СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат подготовка специалистов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

Одним из приоритетных направлений в программе модернизации российского образования, реализуемой в настоящее время ВУЗами под руководством министерства образования и науки РФ, является повышение качества высшего профессионального образования. Системный подход к решению данной задачи предусматривает реализацию инновационных технологий обучения, использование которых способствует развитию важнейших наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности.

Энергетическое машиностроение, безусловно, является стратегически важной отраслью промышленности, определяющей потенциал экономического развития страны и ее обороноспособность. В связи с этим, требования к качеству подготовки специалистов в данной отрасли всегда были и остаются высокими. Одним из важнейших условий, обеспечивающих, соответствующее этим требованиям качество обучения, является реализация инновационных технологий подготовки кадров, предусматривающих комплексную взаимосвязь учебного процесса с наукой и производством. Примером такой инновационной технологии служит интегрированная система обучения (ИСО), реализуемая и развиваемая Санкт-Петербургским институтом машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ), уже более 75 лет.

По словам Александра Лукашенко, при подготовке своих специалистов Беларусь должна ориентироваться на российский опыт. "Это очень хороший и передовой опыт в мире, - сказал он. - Обучение надо строить исходя из опыта России, но делать это более качественно и ответственно".

Под интегрированной (корпоративной) системой обучения (ИСО) понимают сочетание очной формы обучения студентов с длительными периодами их трудовой деятельности по избранной специальности во время инженерно-производственной подготовки (ИПП) на базовых предприятиях, фирмах, научных, учебных и других учреждениях. Эта система была создана в Англии, получила широкое развитие в Европе, в частности в Германии, а в 1930 году в СССР, под историческим названием «Завод-ВТУЗ». Инициаторами внедрения данной системы подготовки инженеров для промышленности были такие видные деятели государства, как С.М. Киров, Н.К.Крупская, С.К. Орджоникидзе. В настоящее время она действует под эгидой Научно-методического совета по интегрированным системам обучения при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

      Главная цель ИСО – повышение качества высшего профессионального образования специалиста за счет усиления его практической и теоретической подготовки. Это обеспечивается совместным участием в образовательном процессе ВУЗа и базовых предприятий на основе долгосрочных договоров. В период трудовой деятельности студенты обучаются по очно-заочной (вечерней) форме. Периоды чередования очной и очно-заочной форм устанавливаются Советом вуза с учетом специальности, особенностей подготовки, содержания трудовой деятельности студентов, специфики производства базового предприятия или вида деятельности базового учреждения.

К основным достоинствам ИСО относится:

- Возможность обеспечения подготовки специалистов с учетом реальной потребности базовых предприятий. Это обеспечивается за счет непосредственного контакта ВУЗа с кадровыми службами базовых предприятий без привлечения региональных центров занятости.

- Отсутствие затрат на проведение ИПП со стороны ВУЗа, поскольку базовые предприятия заинтересованы в увеличении продолжительности периода работы, направляемых к ним студентов. Между тем, многие ВУЗы сталкиваются с серьезными трудностями при заключении договоров с предприятиями по проведению традиционных краткосрочных практик (на 1 – 2 месяца), а стоимость проведения таких практик достигает 100 – 150 тысяч рублей на одну академическую группу.

- Кадровая и материально-техническая поддержка учебного процесса базовыми предприятиями. С одной стороны к руководству ИПП, дипломному и курсовому проектированию привлекаются ведущие специалисты предприятий, с другой стороны во время ИПП студенты имеют возможность работать на уникальном дорогостоящем оборудовании, приобретение которого для нужд учебного процесса выходит за пределы финансовых возможностей ВУЗов.

- Студенты получают возможность пользоваться уникальными обширными фондами научно-технических библиотек предприятий и учреждений.

- Повышение уровня материального обеспечения и социальной защищенности студентов. В период прохождения ИПП студентов зачисляют в штат предприятия с оформлением трудовой книжки и на них распространяются все социальные права и льготы, установленные для работников данного предприятия.

