Учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» с.Верхнерусское, Шпаковский район, Ставропольский край
Комарова Ирина Владимировна
Решение задач (с использованием интерактивной доски ВОАRD )
Импульс. Закон сохранения импульса.
Цель урока
- Сформировать навык учащихся применять теоретические знания при решении задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса».
- Отработать алгоритм решения задач по данной теме.
Тест инд.работа на сайте http://fcior.edu.ru/card/14698/impuls.html
Вариант 1.
Вариант 2.
1.Систему тел, на которую действуют внешние тела, называют ___________________________системой.
1.Систему тел, на которую не действуют внешние тела, называют __________________системой.
2.Импульс системы могут изменить только ____________ силы.
2.При столкновении двух тел, составляющих замкнутую систему, векторная сумма импульсов этих тел _____.
3.В результате столкновения абсолютно неупругих одинаковых тел, движущихся навстречу с одинаковыми по модулю скоростями, равными 2 м/с, модуль скорости первого тела станет равным ___, а второго___.
3.В результате столкновения абсолютно упругих одинаковых тел, движущихся навстречу с одинаковыми по модулю скоростями, равными 2 м/с, модуль скорости первого тела станет равным ______, а второго _______.
4.Векторная сумма импульсов замкнутой системы тел с течением времени при любых взаимодействиях этих тел _____________.
4.Векторная сумма импульсов незамкнутой системы тел с течением времени при любых взаимодействиях этих тел _____________________.
5.Математическая запись закона сохранения импульса для двух пластилиновых шаров массами m 1 и m 2 , движущихся друг за другом со скоростями V 1 и V 2 имеет вид , при условии, что первый догонит второй:
5.Математическая запись закона сохранения импульса для двух стальных шаров, массами m 1 и m 2 , после соударения, при условии, что первый находился в покое, а второй двигался к первому со скоростью V 2 , при условии m 1 = m 2 , имеет вид: m 2 V 2 =____________.
m 1 V 1 +m 2 V 2 = ___________________
Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса
1) Сделать рисунок, на котором обозначить направления оси координат, векторов скорости тел до и после взаимодействия
2) Записать в векторном виде закон сохранения импульса
3) Записать закон сохранения импульса в проекции на ось координат
4) Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение
ОГЭ 2016г, задание 3
Снаряд, импульс которого p был направлен вертикально вверх, разорвался на два осколка. Импульс одного осколка p₁ в момент взрыва был направлен горизонтально (рис. 1). Какое направление имел импульс p₂ второго осколка (рис 2).
р 4 р 1
р₁ р₁ 2
рис 1 3 рис 2
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Задача 2
Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.
Физкультминутка
- ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
- 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- 2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
- 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
Задача 3
Снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.
Самостоятельная работа
На вагонетку массой 800 кг, катящуюся по горизонтальному
Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью
пути со скоростью 0,2 м/с, насыпали сверху 200 кг щебня.
0,3 м/с , нагоняет вагон массой 30 т,
Какой стала после этого скорость вагонетки?
движущийся со скоростью 0,2 м/с.
Какова скорость вагонов после того, как сработает сцепка?
Уровень 3
http://fcior.edu.ru/card/3156/zadachi-na-zakon-sohraneniya-impulsa.html
Решение задачи уровня 1
m 2
ДАНО:
РЕШЕНИЕ :
v
m 1 = 800 кг
m 2 = 200 кг
V 1 = 0,2 м/с
V - ?
v 2
1.
m 1
v 1
X
m 1 v 1
= (m 1 + m 2 )v
+ m 2 v 2
2.
+ 0
m 1 v 1
В проекции на ось ОХ :
3.
= (m 1 + m 2 )v
m 1 v 1
800 кг * 0,2м/с
4.
=
V =
0,16 м/с
=
800 кг + 200 кг
m 1 + m 2
Ответ: 0,16 м/с
Решение задачи уровня 2
v
v 1
v 2
1.
m 1
m 2
X
= ( m 1 +m 2 ) v
+ m 2 v 2
2.
m 1 v 1
= ( m 1 + m 2 )v
+ m 2 v 2
m 1 v 1
3.
m 1 v 1 + m 2 v 2
20 000 кг * 0,3 м/с + 30 000 кг * 0,2 м/с
=
V =
4.
=
m 1 + m 2
20 000 кг + 30 000 кг
= 0,24 м/с ОТВЕТ : 0,24 м/с
Домашнее задание
- Повторить § 21,22 Упр 22 (Уровень 1и2)
индивидуальное задание на сайте
http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/07604fe0-cb89-4709-908b-428f97aab0fb/9_185
Используемый материал
- Литература 1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс . Дрофа. -М. 2010 2. О.И. Громцева Тесты по физике 9 класс.УМК. Издательство «Экзамен». -М. 2010 3. А.П. Рымкевич Задачник 10 – 11 классы. Дрофа.- М.2010
- Сайты
http://fcior.edu.ru/card/14698/impuls.html
http://fcior.edu.ru/card/14698/impuls.html
nsportal.ru›sorokina-olga-adolfovna
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/07604fe0-cb89-4709-908b-428f97aab0fb/9_185.swf