Классный час
Режим дня
Цели: убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.
Ход классного часа
Беседа «Режим дня - основа жизни человека»
Жил-был мальчик Алёша Иванов. Были у Алёши мама, папа, две бабушки и тётя. Они его любили-обожали. Поэтому Алёша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался... зевал, широко разинув рот. И тётя Лиза тотчас же вливала ему в рот какао.
А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алёшин папа в это время старался развеселить ребёнка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алёше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было ужасно много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алёша бросал их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алёша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому - от скуки - он дёргал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.
Вопросы:
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Нравится или не нравится вам Алёша Иванов? Если не нравится, то почему?
- Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?
- А теперь послушайте одно стихотворение. Оно называется «Валя - неуспеваля».
- Валя, вставай, умывайся,
Завтрак готов, хватит спать!..
- Валя, быстрей собирайся,
Ведь опоздаешь опять!
Валя с трудом просыпается,
Нежится, сладко зевает.
Долго с портфелем копается –
Не поспевает.
В школе звонок будет вскоре
На переменку. И вдруг
Ожил весь класс: в коридоре –
Валиных туфелек стук.
Если бы - без опоздания,
Это была бы не Валя!
Классом дано ей прозвание
Неуспеваля.
Учитель. Почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то тайну времени или часы у них по-другому ходят? Оказывается, тайна времени всё-таки есть.
Может быть, кто-то из вас уже знает эту тайну времени и поделится с нами?
Ученики. Это, наверное, режим дня. (Правильный распорядок дня.)
Учитель. Совершенно верно. Режим - это правильная организация дня. В какое время вы встаёте? Не получается ли у вас так, как с героем этого стихотворения?
Учись просыпаться в школу сам
Медвежонок спит в кроватке.
Про учебники, тетрадки
Вспоминать не хочет он –
Смотрит свой десятый сон.
И хотя будильник звонко
Будит соню - Медвежонка,
Медвежонок не встаёт,
В школу утром не идёт.
Все уроки он проспал –
Лишь к обеду соня встал!
Только это плохо, братцы, –
Очень поздно просыпаться!
И пора вам начинать
По будильнику вставать.
Если начали учиться,
Спать так долго не годится!
Давайте вспомним по порядку наше утро.
Физкультминутка «С добрым утром»
Педагог.
- Просыпайся!
Дети.
- Просыпаюсь!
(Дети выполняют на месте шаг вперед.)
- Поднимайся!
- Поднимаюсь!
(Руки вверх, потянуться.)
- Умывайся!
- Умываюсь!
(Ладошками дети «умывают» лицо.)
- Обливайся!
- Обливаюсь!
(Встряхивают кистями рук.)
- Вытирайся!
- Вытираюсь!
(Имитация движения «вытирание».)
- Одевайся!
- Одеваюсь!
(Похлопывание себя по плечам.)
- Собирайся!
- Собираюсь!
(Повороты вокруг себя.)
- И прощайся!
- И прощаюсь!
(Прощальные взмахи над головой.)
Учитель. Какие важные моменты режима дня мы пропустили?
Ученики. Завтрак и зарядка.
Позавтракай перед школой
Зайчик сидит над тарелкой с капустой,
Вид у него недовольный и грустный.
- Мама, послушай, я в школу пойду
И по дороге травинку найду.
Вот и поем, а пока не хочу!
Зря за столом я так долго торчу!
Мама-зайчиха ему отвечает:
- Каждый малыш обязательно знает –
В школу голодным ходить не годится!
Трудно там будет сидеть и учиться,
Будут все мысли твои не о том,
Трудно учиться с пустым животом.
Учитель, Кто из вас завтракает утром?
Учитель. Давайте еще раз повторим режим утра. (Дети повторяют.)
Режим дня после школы
Учитель. А что вы делаете после школы?
(Выслушиваются ответы детей.)
Учитель. Давайте посмотрим на таблицу «Режим дня». Ее составляли учёные и врачи.
- Чем же они рекомендуют заниматься после школы? (Обед, прогулка, отдых, помощь по дому, занятия любимым делом, занятия в кружке.)
- А теперь наступает вечер. Расскажите, что вы делаете вечером. (Дети рассказывают, подводится итог по таблице.)
Групповая работа с разрезными карточками
(Дети по картинкам или карточкам, на которых записаны основные моменты режима дня, повторяют распорядок дня, выкладывая карточки в нужном порядке. Сравнивают свой ответ с таблицей.)
Учитель. Режим учит не только порядку, но и дорожить временем.
- Для чего люди придумали часы? (Они нужны для того, чтобы уметь распоряжаться своим временем. И часы, и календарь помогают планировать дела на сутки, недели, месяцы, годы вперёд.)
Учитель. Научиться ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого надо прежде всего научиться ориентироваться во времени, чувствовать его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или иной отрезок времени.
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С. Маршак
Учитель. Предлагаю вам, ребята, дома произвести подсчет: сколько времени вы тратите на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой, сколько нужно времени, чтобы дойти до школы и т. д. Тогда вы с родителями можете точно рассчитать время выхода в школу и никогда не опоздаете.
Цена минуты.
Ученик.
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело.
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать
За один час,
За один день,
За одну неделю,
За один месяц,
За один год,
Если заниматься делом!!! Учитель. Минута пролетает так быстро, что и не заметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но, оказывается, что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться.
Давайте проведем соревнование, кто за одну минуту больше:
• напишет аккуратно одну и ту же букву;
• напишет подряд числа, начиная с единицы;
• свяжет обрывки нитки, каждый длиной в 10 см (сравним, у кого нитка окажется длиннее).
Работа с пословицами
Упустишь минутку - потеряешь час.
Кто поздно встает, тот дня не видит.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Работаешь сидя - отдыхай стоя. Кончил дело - гуляй смело.
Подведение итогов
Учитель. Давайте еще раз повторим режим дня. Дома с родителями составить свой режим и придерживаться его выполнения.
Дополнительный материал
Стихи о человеке и его часах
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет,
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денек!
С. Баруздин
Схема режима дня для школьников, занимающихся в первую смену
Режимные моменты | Время проведения |
1-2-е классы |
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры | 7:00 |
Завтрак | 7:30 |
Дорога в школу (прогулка) | 7:50 |
Учебные и факультативные занятия в школе, завтрак на большой перемене | 8:30 |
Дорога из школы домой (прогулка) | 12:30 |
Обед | 13:00 |
Послеобеденный отдых (сон для первоклассников и ослабленных детей) | 13:30 |
Пребывание на воздухе | 14:30 |
Приготовление уроков (каждые 35-45 минут занятий перерыв на 5-10 минут. Во время первого перерыва - полдник) | 16:00 |
Пребывание на воздухе | 17:30 |
Ужин и свободные занятия | 19:00 |
Сон | 21:00 |
Рекомендации родителям.
• Соблюдение режима точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма ребенка.
• Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности ребенка: в первой половине дня - с 9 до 12 часов, после полудня - с 15 до 16 часов.
• Выполнение уроков всегда в одни и те же часы. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
• Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху ребенка.
• Пребывание на продленном дне в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
• Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1 -1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3-3,5 часа).
• Не забывайте чаще хвалить ребенка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.