- За счет ИСО на базовых предприятиях частично решается проблема дефицита рабочих профессий, поскольку в начале первого этапа ИПП продолжительностью один год студенты обучаются рабочей профессии в ОТО базовых предприятий, получают рабочий разряд и далее работают по полученной специальности.

- ИСО способствует профильному трудоустройству выпускников и их быстрой адаптации на производстве. За время ИПП (2 – 2,5 года) студенты имеют возможность, зная специфику задач подразделения и условия труда, сделать обоснованный выбор конкретного места своей работы. При принятии окончательного решения руководитель подразделения учитывает не только профессиональные, но и личностные качества студента, проявленные им в период прохождения ИПП, что позволяет определить место выпускника в структуре подразделения, на котором его труд будет наиболее эффективным.

Соответствующее современным требованиям качество подготовки специалиста по ИСО обеспечивается высоким уровнем теоретической подготовки студентов гарантируемым, с одной стороны, высокой квалификацией педагогических кадров, с другой стороны установленными государственными стандартами фундаментальных и специальных дисциплин, а так же эффективной реализацией производственной составляющей. Последняя обеспечивается как специальными заданиями по ИПП, так и полноправным положением учащихся на заводе – штатной должностью, заработной платой, специальной стипендией, учетом рабочего стажа, льготами заводских работников. Трудно переоценить мощный социальный фактор – воспитательное влияние рабочего коллектива на студента.

Более чем 75-летний опыт нашего вуза, а также опыт взаимодействующих с ним предприятий отрасли, убедительно доказывает эффективность ИСО и ее инновационную перспективность для подготовки высококвалифицированных специалистов, что обусловлено уникальной способностью ИСО адаптироваться к изменениям, происходящим в сфере наукоемкого производства.

Экономические приоритеты России в начале XXI века, состоящие в необходимости смещения акцента с сырьевого сектора экономики на наукоемкие, высокотехнологичные, энергосберегающие отрасли промышленного производства, ставят перед системой высшего технического образования актуальную проблему – формирование инновационной, интегрированной в производство системы обучения – ИСО. Однако, отсутствие необходимых поправок в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и соответствующих нормативно-правовых документах, безусловно, является основным сдерживающим фактором в развитии ИСО.

Одним из важнейших условий повышения эффективности и развития ИСО, как инновационной технологии обучения, является сохранение в ВУЗе для спектра технических специальностей государственного образовательного стандарта «специалист», который востребован работодателем и является мотивирующим стимулом для студентов обучающихся по ИСО и поступающих в ВУЗ абитуриентов, сознательно выбирающих такую систему подготовки, которая обеспечивает конкурентоспособность выпускника ВУЗа на рынке труда, давая ему возможность трудоустройства, реализации его профессиональных возможностей и творческих потребностей в рамках выбранной специальности (отрасли).

Обеспечение гарантий качества подготовки специалистов составляет основу стратегической политики университета. В сибгау разработана и внедрена система менеджмента качества (сМК), построенная на принципах международных стандартов серии исо 9000. Базовым стандартом, устанавливающим требования к построению и сертификации сМК, принят стандарт госТ р исо 9001 – 2001. в процессе формирования сМК разработаны необходимые нормативные и методические документы, описывающие и регламентирующие основные этапы внутренней деятельности вуза. сМК сибгау сертифицирована государственным органом по сертификации систем менеджмента качества применительно к деятельности в области образования и научных исследований и включена в государственный регистр систем качества. Одна из основных функций сМК заключается в постоянном мониторинге образовательного процесса и анализе динамики основных результатов деятельности вуза. С целью получения независимой оценки уровня знаний студентов, университет регулярно принимает участие в федеральном интернет-экзамене, который проводится национальным аккредитационным агентством в сфере образования. Итоговые результаты интернет-экзамена, наряду с результатами текущей и промежуточной аттестации студентов, служат основанием для принятия корректирующих решений. Длительный опыт успешной деятельности сибгау по подготовке специалистов в области ракетно-космической техники, высокотехнологичного машиностроительного производства свидетельствует о больших потенциальных возможностях интегрированной системы инженерного образования. Научное обобщение этого опыта, создание методической основы интегрированных профессиональных программ в условиях повсеместного перехода к условной структуре российской образовательной системы является актуальной задачей научно-педагогической и инженерно-технической общественности страны.

