СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рекомендации по использованию современных технических средств (СТС) в детских музыкальных школах»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры технических средств, которые препдпочтительней использовать на уроках в ДШИ, ДМШ

Просмотр содержимого документа
««Рекомендации по использованию современных технических средств (СТС) в детских музыкальных школах»»

Автор:

преподаватель по

классу скрипки МАУ ДО ДМШ

им. Р.М. Глиэра

Никитенко Ирина Михайловна





Методическая разработка

«Рекомендации по использованию современных технических средств (СТС) в детских музыкальных школах»





(На примере работы в классе струнно-смычковых инструментов).


Общие положения

Хорошо организованный учебный процесс в сфере детского музыкального образования многогранен.

Технические средства обучения, на сегодняшний день, являются одним из действенных современных вспомогательных компонентов работы с детьми.

Однако, в наших условиях, использование современных технических средств имеет свои особенности:

- слабая материальная база музыкальных школ

- консерватизм преподавателей

- отсутствие государственной поддержки в создании необходимых для ДМШ, ДШИ учебных пособий и эталонных записей детского концертного репертуара современные технические средства являются хоть и достаточно мощным, но всё-таки, вспомогательным способом обучения и воспитания обучающихся.


Примеры технических средств, которые предпочтительней использовать на уроках в ДМШ, ДШИ.


Видеокамера. Использовать её можно очень широко, от записи урока, концерта до записи домашних занятий, а смотреть и анализировать увиденное, естественно, ученики будут после урока. (Почти все ТСО помогают продолжать время урока).

Теперь и уроки сольфеджио, музыкальной литературы и другие занятия в музыкальных школах проходят с применением мощных компьютеров со специальным программным обеспечением и midi-клавиатурой.

В распоряжении обучающихся и их преподавателей – цифровое фортепиано, интерактивная доска, проектор, многофункциональное лазерное устройство, эргономичная мебель, современные моноблоки с midi-клавиатурами.

Что нового может дать интерактивная доска музыкальному педагогу? Прежде всего, широкие возможности разнообразной и эффективной работы с классом на современном уровне. Например: Flow!Works - программное обеспечение интерактивных досок QOMO - позволяет преподавателю создавать собственные наглядные мультимедийные ресурсы и использовать специально разработанные готовые уроки.

Например, педагог может вывести на доску нотный стан и записать на нем ноты или воспроизвести готовый текст музыкального произведения из памяти компьютера, дополнить его пометками и примечаниями, а затем сохранить. Теперь мы знаем, что такие возможности пригодятся не только на уроке сольфеджио, но и на занятиях по инструменту.


В арсенале у музыкальных педагогов имеются готовые интерактивные уроки, изготовленные специально для интерактивных досок. Готовые образовательные модули - это учебники нового поколения, в которых есть не только текст и картинки, но также видео- и аудиозаписи, подобранные к каждой теме. Готовые интерактивные уроки поставляются при покупке в музыкальные школы вместе с интерактивными досками QOMO.

Программа «Музыкальный экзаменатор» нацелена на развитие музыкальных способностей и прежде всего умения схватывать на лету музыку и тут же её воспроизводить.

Это даёт тот практический опыт, который невозможно получить из учебников, но который можно получить только самому играя музыку. 

Непрерывное изменение профессиональных и жизненных ситуаций требует адекватных реакций со стороны сталкивающихся с ними людей. Динамическое обучение не только дает возможность приобретать знания, позволяющие эффективно решать существующие и вновь возникающие задачи, но, самое главное, прививает способность в дальнейшем самостоятельно обучаться для адаптации к постоянным изменениям.

Использование интерактивных методов хорошо применять и в коллективном музицировании с целью формирования ансамблевого исполнительства, игровых навыков, развития творческого потенциала учащихся в составе ансамбля и оркестра.

Сегодня новые условия образовательной деятельности, сочетание урочной и внеурочной работы, требуют от нас, педагогов ДМШ (ДШИ), применение и использование новых технологий, внедрение принципа вариативности в образовательном процессе, создание разносоставных коллективов, с целью раскрытия потенциала музыкальных и творческих способностей учащихся, воспитание сценической культур. Использовать новые средства обучения: применение в работе новых технологий (ПК), мультимедийных программ.


В арсенале ДМШ могут быть и иные технические средства, как, например электрифицированные стенды и макеты, кинопроекторы, синтезаторы.

Более серьёзное отношение требуется в использовании компьютеров: туда можно заложить музыкальные программы, нотные редакторы – Сибелиус, Final, работа с компьютером очень перспективна в работе с детьми.

Не исключено, что учёные в ближайшее время предложат обществу более совершенные технические средства. А применение новых технических средств приведёт к непредсказуемым результатам в учебном процессе ДМШ, ДШИ как положительным, так и отрицательным возможно.

