СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация стратегии активного обучения в рамках современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Ребенок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен….. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями». 

В.А.Сухомлинский

На вопрос: «Какие бывают уроки?»

Учитель назовет:  уро­ки по изучению нового материала, его закреплению, повторе­нию, обобщению, контролю.

Ученик ответит: что уроки бывают хорошие, интересные, необычные, а еще скучные.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в   образовательной практике.

Я, как учитель начальных классов, решаю ее через проблемный урок.        

 Проблемный урок состоит из нескольких этапов.  На первом этапе необходимо создать проблемную ситуацию. В зависимости от темы урока, мною используется несколько приемов создания проблемной ситуации.

Прием 1.   Сталкиваю  разные мнения.

При изучении темы «Написание безударной гласной в корне слова» (2 класс).

Пишу  на доске слова, в которых пропущены безударные гласные в корне слова, и спрашиваю, какая буква пропущена? Ответы детей разные

 

Приём 2.  Основан на  противоречии – между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать.

Так,  на уроке  по теме «Склонение имен существительных» (4 класс),   учащиеся легко справляются с определением рода имен существительных, однако,  получив задание определить склонение  существительных,  учащиеся оказываются в недоумении, т.к. не сталкивались с подобным заданием (проблемная ситуация).

Прием 3. Я создаю  проблемные ситуации  с затруднением. Выполняется  в два шага.

Шаг 1 . Даю практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая подвоха дети выполняют его, применяя имеющиеся у них знания.

Шаг 2. Я аргументировано доказываю, что задание учениками не выполнено  (фрагмент такого способа вы видите на экране).

Урок русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения»

Учитель

Ученики

- Поупражняемся определять спряжение глаголов

Ученики выполняют ряд заданий

- Определите спряжение глаголов «брить», «думать»

Брить – глагол 2 спр., обидеть – 1 спр. (допускают ошибку, применяя правило , чтобы определить спряжение необходимо глагол поставить в неопределенную форму. Есть глагол не на ить – 1 спр., на ить – 2 спр.

- Давайте проверим. Я проспрягала глаголы на доске. Что вы замечаете?

- Брить – глагол 1 спр, а обидеть – 2 спр.

 

Следующий этап  – формулировка учебной проблемы.   Именно на этом этапе мои ученики самостоятельно формулируют тему   и цели урока.

Если   класс  молчит,  мною разворачивается  «побуждающий диалог».   Хочется отметить, что  диалог является одним из методов активного обучения.

Перед вами пример побуждающего диалога,  в результате которого учащиеся  самостоятельно называют тему урока.

Учитель

Ученики

- Почему разные ответы? (побудение к осознанию противоречия)

 

- Какой вопрос возникает?

- Кто из нас прав? Будем выяснять

-  Выделите  в словах корень. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. Что вы заметили?

- Мы сделали ошибки в корне слов, так как гласные  безударные

- Значит, тема нашего урока…

 Как правильно написать безударную гласную в корне слова.

 

Далее разворачивается   поиск решения. 

Ученики выдвигают несколько путей решения (гипотезы), один из которых верен.

Я принимаю  все гипотезы.  Моя реакция   нейтральная – это фраза «Так» или кивок головы.

Впоследствии все гипотезы проверяются.  Конечно, учащиеся не всегда приходят к правильному решению, поэтому требуется помощь учителя: разворачивается подводящий диалог.   

На этапе формулирования выводов и обобщений,  первое слово принадлежит моим ученикам. Только после этого я предлагаю сверить формулировку с правилом учебника.

На таком уроке я выступаю как организатор и координатор учебной деятельности.  Мои ученики сами открывают новое знание. А то, что открыл сам, до чего додумался лично, невозможно не понимать.

На таких  уроках каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Он осознаёт цель своего присутствия на уроке, может ответить,  зачем выполняет  то, или иное задание.

Конечно, не на каждом уроке можно создать проблемную ситуацию.  Это зависит от цели урока; содержания конкретной темы; уже сформированных умений учащихся.  Когда продумываешь урок закрепления, обобщения или повторения знаний,  задумываешься над    активными методами обучения.

Хочется отметить, что   такие формы проведения уроков, как урок-концерт,  урок-путешествие,  урок-соревнование, урок-викторина, имитация по­знавательно-развлекательных телепередач на уроках   не относятся к активному обучению. Это методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций. В викторине, соревновании ученик может прини­мать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игро­вого момента и положительной настроенности на деятельность. 