Университет перешёл на новую модель подготовки молодых специалистов -  практико-интегрированное обучения  (далее ПИО). В рамках ПИО студенты на четвертом году обучения направляются на предприятия для закрепления теоретических знаний на практике, и при этом продолжают обучение.

Цель ПИО - приобретение необходимых навыков и умений по своей будущей профессии, а также опыта работы по специальности.

ПИО создает возможности каждому студенту ВГУЭС:

  • начать профессиональную карьеру еще до получения диплома бакалавра,
  • внести вклад в персональное резюме, существенно повышая конкурентоспособность выпускника ВГУЭС на рынке труда;
  • конкретизировать круг своих профессиональных интересов;
  • развить полезные навыки и компетенции;
  • научиться анализировать и умело использовать разного рода информацию, строить отношения в деловой сфере.

ПИО развивает у студентов широкий спектр компетенций, необходимых им в жизни и будущей профессиональной деятельности. Работа в проектах ПИО предполагает реализацию четко обозначенных целей и решение включенных в эти цели задач. В реализации проектов ПИО очень важную роль играет дисциплина и ответственность: своевременное предоставление различного вида документов и отчетов, выполнение условий договоров, обязательств перед заказчиками, работодателями и т.д. Студенты получают хорошую возможность применения своих теоретических знаний на практике в регламентированном режиме, получая регулярно обратную связь об успешности прохождения всех этапов ПИО от опытных наставников.

Преимущества сотрудничества для предприятий - партнеров:

  • возможность отбора перспективных выпускников;
  • возможность подготовить специалистов именно для своего предприятия, с учетом специфики деятельности, привить сотруднику корпоративную культуру и ценности компании;
  • использование научного потенциала Университета для повышения эффективности бизнеса компании;
  • возможность корректировки программы обучения молодых специалистов для повышения качества подготовки выпускников;
  • создание кадрового резерва предприятия, решение вопросов связанных с дефицитом квалифицированных кадров.

Для успешной реализации практико-интегрированного обучения  университет сотрудничает с ведущими предприятиями ДФО и крупными федеральными компаниями

В данной работе представлены некоторые элементы подготовки кадров в системе интегрированного образования «школа-вуз-предприятие» как один из механизмов достижения конкурентоспособности и востребованности выпускников в современных производственных условиях России. Особенностью интегрированной системы образования в Юргинском технологическом институте (филиале) Томского политехнического университета является максимальная интеграция учебного процесса, производственной деятельности и научноисследовательской работы, начиная со старшей ступени средней школы (профильные классы).

Заинтересованность работодателей в интегрированной системе образования обусловлена также и тем, что в процессе практики на начальных этапах каждому студенту в обязательном порядке приходится овладевать рабочей профессией и соответствующей квалификацией.

Возможность использования студентов в период практики как квалифицированных специалистов подвигла работодателя на организацию временных рабочих мест, на которые осуществляется трудоустройство студентов в периоды прохождения ими производственной практики по системе интегрированной подготовки.

Подготовка студентами дипломных проектов и работ по завершению обучения также неотъемлемо связана с их местом прохождения практики и позволяет не только готовить будущего специалиста, владеющего актуальными проблемами данного производства, но также и ведущим специалистам производства оценивать перспективы решения этих проблем на основании разработанных эскизных и пилотных проектов.

