СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроках

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия  является важным этапом и условием создания развивающей среды на уроках. Как учителя, так и  обучающиеся смогут оценить результаты своей деятельности на уроке, а также пробелы в знаниях и пути их решения. 

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках»

* Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад   * Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ

* Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

* Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ

Виды рефлексии:      Рефлексия эмоционального состояния и настроения;   Рефлексия деятельности на уроке;  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Виды рефлексии:

  • Рефлексия эмоционального состояния и настроения;
  • Рефлексия деятельности на уроке;

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения.  Всё понятно Немного затруднялся Было трудно и непонятно
  • Разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
  • карточки с изображением лиц;
  • цветовое изображение настроения.

Всё понятно

Немного затруднялся

Было трудно и непонятно

Прием рефлексии “Светофор” Совсем не понятно Надо повторить ещё раз Всё легко и просто

Прием рефлексии “Светофор”

Совсем не понятно

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

 сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Умею….. Понимаю….. Знаю…..

Умею…..

Понимаю…..

Знаю…..

 - Я узнал(а) много нового …    Мне это пригодится в жизни.   На уроке было над чем подумать.   На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.   На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

- Я узнал(а) много нового …

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
 1.На уроке я работал……..потому что………  2.Своей работой на уроке я………  3.Урок для меня показался…….  4.За урок я…..  5. Материал урока мне был………  6. Мое настроение……..

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5. Материал урока мне был………

  • 6. Мое настроение……..
С и н к в е й н Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.  Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или  расширяющий смысл темы или предмета  (одно слово).

С и н к в е й н

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
  • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
  • 3 строка – описание действия (три глагола);
  • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
  • 5 строка – синоним, обобщающий или

расширяющий смысл темы или предмета

(одно слово).

Прием рефлексии «Плюс – минус –   интересно»  Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.      В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.  В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Прием рефлексии

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.

В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Прием рефлексии «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:  желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;  голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Яблоня»

Прием рефлексии

«Яблоня»

  Прием рефлексии  «Цепочка пожеланий»  Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Индекс удовлетворенности  уроком Состояние +1 Интерес 0 Азарт -1 Защищенность состояние Самостоятельность Удовлетворенность Скука Чувство успеха Апатия Беззащитность Радость общения Подчиненность Уверенность Подъем настроения Неудовлетворенность Чувство новизны Чувство неудачи Чувство одиночества Неуверенность Спад настроения Ощущение стандартности от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;   от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;   от 0,6 и выше –  высокий.

Индекс удовлетворенности уроком

Состояние

+1

Интерес

0

Азарт

-1

Защищенность

состояние

Самостоятельность

Удовлетворенность

Скука

Чувство успеха

Апатия

Беззащитность

Радость общения

Подчиненность

Уверенность

Подъем настроения

Неудовлетворенность

Чувство новизны

Чувство неудачи

Чувство одиночества

Неуверенность

Спад настроения

Ощущение стандартности

от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

  • от 0,6 и выше высокий.
Прием рефлексии «Выбор»   Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным ___________________ скучным.  2.Я научился многому_ ______________________ малому.  3. Я думаю, что слушал других внимательно __________________ невнимательно.  4. Я принимал участие в дискуссии часто_ ________________________ редко.  5. Результатами своей работы на уроке я доволен ______________________ не доволен.

Прием рефлексии «Выбор»

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным ___________________ скучным.

2.Я научился

многому_ ______________________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно __________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_ ________________________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен ______________________ не доволен.

Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма; Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);  Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
  • Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
  • Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
  • Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»  сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Прием рефлексии «Утверждение»  - Я узнал(а) много нового.  Мне это пригодится в жизни.  На уроке было над чем подумать.  На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.  На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прием рефлексии «Утверждение»

- Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»  Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.   Урок   Я на уроке   Итог 1. интересно  1. работал  1. понял материал 2. скучно  2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично  3.помогал другим  3. не понял

Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

На уроке русского языка я узнал(а)_________________________ понял(а)_________________________ научился (-лась)__________________ 2. Лучше всего на уроке у меня  выходило__________________________ 3. Основные трудности у меня  были______________________________ 4. Во мне произошли изменения………….. а) в знаниях по предмету б) в умении чувствовать в) в моих творческих способностях г) в умении осознавать собственную деятельность
  • На уроке русского языка я
  • узнал(а)_________________________
  • понял(а)_________________________
  • научился (-лась)__________________

2. Лучше всего на уроке у меня

выходило__________________________

3. Основные трудности у меня

были______________________________

4. Во мне произошли изменения…………..

а) в знаниях по предмету

б) в умении чувствовать

в) в моих творческих способностях

г) в умении осознавать собственную деятельность

Прием рефлексии «Выбор» На уроке я работал  2. Своей работой на уроке я  3. Урок показался мне  4. За урок я  5. Мое настроение  6. Материал урока для меня был   активно, пассивно  доволен, недоволен  коротким, длинным  не устал, устал  стало лучше, стало хуже  понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен

Прием рефлексии «Выбор»

  • На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока для меня был

активно, пассивно

доволен, недоволен

коротким, длинным

не устал, устал

стало лучше, стало хуже

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

Прием рефлексии «Плюс – минус –   интересно»  Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.      В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.  В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Прием рефлексии

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.

В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Синквейн Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
  • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
  • 3 строка – описание действия (три глагола);
  • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Рефлексия учителя Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? А можно ли сделать лучше?

Рефлексия учителя

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • А можно ли сделать лучше?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей