СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекреационные ресурсы Северного Кавказа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке (на всех этапах)  создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, активной познавательной, плодотворной работы.  На уроке дети работают в группах, выполняя различные задания творческого и поисково-исследовательского характера с использованием атласа, дополнительных источников информации. На этапе рефлексии учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют свои затруднения как направления для будущей учебной деятельности. В ходе урока необходимо использовать ИКТ в виде презентации, обеспечивая тем самым наглядность и способствуя эффективной организации урока.

Результативность данного урока заключается в :

  • самоопределении учащихся к выполнению той или иной деятельности;
  • поиске учащимися рациональных путей решения предложенных заданий;
  • повышении мотивации у детей через создание ситуации успеха на уроке;
  • использовании различных методов и приёмов;
  • сотрудничестве педагога и учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Рекреационные ресурсы Северного Кавказа»

Урок-проект по географии

Тема: Рекреационные ресурсы Северного Кавказа

Автор: Колесникова Наталья Александровна


Пояснительная записка


Содержание темы реализуется через авторскую программу Душиной И.В. «География: Природа России (8 класс)», рассчитанной на 68 часов в год (2 часа в неделю) и учебник под редакцией Бариновой И.И. «География: Природа России 8 класс». В качестве дополнительных источников информации использую как научно-популярную и художественную литературу, так и интернет-ресурсы.

Урок занимает важное место в системе уроков данного курса и является итоговым при изучении темы «Северный Кавказ», так как в игровой форме позволяет выявить уровень сформированных знаний и умений учащихся по итогам изучения данной темы. Поэтому цели моего урока:

Образовательная: сформировать систему знаний об особенностях природы Северного Кавказа, его географический образ.

Развивающая: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.

Оборудование – физическая карта «Европейская часть России», мультимедийный комплекс, раздаточный материал.

Методы и приемы, используемые при решении задачи: поисково-исследовательский метод, моделирование, работа с различными источниками информации.

Форма работы:

  1. Индивидуальная - на этапах работы, связанных с поиском и отбором необходимой информации

  2. Групповая – на этапах обсуждения, создания и презентации проекта.

Участники проекта: ученики 8 класса

Время работы над проектом: 90 минут

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, атласы, карточки с заданиями, дополнительная информация, лист А3, цветные карандаши, краски, фломастеры, листы само и взаимооценки

Структура урока включает в себя следующие этапы:

  • Организационный момент;

  • Мотивация;

  • Актуализация опорных знаний;

  • Выполнение проекта (поэтапное выполнение заданий для достижения цели);

  • Защита проекта;

  • Рефлексия;

  • Домашнее задание.

На уроке (на всех этапах) создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, активной познавательной, плодотворной работы. На уроке дети работают в группах, выполняя различные задания творческого и поисково-исследовательского характера с использованием атласа, дополнительных источников информации. На этапе рефлексии учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют свои затруднения как направления для будущей учебной деятельности. В ходе урока необходимо использовать ИКТ в виде презентации, обеспечивая тем самым наглядность и способствуя эффективной организации урока.

Результативность данного урока заключается в :

  • самоопределении учащихся к выполнению той или иной деятельности;

  • поиске учащимися рациональных путей решения предложенных заданий;

  • повышении мотивации у детей через создание ситуации успеха на уроке;

  • использовании различных методов и приёмов;

  • сотрудничестве педагога и учащихся

Приложение к уроку включает в себя:

  • Презентацию

  • Дополнительную информацию


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

Приют недоступный могучих орлов, 
Державных и грозных гранитных хребтов, - 
Всемирная крепость надоблачных гор 
Дивит и чарует наездника взор. 
Где громы грохочут, шумит водопад 
И молния реет в ущельях громад, - 
Душе моей любо: ей впору чертог - 
Престол где громовый воздвиг себе бог! 
Там мысли привольно по небу летать, 
Весь ужас, всю прелесть грозы созерцать! 
Туда бы, покинув заботливый мир, 
Желал я умчаться, как птица в эфир. 
Лукьян Якубович 1836 


Учитель: О каком природно-территориальном комплексе идёт речь в стихотворении Лукьяна Якубовича, написанном в 1836 году?

/ответы учащихся/

Учитель; Конечно же, это самые высокие горы России - Кавказ. А что в стихотворении вам помогло в определении территории?

  1. Актуализация опорных знаний.

/ответы учащихся/


Учитель: А что ещё вы знаете о Кавказе?


/ответы учащихся (природа, отдых)/ боевые действия)/


Учитель: Две стихии — горы и море — создали эту природную область.
Кавказские горы поистине могут называться одними из самых живописных в мире, а потому никак не странно, что они притягивают множество туристов, мечтающих окунуться в эту красоту и насладиться гармонией с природой. Какой вывод можно сделать?


/ответы учащихся/


А с какими событиями связан Северный Кавказ?