Подводя итог приведенному краткому анализу и результатам развития интегрированной системы подготовки специалистов, отметим следующие факторы:

1. Удовлетворение потребности личности к получению образования, гарантированному законом РФ № 1, косвенно подразумевает ее реализацию в сфере трудовой занятости, в особенности, если эта потребность удовлетворена за счет средств бюджета РФ, формируемого из отчислений производства, и наиболее эффективно может быть достигнута при тесном контакте с налогоплательщиком. Одной из форм достижения этой цели служит развитие интегрированной системы образования.

2. В условиях акционирования производственной сферы, существенного сокращения инженерно-технического персонала производства, перехода к технологиям мирового уровня существенно поменялись требования к содержанию и качеству интегрированной подготовки специалистов, которая в современных условиях должна быть менее консервативна, учитывая долгосрочные планы и конъюнктуру производства. Первый опыт построения такой системы в плане образования на примере специальности 290700 «Теплогазоснабжение и вентиляция» достигнут на кафедре зданий, теплогазоснабжения и вентиляции Норильского индустриального института.

3. Анализируя перспективы развития интегрированного образования, следует отметить необходимость разработки и внедрения специализированных учебных планов реализации данной специальности, увеличения продолжительности обучения до 5,5 лет за счет существенного увеличения объема инженерно-производственной практики, в особенности на старшем курсе в период подготовки дипломных проектов.

 

 

 

 

 

зависимости от его цели, содержания, уровня развития студентов; планирование содержания занятия с учетом межпредметных связей; разработка заданий для самостоятельной работы студентов; выбор системы оценки и контроля обученности студентов.  3. Организация: организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов и т.д.; использование педагогических методов, адекватных учебной ситуации; организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами; применение технических средств обучения.  4. Передача информации (коммуникация, общение): ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов; создание тестов по читаемому курсу; изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.  5. Социально-психологическое регулирование: стимулирование  студентов к постановке вопросов, проведение дискуссии; дисциплинирование студентов, установление обстановки сотрудничества в условиях равноправного общения; оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры; конструктивное разрешение конфликтов; управление психическим состоянием субъекта педагогического взаимодействия; активизация познавательной деятельности студентов; саморегуляция своих психических состояний; установление и поддержание деловых взаимоотношений: а) с коллегами; б) со студентами; в) с администрацией.  6. Научное исследование: использование методик психолого - педагогического исследования, способов обобщения оформления их результатов; формирование у студентов методологической культуры; формулирование выводов и требований к изменению собственной методики преподавания; анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической теории, восприятие положительного опыта.  7. Использование компьютера: общение с персональным компьютером; подготовка документов и статей с помощью компьютера; обработка результатов психолого-педагогических и естественно-технических измерений с помощью компьютера; разработка сценариев контролирующих компьютерных программ; разработка сценариев обучающих компьютерных программ.   

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Акулова О. В. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. Профиль подростка в программе дополнительного образования. 2003.

2. Бауэр В. Г., Петров А. Н. Показатели развития физкультурно- оздоровительной и спортивной работы и деятельности спортивных школ всех видов и типов в субъектах Российской Федерации: Учебное методическое пособие.- М.: Советский спорт, 1999.

3. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования (методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающему над авторской программой ). Издание 5, доп. –М., 2002.

       4. Беспалов П.В. Компетентность в контексте личностно ориентированного обучения \\ Педагогика – 2003, №5, с.41-45.

      

       5. Бирюкова А.П. Проектирование программ дополнительного образования на основе их классификации \\  Внешкольник – 1999, №1, с. 45.

      

       6. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей \\ Дополнительное образование – 2001, №1, с.30.

        

        7. Горский В.А. Методическое обеспечение содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования \\ Дополнительное образов

ание -2003,  №2 с.25.

      

       8. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в  системе обоснования ценностей и целей образования \\ Педагогика -2003,  №10 с.6.

        

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!