Наиболее приемлемыми  методами активного обучения в начальной школе является успех.

Один раз, пережив ус­пех, ребенок будет вновь и вновь стремить­ся к нему.

Чего ждет ребенок, переступив­ший порог школы? Только успеха. Ситуа­ция успеха — необходимое условие для пе­рерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Другим эффективным методом является дидактическая или учебная игра.

Перед вами фрагмент урока литературного чтения по теме «Басни И.Крылова» , который построен в форме игры «Да-нетки».

 Учитель загадал героя произведении: От тщеславия она лишилась пищи... – Она - человек? – Нет. – Зверь/птица/рыба/другое? – Птица. – Домашняя/дикая? – Дикая. – Это ворона? – Да. – Ворона и сыр? – Да.   

К активным методам обучения относится драматизацияинсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наде­ляться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний.

Метод «Круглый стол»   чаще используется  при обобщении материала. После изучения произведения В.Драгунского «Что я люблю…»,  детям было дано задание: написать дома письмо главному герою рассказа Дениске. Сочинения были очень и не очень  интересны.  

Вначале урока, мы сели кругом и, взявшись за руки, провели аутотренинг:

Мы дружные, мы – смелые,

Мы – умные, веселые,

Работаем успешно,

Овладеем знаниями, конечно.

Мы обсудили пять сочинений. И отобрали не просто удачные, лучшие работы, а выстроили  «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, еще раз попробовали преодолеть свои авторские трудности. Лучшие сочинения мы опубликовали в газете «Колокольчик».

На разных этапах урока я активно использую коллективные формы работы. Групповая, парная  работа  оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. 

   Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекра­щающийся диалог, совместный коллектив­ный труд, основанный на доверии и добро­желательности.

 Мне хотелось бы порекомендовать учителям школ:

-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

-включать в учебные занятия проблемные уроки;

-управлять формированием и развитием  индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;

- организовывать сотрудничество и кооперацию;

- организовывать коллективное взаимодействие;

- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).

- соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.

 В заключение доклада хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в поиске пути активного обучения  школьника, в результате которого  –   мы решим проблему   мотивации к учебе,  участия наших учеников в разных конкурсах, и как  следствие – повысятся результаты олимпиад, НПК, творческих конкурсов, соревнований.

Просмотр содержимого документа
«Реализация стратегии активного обучения в рамках современного урока»

 Реализация стратегии активного обучения в рамках современного урока  учитель начальных классов СШ № 1 им.В.Ф.Купревича  г. Смолевичи Пронько Елена Геннадьевна

Реализация стратегии активного обучения в рамках современного урока

учитель начальных классов СШ № 1 им.В.Ф.Купревича

г. Смолевичи

Пронько Елена Геннадьевна

  Эпиграф: «Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями».  В.А.Сухомлинский

Эпиграф:

«Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен…

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями».

В.А.Сухомлинский

Учитель:  Урок по изучению нового материала Урок повторения Урок закрепления Урок обобщения Урок контроля  Ученик  Хорошие Интересные Необычные Скучные

Учитель:

  • Урок по изучению нового материала
  • Урок повторения
  • Урок закрепления
  • Урок обобщения
  • Урок контроля

Ученик

  • Хорошие
  • Интересные
  • Необычные
  • Скучные
 Проблема: активность личности в обучении

Проблема: активность личности в обучении

Этапы проблемного урока: 1. Создание проблемной ситуации

Этапы проблемного урока:

1. Создание проблемной ситуации

Приёмы создания проблемной ситуации 1. Сталкиваю различные мнения Тема «Написание безударной гласной в корне слова» (2 класс) Пишу на доске слова, в которых пропущены безударные гласные в корне слова Л..сной, тр..пинка, т..нота.  Учитель: какая буква пропущена?  Ответы детей разные

Приёмы создания проблемной ситуации

1. Сталкиваю различные мнения

Тема «Написание безударной гласной в корне слова» (2 класс)

Пишу на доске слова, в которых пропущены безударные гласные в корне слова

Л..сной, тр..пинка, т..нота.

Учитель: какая буква пропущена?

