Урок-проект по географии
Тема: Рекреационные ресурсы Северного Кавказа
Автор: Колесникова Наталья Александровна
Пояснительная записка
Содержание темы реализуется через авторскую программу Душиной И.В. «География: Природа России (8 класс)», рассчитанной на 68 часов в год (2 часа в неделю) и учебник под редакцией Бариновой И.И. «География: Природа России 8 класс». В качестве дополнительных источников информации использую как научно-популярную и художественную литературу, так и интернет-ресурсы.
Урок занимает важное место в системе уроков данного курса и является итоговым при изучении темы «Северный Кавказ», так как в игровой форме позволяет выявить уровень сформированных знаний и умений учащихся по итогам изучения данной темы. Поэтому цели моего урока:
Образовательная: сформировать систему знаний об особенностях природы Северного Кавказа, его географический образ.
Развивающая: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.
Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.
Оборудование – физическая карта «Европейская часть России», мультимедийный комплекс, раздаточный материал.
Методы и приемы, используемые при решении задачи: поисково-исследовательский метод, моделирование, работа с различными источниками информации.
Форма работы:
Индивидуальная - на этапах работы, связанных с поиском и отбором необходимой информации
Групповая – на этапах обсуждения, создания и презентации проекта.
Участники проекта: ученики 8 класса
Время работы над проектом: 90 минут
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, атласы, карточки с заданиями, дополнительная информация, лист А3, цветные карандаши, краски, фломастеры, листы само и взаимооценки
Структура урока включает в себя следующие этапы:
На уроке (на всех этапах) создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, активной познавательной, плодотворной работы. На уроке дети работают в группах, выполняя различные задания творческого и поисково-исследовательского характера с использованием атласа, дополнительных источников информации. На этапе рефлексии учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют свои затруднения как направления для будущей учебной деятельности. В ходе урока необходимо использовать ИКТ в виде презентации, обеспечивая тем самым наглядность и способствуя эффективной организации урока.
Результативность данного урока заключается в :
самоопределении учащихся к выполнению той или иной деятельности;
поиске учащимися рациональных путей решения предложенных заданий;
повышении мотивации у детей через создание ситуации успеха на уроке;
использовании различных методов и приёмов;
сотрудничестве педагога и учащихся
Приложение к уроку включает в себя:
Ход урока
Организационный момент
Мотивация
Приют недоступный могучих орлов,
Державных и грозных гранитных хребтов, -
Всемирная крепость надоблачных гор
Дивит и чарует наездника взор.
Где громы грохочут, шумит водопад
И молния реет в ущельях громад, -
Душе моей любо: ей впору чертог -
Престол где громовый воздвиг себе бог!
Там мысли привольно по небу летать,
Весь ужас, всю прелесть грозы созерцать!
Туда бы, покинув заботливый мир,
Желал я умчаться, как птица в эфир.
Лукьян Якубович 1836
Учитель: О каком природно-территориальном комплексе идёт речь в стихотворении Лукьяна Якубовича, написанном в 1836 году?
/ответы учащихся/
Учитель; Конечно же, это самые высокие горы России - Кавказ. А что в стихотворении вам помогло в определении территории?
Актуализация опорных знаний.
/ответы учащихся/
Учитель: А что ещё вы знаете о Кавказе?
/ответы учащихся (природа, отдых)/ боевые действия)/
Учитель: Две стихии — горы и море — создали эту природную область.
Кавказские горы поистине могут называться одними из самых живописных в мире, а потому никак не странно, что они притягивают множество туристов, мечтающих окунуться в эту красоту и насладиться гармонией с природой. Какой вывод можно сделать?
/ответы учащихся/
А с какими событиями связан Северный Кавказ?
/ответы учащихся (боевые действия)/
Учитель: К сожалению, и это тоже Кавказ. Так, в 2010 году жертвами конфликта стали 1710 человек, 2012 году жертвами конфликта на Северном Кавказе стали 1225 человек, среди которых 700 убитых и т.д
Какое противоречие возникает?
/ответы учащихся: Опасный регион, но привлекает людей. /
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС – Почему люди сюда едут?
Учитель: Попробуйте ответить на этот вопрос.
/ответы учащихся/
Какими ресурсами в избытке обладает Кавказ?
/ответы учащихся - РЕКРЕАЦИОННЫМИ/
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Давайте вспомним, - что такое рекреационные ресурсы? Виды рекреационных ресурсов.