/ответы учащихся (боевые действия)/


Учитель: К сожалению, и это тоже Кавказ. Так, в 2010 году жертвами конфликта стали 1710 человек, 2012 году жертвами конфликта на Северном Кавказе стали 1225 человек, среди которых 700 убитых и т.д

Какое противоречие возникает?


/ответы учащихся: Опасный регион, но привлекает людей. /


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС – Почему люди сюда едут?


Учитель: Попробуйте ответить на этот вопрос.


/ответы учащихся/


Какими ресурсами в избытке обладает Кавказ?


/ответы учащихся - РЕКРЕАЦИОННЫМИ/


Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Давайте вспомним, - что такое рекреационные ресурсы? Виды рекреационных ресурсов.


/ответы учащихся/

Учитель: Ежегодно сюда приезжает до 5 млн. туристов. Но, если мы сравним с данными Росстата, то получим следующее - за весь 2012 год россияне совершили 27,5 млн. зарубежных поездок. Из них с целью туризма - 13,78 миллиона. Самыми востребованными у наших туристов странами стали: Финляндия (5,1 миллиона поездок,), Турция (3,3 миллиона), Китай (2,3 миллиона), Египет (2,5 миллиона), Эстония (1,8 миллиона), Германия (1,4 миллиона), Таиланд (1 миллион), Польша (1 миллион), Испания (990 тысяч) и Литва (910 тысяч).


Какую проблему вы увидели?

/ответы учащихся/


Учитель: А в чём кроется причина этой проблемы?


/ответы учащихся – Почему на Кавказ едет мало людей отдыхать /


Учитель: Как можно решить эту проблему?


/ответы учащихся - РЕКЛАМА/


  1. Работа над проектом.


Учитель: А что такое реклама? Виды рекламы? Где можно увидеть рекламу?


Учитель выдаёт учащимся раздаточный материал и объявляет о регламенте работы.

(Приложение)


УЧАЩИЕСЯ СОЗДАЮТ ПРОЕКТ

«РЕКЛАМА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»


Этапы работы над проектом:

  1. Распределить обязанности в группе.

  2. Познакомьтесь и проанализировать информацию о рекреационных ресурсах Кавказа и отдельной курортной зоны (учебник, информация в раздатке).

  3. Обсудите в группе и определите, какой вид рекреационных ресурсов группа будет рекламировать.

  4. Отобрать и систематизировать характерные черты курортного района.

  5. Определите и обсудите композицию символов, которую вы поместите в рекламу.

  6. Обсудите в группе и определите, какой проектный продукт будете создавать.

  7. Создайте проект по алгоритму.

  8. Придумайте слоган для размещения на рекламном продукте.

  9. Подготовиться к пятиминутной презентации проекта, ответив на вопросы:

А) Тема проекта.

Б) Цель проекта.

В) Задачи проекта.

Г) Гипотеза.

Д) Объяснить композицию символов на рекламе.

Г) Какой смысл вы вложили в ваш слоган.

10. Представить свой проект ученическому сообществу (время на представление 5 мин.)


  1. Защита проекта.

Группы представляют работу (5 мин. для каждой группы).


  1. Рефлексия.

Оценка и самооценка работы учащихся.





Оценочный лист работы в группе


Ф.И. ученика

Параметры

Кол-во баллов

Оценка

Организовал

Обсуждал

Придумал

Предлагал

Выступал



1









2









3









4









5










5 баллов – «Солнце» (источник знаний и умений для всей группы)

4 балла – «Метеорит» (твоя работа в группе была весомой и значимой)

3 балла - «Комета» (твоя работа была непродолжительной, но яркой)

2 балла – «Луна» (мы увидели только одну сторону твоей деятельности)

1 балл - «Метеор» (очень быстро сгорел)

0 баллов – «НЛО» (мы знаем, что ты есть в группе, но твоей работы мы не увидели)


Выставление оценок.


  1. Домашнее задание: § 31 (для всех); по желанию – презентация по теме урока.































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Рекреационные ресурсы.

Рекреационные ресурсы - это объекты и явления природы, а также человеческая деятельность, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечений. Развитие этой отрасли зависит от запросов и интересов тех, кто хочет отдохнуть и наличия возможностей для отдыха – рекреационных ресурсов: живописных мест, морского побережья, горных территорий, памятников истории и культуры. Выделяют несколько видов отдыха и туризма:

• Познавательный – посещение культурно-исторических мест, круизы.

• Оздоровительный– лечение и профилактика заболеваний.

• Спортивный – охота, рыбалка, активный туризм, альпинизм и т. д.

• Приключенческий (экстремальный) – дайвинг, рафтинг и другие виды отдыха, связанные с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой.

•Экологический – стремление побыть поближе к природе, познать традиционную культуру народов.