Ответы детей разные

Способы создания проблемной ситуации 2. Основан на противоречии – между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать. Тема «Склонение имён существительных» (4 класс) На доске: дочка, братишка, плач, дерево, мать. Учитель - Что вы можете сказать про эти слова Ученик - Определите род имен существительных - Это существительные. Легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен - Определите склонение имен существительных Учащиеся в недоумении, т.к. не сталкивались с подобным заданием (проблемная ситуация)

Способы создания проблемной ситуации

2. Основан на противоречии – между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать.

Тема «Склонение имён существительных» (4 класс)

На доске: дочка, братишка, плач, дерево, мать.

Учитель

- Что вы можете сказать про эти слова

Ученик

- Определите род имен существительных

- Это существительные.

Легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен

- Определите склонение имен существительных

Учащиеся в недоумении, т.к. не сталкивались с подобным заданием (проблемная ситуация)

Способы создания проблемной ситуации 3. Проблемные ситуации с затруднением. Выполняется в два шага. Шаг 1 . Даю практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая подвоха дети выполняют его, применяя имеющиеся у них знания. Шаг 2. Аргументировано доказываю, что задание учениками не выполнено. Тема «Глаголы-исключения» (4 класс) Учитель Даю задание: определить спряжение глаголов Ученик  - Определить спряжение глаголов брить, обидеть. Легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен  Брить – глагол 2 спр., обидеть – 1 спр. (допускают ошибку, применяя правило - Давайте проверим. Я проспрягала глаголы на доске. Что вы замечаете? - Брить – глагол 1 спр, обидеть – 2 спр.

Способы создания проблемной ситуации

3. Проблемные ситуации с затруднением. Выполняется в два шага.

Шаг 1 . Даю практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая подвоха дети выполняют его, применяя имеющиеся у них знания.

Шаг 2. Аргументировано доказываю, что задание учениками не выполнено.

Тема «Глаголы-исключения» (4 класс)

Учитель

Даю задание: определить спряжение глаголов

Ученик

- Определить спряжение глаголов брить, обидеть.

Легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен

Брить – глагол 2 спр., обидеть – 1 спр. (допускают ошибку, применяя правило

- Давайте проверим. Я проспрягала глаголы на доске. Что вы замечаете?

- Брить – глагол 1 спр, обидеть – 2 спр.

Этапы проблемного урока: Формулировка учебной проблемы (побуждающий диалог) Приемы создания проблемной ситуации Побуждающий диалог 1. Сталкивание различных мнений  Сколько разных мнений 2. Невозможность выполнить задание Вы смогли выполнить задание? Почему? 3. Ситуация с затруднением Какие знания вы применили? Задание выполнено?

Этапы проблемного урока:

  • Формулировка учебной проблемы (побуждающий диалог)

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждающий диалог

1. Сталкивание различных мнений

Сколько разных мнений

2. Невозможность выполнить задание

Вы смогли выполнить задание? Почему?

3. Ситуация с затруднением

Какие знания вы применили? Задание выполнено?

Продолжение урока «Безударные гласные в корне слова» (2 класс) Учитель Ученики Почему разные ответы? Какой вопрос возникает? Кто из нас прав? Будем выяснять Выделите в словах корень. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. Что вы заметили? - Мы сделали ошибки в корне слов, так как гласные безударные - Значит, тема нашего урока…  Как правильно написать безударную гласную в корне слова.

Продолжение урока «Безударные гласные в корне слова» (2 класс)

Учитель

Ученики

  • Почему разные ответы? Какой вопрос возникает?
  • Кто из нас прав? Будем выяснять
  • Выделите в словах корень. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. Что вы заметили?

- Мы сделали ошибки в корне слов, так как гласные безударные

- Значит, тема нашего урока…

Как правильно написать безударную гласную в корне слова.

Этапы проблемного урока:  Поиск решения  выдвижение гипотез проверка гипотез (подводящий диалог)  выдвижение гипотез проверка гипотез (подводящий диалог)  Выводы, обобщения

Этапы проблемного урока:

  • Поиск решения
  • выдвижение гипотез проверка гипотез (подводящий диалог)
  • выдвижение гипотез
  • проверка гипотез (подводящий диалог)
  • Выводы, обобщения
    Слагаемые моего успеха :   На уроке я выступаю как организатор и координатор учебной деятельности. Мои ученики сами открывают новое знание, при этом у них формируются навыки будущих исследователей.  А то, что открыл сам, до чего додумался лично, невозможно не понимать и не запоминать. На уроках каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Он осознаёт цель своего присутствия на уроке, может ответить, зачем выполняет то, или иное задание.