/ответы учащихся/
Учитель: Ежегодно сюда приезжает до 5 млн. туристов. Но, если мы сравним с данными Росстата, то получим следующее - за весь 2012 год россияне совершили 27,5 млн. зарубежных поездок. Из них с целью туризма - 13,78 миллиона. Самыми востребованными у наших туристов странами стали: Финляндия (5,1 миллиона поездок,), Турция (3,3 миллиона), Китай (2,3 миллиона), Египет (2,5 миллиона), Эстония (1,8 миллиона), Германия (1,4 миллиона), Таиланд (1 миллион), Польша (1 миллион), Испания (990 тысяч) и Литва (910 тысяч).
Какую проблему вы увидели?
/ответы учащихся/
Учитель: А в чём кроется причина этой проблемы?
/ответы учащихся – Почему на Кавказ едет мало людей отдыхать /
Учитель: Как можно решить эту проблему?
/ответы учащихся - РЕКЛАМА/
Работа над проектом.
Учитель: А что такое реклама? Виды рекламы? Где можно увидеть рекламу?
Учитель выдаёт учащимся раздаточный материал и объявляет о регламенте работы.
(Приложение)
УЧАЩИЕСЯ СОЗДАЮТ ПРОЕКТ
«РЕКЛАМА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»
Этапы работы над проектом:
Распределить обязанности в группе.
Познакомьтесь и проанализировать информацию о рекреационных ресурсах Кавказа и отдельной курортной зоны (учебник, информация в раздатке).
Обсудите в группе и определите, какой вид рекреационных ресурсов группа будет рекламировать.
Отобрать и систематизировать характерные черты курортного района.
Определите и обсудите композицию символов, которую вы поместите в рекламу.
Обсудите в группе и определите, какой проектный продукт будете создавать.
Создайте проект по алгоритму.
Придумайте слоган для размещения на рекламном продукте.
Подготовиться к пятиминутной презентации проекта, ответив на вопросы:
А) Тема проекта.
Б) Цель проекта.
В) Задачи проекта.
Г) Гипотеза.
Д) Объяснить композицию символов на рекламе.
Г) Какой смысл вы вложили в ваш слоган.
10. Представить свой проект ученическому сообществу (время на представление 5 мин.)
Защита проекта.
Группы представляют работу (5 мин. для каждой группы).
Рефлексия.
Оценка и самооценка работы учащихся.
Оценочный лист работы в группе
№ | Ф.И. ученика | Параметры | Кол-во баллов | Оценка |
Организовал | Обсуждал | Придумал | Предлагал | Выступал | | |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
5 баллов – «Солнце» (источник знаний и умений для всей группы)
4 балла – «Метеорит» (твоя работа в группе была весомой и значимой)
3 балла - «Комета» (твоя работа была непродолжительной, но яркой)
2 балла – «Луна» (мы увидели только одну сторону твоей деятельности)
1 балл - «Метеор» (очень быстро сгорел)
0 баллов – «НЛО» (мы знаем, что ты есть в группе, но твоей работы мы не увидели)
Выставление оценок.
Домашнее задание: § 31 (для всех); по желанию – презентация по теме урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Рекреационные ресурсы.
Рекреационные ресурсы - это объекты и явления природы, а также человеческая деятельность, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечений. Развитие этой отрасли зависит от запросов и интересов тех, кто хочет отдохнуть и наличия возможностей для отдыха – рекреационных ресурсов: живописных мест, морского побережья, горных территорий, памятников истории и культуры. Выделяют несколько видов отдыха и туризма:
• Познавательный – посещение культурно-исторических мест, круизы.
• Оздоровительный– лечение и профилактика заболеваний.
• Спортивный – охота, рыбалка, активный туризм, альпинизм и т. д.
• Приключенческий (экстремальный) – дайвинг, рафтинг и другие виды отдыха, связанные с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой.
•Экологический – стремление побыть поближе к природе, познать традиционную культуру народов.
"Рекреационное хозяйство России"
Северный Кавказ является крупнейшим рекреационным районом страны. Здесь сочетаются и море, и горы и минеральные воды, поэтому развиваются многие виды отдыха и туризма. В 1803 г. по указу императора Александра I начал свое существование самый известный курорт Кавказские Минеральные Воды, в состав которого входят города Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Есентуки. Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо - Кавказский северо-западный районы. Северо - Кавказский район это прежде всего санаторно-курортные комплексы Кавказских минеральных вод (Кисловодск, Ессентуки и другие). И черноморские побережья (Анапа, Геленджик, Сочи), а также Домбай, Архыз и т.д. В этом районе благоприятные природные условия для летних видов отдыха, альпинизма, горнолыжного курорта и лечения.
