СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Революция - трагедия русского народа. Шаяхметова В.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа Шаяхметовой Виктории была представлена на II Ильинские чтения.

Просмотр содержимого документа
«Революция - трагедия русского народа. Шаяхметова В.»

II ИЛЬИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ







Доклад



Революция – трагедия русского народа.





Выполнил_:_____Шаяхмнтова Виктория Викторовна



Контактный телефон_____________89308885884_____________



Электронный адрес: __ustimenrjtatjana@rambler.ru___________________



Населённый пункт:_д. Аргамаково Спасского района Рязанской области



Учебное заведение МБОУ “Исадская СОШ”











2018



Сто лет миновало после революции 1917 года, а споры о сущности, значении и уроках этих событий не утихают. Одним кажется, что революция открыла череду новых возможностей для нашей страны, другие пытаются представить, чего достиг бы наш народ, будь у него возможность мирного поступательного развития. Третьи считают, что те реки крови, которые были пролиты в годы революции и гражданской войны, делают невозможным и бессмысленным поиск здравого и рационального в тех событиях.

Иван Александрович Ильин – не просто свидетель и активный участник политической борьбы того периода. Он человек, который оставил в своих трудах и политическую оценку, и философское осмысление революции.

Февраль 1917 года Ильин встретил если не с воодушевлением, то с надеждой. Но дальнейшее раскручивание исторического маховика было им воспринято как личная и национальная катастрофа. Уже за рубежом, анализируя произошедшие в России перемены, он задавался вопросами: «Почему именно России суждена такая ужасная судьба? Почему именно Русскому народу надо переносить такие мучения и унижения? Почему именно России пришлось стать гигантской камерой пыток, всемирным позорищем и рассадником заразы?!»0...

Среди причин революционной трагедии философ выделяет сначала те, что объективно способствовали отставанию России от стран запада. Здесь и огромная территория, открытая для вторжений, и суровый климат, и пограничное положение между Азией и Европой. Всё это, а также ошибки государственного правления, недостатки национального характера, он считает причинами внутренними, российскими. Но главную беду он видит не в этом: «Болезнь, ныне изводящая Россию, а именно: воинствующее безбожие; антихристианство; материализм, отрицающий совесть и честь; террористический социализм; тоталитарный коммунизм; вселенское властолюбие, разрешающее себе все средства,— весь этот единый и ужасный недуг имеет не русское, а западноевропейское происхождение»0.

Зародившиеся на Западе идеи антиклерикализма были подхвачены «полурусской полуинтеллигенцией», как называет этих людей Ильин, и привнесены на русскую почву, где не оказалось достаточных для их отторжения и неприятия сил. И в этом отступлении от Бога видит философ главную причину революции.

Поражают полные боли и, в то же время, жёсткие слова мыслителя: «В 1917 году русский народ впал в состояние черни; а история человечества показывает, что чернь всегда обуздывается деспотами и тиранами»0. В чём проявилось это состояние? Поражения на фронтах Первой мировой войны поколебали веру нации в командование, а потом и в царя. Неустойчивость политической и экономической ситуации всколыхнули в народе всё самое тёмное и безобразное: «… левые партии …понесли развязанному солдату, матросу и крестьянину право на беспорядок, право на самовластие, право на дезертирство, право на захват чужого имущества, все те бесправные, разрушительные, мнимые права, о которых русский простолюдин всегда мечтал в своем анархически-бунтарском инстинкте и которые теперь вдруг давались ему сверху. Соблазн бесчестия и вседозволенности стал слишком велик, и катастрофа сделалась неизбежной»0.

Утверждая катастрофический характер революции, Ильин сравнивает её со Смутой XVII века, считая последнюю менее страшной и разрушительной. Если Смута была временным брожением, после которого народ быстро опомнился, то революция не дала народу такой возможности, не позволила восстановить поступательное развитие.

В отличие от хаотичной Смуты, революция была спланирована и подготовлена. И если самим народом Смута воспринята была как массовое грехопадение, которое необходимо замолить, загладить, революционные идеи стали традицией для определенных интеллигентских кругов.

Смута была сравнительно скоротечна, в то время как революция охватила судьбы всё новых и новых поколений, живущих в России, но не имеющих кровной связи с её историей, культурой, традициями.

Смута была актом отчаяния народа, пережившего террор опричнины. Революция разрушила государство, находившееся на подъёме своего развития, культурного, хозяйственного и политического.