"Рекреационное хозяйство России"

Северный Кавказ является крупнейшим рекреационным районом страны. Здесь сочетаются и море, и горы и минеральные воды, поэтому развиваются многие виды отдыха и туризма. В 1803 г. по указу императора Александра I начал свое существование самый известный курорт Кавказские Минеральные Воды, в состав которого входят города Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Есентуки. Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо - Кавказский северо-западный районы. Северо - Кавказский район это прежде всего санаторно-курортные комплексы Кавказских минеральных вод (Кисловодск, Ессентуки и другие). И черноморские побережья (Анапа, Геленджик, Сочи), а также Домбай, Архыз и т.д. В этом районе благоприятные природные условия для летних видов отдыха, альпинизма, горнолыжного курорта и лечения.

Северный Кавказ – основной рекреационный район России. Здесь находятся известные курорты: Туапсе, Сочи и Кавказские минеральные воды, сосредотачивающие значительную часть лечебных и оздоровительных учреждений, пансионатов и кемпингов России. Важным объектом туризма служат Кавказские горы. В недавнем прошлом на Северном Кавказе ежегодно отдыхало 15 млн. чел.

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский, специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры.

Бальнеологический курорт – тип курорта, где в качестве основного лечебного фактора используются природные минеральные воды. Воды могут применяться наружно (ванны, бассейны и другие), для питьевого лечения, ингаляций и других процедур. Существует несколько разновидностей бальнеологических курортов, в которых совмещаются различные виды лечения на основе бальнеологических факторов. Основным лечебным фактором бальнеологического курорта является вода минеральных источников с углекислыми водами - Кисловодск, Арзни, Аршан, Боржоми, Дарасун и др. , с сульфидными (сероводородными) водами - Арчман, Горячий Ключ, Ейск, Кемери, Ключи, Любен-Великий, Менджи, Немиров, Пятигорск, Сочи, Сергиевские Минеральные Воды, Серноводск, Синяк, Сураханы, Талги, Усть-Качка, Чимион и др. ; курорты с радоновыми водами - Белокуриха, Молоковка, Пятигорск, Хмельник, Цхалтубо и др. Азотными слабоминерализованными кремнистыми термами (горячие и тёплые воды) располагают курорты - Алма-Арасан, Анненские Воды, Капал-Арасан, Горячинск, Джалал-Абад, Иссык-Ата, Кульдур, Нальчик, Обигарм, Ткварчели и др. Широко известные курорты с питьевыми минеральными водами (вода различного химического состава с минерализацией не более 10-12 г на 1 л.

В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, для которого лечебно-оздоровительный туризм является специализированным направлением, входят гг. Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, а также Минераловодский, Георгиевский и Предгорный районы Ставропольского края, Зольский район Кабардино-Балкарской Республики, Малокарачаевский и Прикубанский районы Карачаево-Черкесской Республики. Лечебно-оздоровительный туризм активно развивается в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия и Чеченской Республике. В Республике Дагестан функционируют курорты Каякент, Манас и Талги, различающиеся по специализации и наличию лечебных факторов. Каякент - бальнеогрязевой курорт, на территории которого расположены минеральные источники различного химического состава. Манас - приморский климатический курорт, расположенный на берегу Каспийского моря. Курорт располагает источниками минеральных вод. Бальнеологический курорт Талги располагает минеральными водами различного состава. В Кабардино-Балкарской Республике расположен известный бальнеологический и горноклиматический курорт Нальчик. Наряду с климатом важнейшим лечебным фактором являются долинская термальная, белореченская термальная и белореченская сульфидная минеральные воды. Для грязелечения на территории курорта применяют иловую грязь Тамбуканского озера. В Карачаево-Черкесской Республике на территории Тебердинского заповедника на высоте 1280 - 1420 метров находится горноклиматический курорт Теберда. Курорт располагает источниками углекислых гидрокарбонатно-хлоридных, натриево-кальциевых минеральных вод.

На территории Республики Ингушетия находится горноклиматический курорт Армхи. Зарамаг, Кармадон, Первый Редант, Тамиск являются наиболее известными курортами Республики Северная Осетия - Алания. Зарамаг и Кармадон - бальнеологическая курортная местность. Основные лечебные факторы - климат и минеральная вода. В Республике Северная Осетия - Алания расположена климатическая курортная местность - Первый Редант. Бальнеологический курорт характеризуется наличием источников минеральных вод, содержащих цинк, медь, йод и бром. В Чеченской Республике находится бальнеологический курорт Серноводск, на территории которого расположены 9 источников минеральных вод различного состава. На территории Северо-Кавказского федерального округа расположены крупные горнолыжные курорты: в Карачаево-Черкесской Республике - Домбай, в Кабардино-Балкарской Республике - Приэльбрусье, в Республике Северная Осетия - Алания - Цей. Республика Дагестан, располагающая протяженным побережьем Каспийского моря, является центром пляжного туризма.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!