    Слагаемые моего успеха :

    • На уроке я выступаю как организатор и координатор учебной деятельности.
    • Мои ученики сами открывают новое знание, при этом у них формируются навыки будущих исследователей.

    А то, что открыл сам, до чего додумался лично, невозможно не понимать и не запоминать.

    • На уроках каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Он осознаёт цель своего присутствия на уроке, может ответить, зачем выполняет то, или иное задание.
    Методы и приёмы активизации познавательной деятельности урок-концерт  урок-путешествие  урок-соревнование  урок-викторина  имитация познавательно-развлекательных телепередач

    Методы и приёмы активизации познавательной деятельности

    • урок-концерт
    • урок-путешествие
    • урок-соревнование
    • урок-викторина
    • имитация познавательно-развлекательных телепередач
    Метод успеха  Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха.  Ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.  Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
    • Метод успеха

    Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха.

    Ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

    Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

     Дидактическая или учебная игра  фрагмент урока литературного чтения по теме «Басни И.Крылова», который построен в форме игры «Данетки».  Учитель загадал героя произведения:  От тщеславия она лишилась пищи...  – Она - человек ?  – Нет.  – Зверь/птица/рыба/другое?  – Птица.  – Домашняя/дикая?  – Дикая.  – Это ворона?  – Да.  – Ворона и сыр?  – Да.
    • Дидактическая или учебная игра
    • фрагмент урока литературного чтения по теме «Басни И.Крылова», который построен в форме игры «Данетки».

    Учитель загадал героя произведения:

    От тщеславия она лишилась пищи... – Она - человек ? – Нет. – Зверь/птица/рыба/другое? – Птица. – Домашняя/дикая? – Дикая. – Это ворона? – Да. – Ворона и сыр? – Да.

    Драматизация   инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках.  Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний.
    • Драматизация

    инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках.

    Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний.

    Метод «Круглый стол» Урок литературного чтения В.Драгунский «Что я люблю» Аутотренинг: Мы дружные, мы – смелые, Мы – умные, веселые, Работаем успешно, Овладеем знаниями, конечно .
    • Метод «Круглый стол»

    Урок литературного чтения В.Драгунский «Что я люблю»

    Аутотренинг:

    Мы дружные, мы – смелые,

    Мы – умные, веселые,

    Работаем успешно,

    Овладеем знаниями, конечно .

    Методы активного обучения Коллективные формы работы: Групповая, парная работа оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности.  Мои ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой.  Обязательное условие - степень сложности заданий должна учитывать подготовку учащихся

    Методы активного обучения

    Коллективные формы работы:

    • Групповая, парная работа оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности.
    • Мои ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой.
    • Обязательное условие - степень сложности заданий должна учитывать подготовку учащихся
    Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

    Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

    Рекомендации: использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе; включать в учебные занятия проблемные уроки; вовлекать учащихся в постоянную деятельность: пусть они отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное; организовывать сотрудничество и кооперацию; организовывать коллективное взаимодействие; изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор). - соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.  

    Рекомендации:

    • использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
    • включать в учебные занятия проблемные уроки;
    • вовлекать учащихся в постоянную деятельность: пусть они отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;
    • организовывать сотрудничество и кооперацию;
    • организовывать коллективное взаимодействие;
    • изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор).
    • - соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.

     

     «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью».  Мать Тереза

    «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью».

    Мать Тереза

    Ожидаемые результаты: Повышение мотивации к учебе Повышение качества знаний учащихся Потребность участия в разных конкурсах Достижение высоких результатов в олимпиадах, НПК, творческих конкурсах, соревнованиях

    Ожидаемые результаты:

    • Повышение мотивации к учебе
    • Повышение качества знаний учащихся
    • Потребность участия в разных конкурсах
    • Достижение высоких результатов в олимпиадах, НПК, творческих конкурсах, соревнованиях
     Создать ресурсный центр по внедрению современных образовательных технологий, в первую очередь, активных методов обучения на базе СШ № 1 каб. 201 с целью внедрения названых методов в практику учителей начальных классов всего района.

    Создать ресурсный центр по внедрению современных образовательных технологий, в первую очередь, активных методов обучения на базе СШ № 1 каб. 201 с целью внедрения названых методов в практику учителей начальных классов всего района.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!