После Смуты Россия была разорена, но при этом сохранила свой национальный лик, революция же не только исказила её национальную сущность, но и лишила самого имени.

По мнению Ильина, революцию готовили на протяжении десятилетий люди сильной воли, но не любившие и не понимавшие Россию и её народ. Они не осознавали (или сознательно игнорировали) тот факт, что русское народное правосознание в корне отлично от европейского. Оно основано на православном взгляде на мир. В силу своего собственного неверия они не могли ценить и понимать духовные основы народной жизни0.

Ильин называет революцию безумием, так как ни одна сила в стране, ни одна сторона жизни народа не были улучшены ею.

Революция провозгласила передачу земли крестьянам, но на деле этот лозунг стал обманом. Ильин утверждает, что поступательное развитие процессов, запущенных реформой П. А. Столыпина, гарантировало бы к 1924 году закрепление земли в полную частную собственность за крестьянскими домохозяйствами. Это гарантировало им свободу предпринимательства, рост хозяйственной культуры, богатство. Провозглашенный революционерами «чёрный передел» только формально наделил крестьян землёй, сделав их лишь пользователями. Перейдя в 1929 году к коллективизации, коммунисты уничтожили по данным Ильина не менее 600 тысяч крестьянских семей. Превратив остальных в сельский пролетариат, лишенный и земельной собственности, и каких-либо прав.

Не выиграл от революции и рабочий класс. Она перечеркнула все достижения прежних лет в организации свободных профессиональных союзов, обрекла на долгие годы безработицы, уничтожила квалифицированный слой, создала государственную потогонную систему в виде стахановского движения. Реальный уровень жизни рабочих снизился. В довершение всего рабочий класс получил систему государственно-партийного контроля через тоталитарные профсоюзы, взаимные слежку и доносительство, концлагеря.

Промышленно-торговый класс, заигрывавший с революционерами, (Ильин упоминает Савву Морозова и Ивана Сытина, которые в предреволюционные годы финансировали большевиков), оказался полностью уничтоженным революцией.

Наибольшим же безумием революция стала для русской интеллигенции, так и не усвоившей, что механическое перенесение европейских идей на русскую почву не может дать добрых плодов.

Причиной революционного брожения масс Ильин считает нежелание отстаивать Россию на полях Первой мировой войны, жажду грабежа и насилия.

Большевики отринули позитивное правосознание, видя в нём оправдание классового неравенства, и заменили его произвольным действием и, позже, произвольной нормой. Ильин отмечает: «Вседозволенность произвольного действия высказана в главном революционном лозунге «грабь награбленное». При этом любые имущественные накопления рассматриваются как результат прежнего успешного разбоя, а потому как добыча, которую надо отобрать»0.

Произвольная норма устанавливается «не имеющим полномочий обладателем власти, дорвавшимся до нее с помощью произвола и насилия»0. При этом самого «законодателя» такая норма ни к чему не обязывает. Он может сам отменять её по своему усмотрению. Жизнь, таким образом, становится хаотичной и непредсказуемой.

Большевизм сознательно разрушает правосознание, тем самым отдавая предпочтение произволу и вверяя мир в хаос и разрушение. Вместо свободной лояльности он опирается на угрозу, насилие, террор. Действия государства стали злодейством и преступлением.

Ильин обращает внимание на то, что, придя к власти в России, большевики используют её как плацдарм для мировой революции. Их государство не отвечает интересам русского народа и народов, населяющих Россию. Будучи интернациональной, новая власть становится противо-национальной, порабощающей коренное население России в своих антирусских целях0.

Философ уподобляет коммунистическую партию ордену (в смысле орденской организации). Ордену рабовладельческому, без Бога, чести и совести; «а режим, созданный ею (компартией), подобен огромной рабовладельческой колонии, построенной на искоренении лично-инициативного (инстинкт!) и лично-творческого (дух!) начала и на попытке превратить человека из одухотворенного организма в духовно-опустошенный, но покорный механизм»0.

«Коммунисты пресекли народное творчество, подавили народный почин, убили частную инициативу. Они заглушили национальный инстинкт самосохранения, навязывая ему чужую, дикую цель мировой революции, и взывают к нему только в час великой военной опасности... У них антинациональная власть стала всем, а личность и народ — ничем»0, — так Иван Александрович характеризует результат тоталитарного правления.

