СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время специалистами многих учреждений отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение которых не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание - общепринятыми в специальной педагогике и психологии. Чаще всего эти дети имеют диагноз Расстройство аутистического спектра.

Просмотр содержимого документа
««Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»»

«Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»

В последнее время специалистами многих учреждений отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение которых не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание - общепринятыми в специальной педагогике и психологии. Чаще всего эти дети имеют диагноз Расстройство аутистического спектра.

С 2021 года я стала работать в разновозрастной группе «Лучики» где посещают дети с РАС. Т.к. изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а также средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей, я решила попробовать реализовать проект «Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»

А также очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности.

 Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Цель: Помочь в социальной адаптации детей с РАС и аутизмом через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Задачи:

 - формирование привычки изобразительной деятельности

- формирование восприятия, сенсорное воспитание детей;

 - формирования представлений о предметах и явлениях;

- знакомство с окружающим миром;

- речевое развитие;

 - предоставить возможность выбора различных материалов;

- развитие мелкой моторики руки, тактильного восприятия, зрительно – моторной координации;

- усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности;

Актуальность: В настоящее время особую актуальность приобретает проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания многих наук.

Аутизм рассматривается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений развития. Дети с аутизмом испытывают разнообразные трудности. Одной из них является обучение.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. 

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости проведения своевременной и адекватной коррекционной работы, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка.

Вид проекта: творческий, коллективный, долгосрочный,

Участники проекта: дети старшей- подготовительной(разновозрастной) группы «Лучики»

Планируемые результаты:

- проявляет интерес к изобразительной деятельности;

- установление контакта между взрослым и ребёнком;

 - использует различные техники и способы создания изображения;

- обогащение представлений об окружающем.

Эти подходы помогают детям в развитии личностного потенциала, творческих способностей, мелкой моторики, самостоятельности.

Формы аттестации (педагогическая диагностика): Формой аттестации в рамках проекта является педагогическая диагностика сформированности навыков, которая осуществляется следующими способами:

• наблюдение за ребенком в процессе создания рисунка;

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

• готовая работа; • диагностические карты; • фото- и видеоматериалы;

Процесс рисования не должен быть превращен в обучение (здесь ручки, ниже должны находиться ножки, солнышко на небе — вот тут и т.д.)

Рисование с ребенком с РАС - это совместное творчество и важно, чтобы оно было действительно совместным. Лучше всего начинать с того, что мы рисуем какую-то красоту. И «каляки-маляки» – это тоже красота. Мы рисуем, мы смотрим и восторгаемся, обмениваемся положительными эмоциями и впечатлениями что у нас получилось. И вот это чувство, что я нарисовал, это нравится маме, чувство, что ребенок уверен и чувство радости намного важнее для ребенка с РАС, чем способность рисовать для всей его жизни, а через рисование «каляки –маляки» это можно формировать.

Взаимозависимая деятельность- это здорово, когда 1 кисть или карандаш и один участник действия зависит от другого.

Здорово, когда ребенок готов к параллельной работе. Параллельное рисование - это когда ребенок смотрит на то, что мы демонстрируем, а мы медленно ему показываем и он пытается повторить за нами.

Нужно помнить:

Демонстрируем очень медленно

Не используем речь и инструкции, потому что мы хотим, чтобы он сам научился, а не потому, что мы ему сказали

Используем «переходы» (киваем - это сделали, это сделали, а теперь…)

В конце работы не забываем восхищаться творчеством. Например, у тебя какая красота и у меня какая красота… В работе используются основной принцип изо терапии: снятие оценочной.

Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети могут многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.

Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с РАС. Основные из используемых нами техник рисования:


Всегда используем принцип работы «от простого к сложному»

В работе в процессе рисования используем различные виды кистей (плоские и с округлым концом, из натуральных материалов и синтетических.

Также в нетрадиционном рисовании часто используются самые невероятные предметы для создания определенных эффектов, даже продукты (яблоки, капуста в создании оттисков, скомканная бумага, срез определенного необычного предмета и т.п.)

Еще раз напомню о примерной последовательности в рисовании в общем и рисовании нетрадиционными способами:

-Начинаем рисовать совместно с «каляк-маляк», создаем благоприятную атмосферу, вызываем и закрепляем правильную реакцию.

-Обозначаем образ изображения - продолжаем выходить за контур и создавать благоприятную атмосферу, вызывать и закреплять правильную реакцию.

-Нарабатываем привычку регулярно рисовать.

-Начинаем конкретнее работать над образом изображения, увеличиваем требования

Изображение «Ягода-клубника» (работаем над тем, чтобы ребенок начинал соблюдать контур). Сначала лепим «колбаску» из пластилина и раскрашиваем пространство внутри, потом переходим на четкий толстый черный контур, далее, когда ребенок будет готов, на слабый серый тонкий вокруг изображения.

Продолжаем работать над контуром и нарабатывать графические навыки рисования карандашом. Используем трафаретное рисование и пробуем различные материалы, разной мягкости (фломастер, восковой мелок, цветной карандаш, графитные карандаши разной мягкости). Используем простой трафарет «Круги» разных диаметров и играем с величиной от большего к меньшему, можно цветами (темный-светлый, холодный-теплый, и разными оттенками), конечно постоянно проговаривая и после того, как ребенок выполнит заданное, не забываем о поощрении, предоставляем возможность расслабиться и нарисовать может быть совместно «каляки- маляки», подкрепить благоприятное впечатление от совместных занятий.

Далее конкретнее поговорим о некоторых способах нетрадиционного рисования, которые используем в работе.

Тампование кусочком поролона (можно использовать в организации фона, облаков и т.д.)

Рисование на «крафт-бумаге» сухими материалами простых сюжетов. Бумага рыхлая, позволяет растирать пальцами большие пространства.

Использование фигурных штампиков

Рисование пальчиковыми красками, если позволит ребенок при отсутствии гиперчувствительности.

Тампование скомканным кусочком бумаги растирание фона поролоном

Техника «Акварель + восковые мелки».

Рисование «по-сухому» кистью-щетиной. Часто используется для имитации травы в композиции, шерсти животных, кроны деревьев.

Оттиск ватными палочками

Трафаретное рисование с образами животных, видами транспорта и т.д.

«Тычок» кистью щетина. Часто ребенку бывает трудно заполнить изображение традиционным способом, не выходя за контур. Способ «Тычка» помогает заполнить форму, часто не выходя за контур.

Смешанные техники « Тычок трафаретное рисование+рисование по-сухому»

Трафаретное рисование» Сказкотерапия» или сюжетная композиция

Рисование на «крафт» бумаге в смешанной технике «Масляная пастель+ сухая пастель»

Силуэтное рисование.

По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием элементов арт-терапии могут происходить некоторые изменения:

- дети активнее вступают в контакт;

- снижается уровень страхов, агрессивности, тревожности;

-повышается интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность;

- расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;

- постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов;

- дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения.

Занятия часто дают положительный эффект в работе с аутичными детьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!