И к этому надо готовиться и держать процесс под внимательным контролем.

Пример: На уроке записано произведение, которое находится в работе. Скрипка, в отличие от фортепиано и других инструментов, держится на плече и придерживается подбородком. Звуки, которые воспроизводятся на ней, передаются на ученическое ухо по тканям челюсти и очень отличаются от реального звучания. Скрипач слышит свой звук левым ухом «изнутри», а правым частично «извне». Камера (запись) позволяет ученику услышать себя со стороны. Все ошибки и недоработки слышны «как на ладони», а положительные стороны не задерживают внимания. Недоработки в любом виде техники становятся для ученика наглядными, они усиливают советы педагога своей наглядностью. Всё это способствует активизации и тщательности домашних занятий.

Большой воспитательный эффект имеет запись академических концертов. Она позволяет объективно разобраться и ученику, и учителю в том, что и как было сыграно. Особенно такие записи важны в спорных случаях, т.к. позволяют снова «прокрутить» то, что происходило на сцене.

Очень эффективно действует прослушивание выдающихся (скрипачей) в записи, особенно если одно и то же произведение звучит в разных исполнениях.

На классные и родительские собрания можно выносить живое исполнение детей класса, давать удачные записи с их концертов или концертов бывших воспитанников класса, школы, города. На таких концертах педагог сам может проиграть пьесы из ученического репертуара, дать их в имеющихся записях лауреатов школьных конкурсов или в интерпретации мастеров скрипичного искусства. Большой интерес вызывает у учащихся исполнение одного произведения на разных инструментах и в разных стилях.

Полезно за неделю перед концертом проконтролировать ученика в записи: интонацию и фразировку, артикуляцию и штрихи, убедительность агогики и ощущение стиля. Такая запись повышает ответственность ученика и вынуждает работать его в почти концертном режиме.

ВЫВОДЫ:

Подводя итог вышесказанному, надо подчеркнуть, что современные технические средства способствуют аналитической работе с целью изучения чужого и своего художественного опыта и помогает педагогу использовать «проблемные» методы обучения для развития творческого мышления своих воспитанников. Так обучающийся «учится слушать» себя со стороны.

Правда, существует проблема: современные технические средства требуют технических знаний и навыков, острого и подвижного ума, надёжных и целенаправленных движений (почти как игра на новом музыкальном инструменте), мы видим, как наши дети схватывают управление этими остроумными приборами налету.

«Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы». (Вилларт Даггет, директор Международного центра лидерства и образования).

На протяжении достаточно длительного времени в постсоветском пространстве в музыкальном образовании постепенно образовывался некий информационный вакуум – большинство новых музыкальных направлений никаким образом не отражались в учебных программах образовательных учреждений. Музыкальное образование на всех этапах становления личности стало отдаляться от потребностей общества в целом и каждого обучающегося в частности. Почему это произошло?

Да просто система образования, прекрасно работающая в прежнем общественном устройстве, при переоценке ценностей и смене приоритетов перестала быть современной и адекватной. Как результат – общее падение уважения к музыкальному занятию на всех этапах – от детского сада до вуза.

Если бы сейчас немного подправить учебные планы, дабы растить грамотных педагогов и музыкальных работников, разбирающихся в современной музыке, владеющих новейшими аппаратными средствами и возможностями.

А так, как результат, образовавшийся вакуум, каждый (педагог, учреждение, регион), стали заполнять по-своему, сообразно своим знаниям и возможностям, на свой страх и риск.

«Сегодняшнее поколение – первое, которое растёт в полностью цифровой среде». (Дон Тэпскотт, «Вырастаем цифровыми»).

Несмотря на то, что западная модель образования шагнула далеко вперед по технологиям, наш путь внедрения современных музыкальных технологий должен быть уникальным и основываться должен именно на российских традициях музыкального образования, а не на западных моделях.


«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения». (Чарльз Дарвин)

Несмотря н довольно серьезные опасности, которые могут возникнуть в любом начинании, решение есть.

Самая главная составляющая – это воспитание грамотных педагогов, которые, во-первых, хорошо разбираются в существующем современном рынке, во-вторых, имеют хорошие базовые навыки работы с современными технологиями, и главное – готовность самого педагога получать новые знания и применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Как говориться – не бойтесь снова «пойти в первый класс».

Вот и мы учимся…

Литература:

  1. Н. Руденко. ТСО в работе педагога-инструменталиста в ДМШ // Вопросы методики начального образования. М., Музыка. 1981


  1. А.Горбунова. Использование современных средств звукозаписи в учебно-воспитательной и методической работе педагога. // Вопросы методики начального образования. М., Музыка. 1981


  1. Фомичёв Ю.К. ТСО в учебном процессе ДМШ. М., 1974



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!