов С. На постройку детского дома // Вперед, 11 октября 1942, № 200. С.2

  17. Чайкина Т. Оздоровительная кампания для детей // Вперед, 23 мая 1944, № 100.С.2.

  18. Черногорова Пелагея. Сердечное спасибо // Вперед, 13 февраля 1944, № 32. С.2

  19. Ширман В. Окружим детей заботой и лаской // Вперед, 27 апреля 1943, № 83. С.2


Литература

  1. Буряк Е.М. Свистова Н.В. Организация системы функционирования детских домов и специальных учреждений в городе Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т.2. №4. С.28-35.

  2. Гусак В.А. Преступность в городе Челябинске и Челябинской области(1941-1945гг.) // Исторические чтения: Материалы научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска «Неизвестная война: малоизученные страницы Великой Отечественной». 2004. Вып.9 / Сост. Э.Б. Дружинина, И.А. Казанцев. - Челябинск, 2005. - С. 76-81.

  3. Емелин С.М. Органы внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 5. С.17-24.

  4. Кабирова А.Ш. Общество и дети: борьба с детской безнадзорностью, беспризорностью и девиантностью в Татарстане в период Великой Отечественной войны // Вестник ТГГПУ.2011. № 3(25). С. 35-39

  5. Красноженова Е.Е. Социальная проблема беспризорности и безнадзорности и ее решение в период Великой Отечественной войны // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 4. - С.19-22.

  6. Малхасян Н.В. Опыт борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны // Наука. Мысль. 2016. № 5-1. - С.83-86.

  7. Рокотова О.А. О причинах беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в СССР в 1940-е гг. // СССР во Второй мировой войне. Третьи Всероссийские историко-краеведческие чтения памяти профессора П.Е. Матвиевского: сб. статей. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – С.208-210.


























Приложение 1 [2]


Приложение 2

Сведения о количестве прибывших эвакуированных детских учреждений в г. Троицк на 10-е декабря 1941 года [1]



Приложение 3

Черногорова Пелагея. Сердечное спасибо // Вперед, 13 февраля 1944, № 32. С.2 [18]













Приложение 4

Завалов А. Отдохнут и окрепнут // Вперед, 11 июля 1942, № 125.С. 1. [6]


Окунев Е. Построим детдом // Вперед, 1 июля 1942, № 116. С.1[13]







Приложение 5

Доклад «О выполнении закона о всеобуче в городе» //

ТФ ГАЧО. Ф.20. Оп.3. Д.93а, Л. 35 [3, Л. 35].

















Приложение 6

Смирнов С. На постройку детского дома // Вперед, 11 октября 1942, № 200. С.2 [16]



Чайкина Т. Оздоровительная кампания для детей // Вперед, 23 мая 1944, № 100.С.2. [17]

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!