И это действительно катастрофические последствия. Можно восстановить дороги и мосты, возвести заводы и фабрики, распахать бескрайние степи. Всё это можно сделать довольно быстро. Но на то, чтобы вновь привить народу вкус к самостоятельности, способность ответственно и свободно выстраивать свою жизнь и жизнь своей страны, гражданскую активность, - нужны не просто годы – поколения!

Ильин отмечает пагубное воздействие революции на духовное состояние общества в целом и каждого человека в отдельности. Он обращает внимание на то, что в самом акте отделения Церкви от государства нет ничего нового. Так поступали еще французские революционеры XVIII века. Но большевики не просто осуществили этот юридический акт. Они вознамерились стереть из человеческого разума и человеческой души само воспоминание о Боге, опорочить всё священное, отнять у человека потребность общения с Богом. Отсюда: поругание святынь, разрушение храмов, истребление или унижение духовенства, система кощунства и запрещение книг Священного Писания.

И всё это для того, чтобы было проще вытравить из сознания людей религиозно-совестное чувство добра и зла, то есть нормы морали, подменив их интересами революционного пролетариата, а точнее, интересами коммунистического правительства0.

«Государство поощряет и взращивает в человеке угодливого и деморализованного раба, награждая его, привилегируя его, застращивая и дисциплинируя его в слепом повиновении»0. Таким образом, провозглашаемая большевиками в 1917 году идея всеобщего равенства оказалась ложью. Уравняв народ в нищете, бесправии и зависимости, революционеры создали «новую привилегированную касту партийных чиновников-угнетателей»0.

В этих условиях у человека отнимаются даже самые, казалось бы, неотторжимые права: верить, мыслить, чувствовать сообразно своей воле. Он становится объектом узаконенного насилия со стороны партийно-государственной машины. Ничто: ни имущество, ни жизнь, ни взгляды незащищены более от произвола, угнетения, уничтожения.

Государство, созданное революцией, уничтожив основы правосознания, такие как: чувство собственного достоинства; способность управлять собою и строить свою жизнь; взаимное уважение и доверие правительству - заменяет всё это взаимным шпионажем, доносительством и страхом. Это позволило большевикам ввергнуть страну в десятилетия репрессий против собственного народа, уничтожив миллионы людей.

Вглядываясь в страшные реалии современной ему России, Иван Александрович ильин продолжал верить в огромный потенциал русского народа, в его великое и достойное будущее: «Страдания и унижения русского народа должны умудрить и очистить его, открыть ему новые земные горизонты и новые небесные высоты, пробудить его сердце и укрепить его волю. Весь наш душевный уклад должен быть обновлен: в этой трагедии должен завязаться и окрепнуть новый русский национальный характер, укорененный во Христе, сердечный и волевой, достойный и прямой, без изворотливо-лживой хитрости и с живым чувством духовного ранга. В русской душе должен быть преодолен раб; в ней должно начаться новое гражданственно-свободное правосознание. Русский человек должен перестать поклоняться чужим идолам и дьяволам. Он должен «вернуться к себе», к живым и драгоценным корням своей национальной культуры. Он должен понять, принять и выговорить свою русскую Идею, с тем, чтобы затем осуществить ее во всем — в религии и в науке, в праве и в государственной форме, в искусстве и в труде, в суде, в медицине и в воспитании»0.


Список источников и литературы

  1. Ильин И. А. Большевизм и кризис современного правосознания. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1998. Т. 7.

  2. Ильин И. А. О грядущей России. М.: Военное издательство. 1993. – 368 с.

  3. Ильин И. А. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

  4. Ильин И.А. Национальная Россия. Наши задачи. // https://books.google.ru/books?id=K9EYCwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false


0 Ильин И.А. Национальная Россия. Наши задачи. С. 17.

0 Там же. С. 18.

0 Ильин И. А. О грядущей России. С. 87.

0 Ильин И. А. О грядущей России. С. 90.

0 См.: Ильин И.А. Национальная Россия. Наши задачи. С. 20-22.

0 Ильин И. А. Большевизм и кризис современного правосознания.// Т.7. С. 20.

0 Ильин И. А. Большевизм и кризис современного правосознания.// Т.7. С. 21.

0 См.: Ильин И. А. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Ильин И. А. О грядущей России. С.119.

0 Ильин И. А. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 См.: Ильин И. А. О грядущей России. С. 124-125.

0 Там же. С 125—126.

0 Ильин И. А. О грядущей России. С. 59.

0 Ильин И.А. Национальная Россия. Наши задачи. С. 20.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!