Северный Кавказ – основной рекреационный район России. Здесь находятся известные курорты: Туапсе, Сочи и Кавказские минеральные воды, сосредотачивающие значительную часть лечебных и оздоровительных учреждений, пансионатов и кемпингов России. Важным объектом туризма служат Кавказские горы. В недавнем прошлом на Северном Кавказе ежегодно отдыхало 15 млн. чел.
В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский, специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры.
Бальнеологический курорт – тип курорта, где в качестве основного лечебного фактора используются природные минеральные воды. Воды могут применяться наружно (ванны, бассейны и другие), для питьевого лечения, ингаляций и других процедур. Существует несколько разновидностей бальнеологических курортов, в которых совмещаются различные виды лечения на основе бальнеологических факторов. Основным лечебным фактором бальнеологического курорта является вода минеральных источников с углекислыми водами - Кисловодск, Арзни, Аршан, Боржоми, Дарасун и др. , с сульфидными (сероводородными) водами - Арчман, Горячий Ключ, Ейск, Кемери, Ключи, Любен-Великий, Менджи, Немиров, Пятигорск, Сочи, Сергиевские Минеральные Воды, Серноводск, Синяк, Сураханы, Талги, Усть-Качка, Чимион и др. ; курорты с радоновыми водами - Белокуриха, Молоковка, Пятигорск, Хмельник, Цхалтубо и др. Азотными слабоминерализованными кремнистыми термами (горячие и тёплые воды) располагают курорты - Алма-Арасан, Анненские Воды, Капал-Арасан, Горячинск, Джалал-Абад, Иссык-Ата, Кульдур, Нальчик, Обигарм, Ткварчели и др. Широко известные курорты с питьевыми минеральными водами (вода различного химического состава с минерализацией не более 10-12 г на 1 л.
В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, для которого лечебно-оздоровительный туризм является специализированным направлением, входят гг. Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, а также Минераловодский, Георгиевский и Предгорный районы Ставропольского края, Зольский район Кабардино-Балкарской Республики, Малокарачаевский и Прикубанский районы Карачаево-Черкесской Республики. Лечебно-оздоровительный туризм активно развивается в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия и Чеченской Республике. В Республике Дагестан функционируют курорты Каякент, Манас и Талги, различающиеся по специализации и наличию лечебных факторов. Каякент - бальнеогрязевой курорт, на территории которого расположены минеральные источники различного химического состава. Манас - приморский климатический курорт, расположенный на берегу Каспийского моря. Курорт располагает источниками минеральных вод. Бальнеологический курорт Талги располагает минеральными водами различного состава. В Кабардино-Балкарской Республике расположен известный бальнеологический и горноклиматический курорт Нальчик. Наряду с климатом важнейшим лечебным фактором являются долинская термальная, белореченская термальная и белореченская сульфидная минеральные воды. Для грязелечения на территории курорта применяют иловую грязь Тамбуканского озера. В Карачаево-Черкесской Республике на территории Тебердинского заповедника на высоте 1280 - 1420 метров находится горноклиматический курорт Теберда. Курорт располагает источниками углекислых гидрокарбонатно-хлоридных, натриево-кальциевых минеральных вод.
На территории Республики Ингушетия находится горноклиматический курорт Армхи. Зарамаг, Кармадон, Первый Редант, Тамиск являются наиболее известными курортами Республики Северная Осетия - Алания. Зарамаг и Кармадон - бальнеологическая курортная местность. Основные лечебные факторы - климат и минеральная вода. В Республике Северная Осетия - Алания расположена климатическая курортная местность - Первый Редант. Бальнеологический курорт характеризуется наличием источников минеральных вод, содержащих цинк, медь, йод и бром. В Чеченской Республике находится бальнеологический курорт Серноводск, на территории которого расположены 9 источников минеральных вод различного состава. На территории Северо-Кавказского федерального округа расположены крупные горнолыжные курорты: в Карачаево-Черкесской Республике - Домбай, в Кабардино-Балкарской Республике - Приэльбрусье, в Республике Северная Осетия - Алания - Цей. Республика Дагестан, располагающая протяженным побережьем Каспийского моря, является центром пляжного туризма.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2