СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РМО библиотекарей «Использование информационных технологий в работе библиотеки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров. 

Просмотр содержимого документа
«РМО библиотекарей «Использование информационных технологий в работе библиотеки»»



МКОУ «»Михайловская СОШ им. В.А.Казанского»



Районное методическое объединение





ДОКЛАД



«Использование информационных технологий

в работе библиотеки»











Подготовила:

школьный библиотекарь

Киряева Л.А.









П. Михайловский

2015 год

 


Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров. 

В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. 

Это выводит на первый план такие задачи, как: 

- накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах; 

- ведение информационно-поисковых систем и библиографических бах данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию; 

- создание и наполнение баз данных по методике и образованию; 

- помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации; 

- систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности; 

- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала. 

Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек: 

- расширение информационного пространства библиотеки; 

- автоматизация библиотечных процессов; 

- использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря. 

В свою очередь, эти направления включают уровни, на основе которых можно составить таксономию внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек: 

- расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам; 

- внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем; 

- накопление и организация электронных ресурсов; 

- создание собственных цифровых ресурсов; 

- создание сайтов/электронных библиотек; 

- использование технологий для продвижения книги и чтения; 

- формирование информационной грамотности (обучение с помощью технологий); 

- интеграция библиотечных продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы. 

Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам. 
Одной из задач учебной библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет-ресурсов для его использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа. Сегодня все большее количество библиотек предоставляют доступ к электронным ресурсам, как локальным, так и ресурсам сети Интернет. 

Особую важность имеет проблема использования Интернет-ресурсов школьниками. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе, для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов, таких как: 

- базы данных; 

- текстовые материалы; 

- файловые архивы; 

- мультимедиа-, аудио- и видеоматериалы; 

- графические иллюстрации; 

- учебные компьютерные программы; 

- развивающие игры; 

- тестовые задания и т.д. 

Автоматизация библиотечных процессов
Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС) и требует активного включения библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, в том числе, и через создание таких информационных продуктов, как: 

- электронные каталоги; 

- электронные картотеки; 

- библиографические указатели литературы; 

- списки новых поступлений и т.п. 

Сегодня многие школьные библиотеки внедряют АИБС, такие как «Марк SQL – школьная библиотека», «1С: школьная библиотека» для автоматизации библиотечных процессов, создания библиографических баз данных и совершенствования информационно-библиографического обслуживания. 

Создание собственных цифровых ресурсов
Внедрение ИКТ в деятельность библиотек позволяет библиотекарю создавать собственные информационные продукты, которые помогают читателю/пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Это могут быть: 

- справочные базы данных; 

- рекомендательные списки литературы; 

- списки внеклассного чтения; 

- путеводители по фондам; 

- аннотированные иллюстрированные картотеки; 

- памятки, буклеты; 

- книжные обозрения и т.п. 

Такие ресурсы легко можно создавать с помощью традиционных приложений Microsoft например, MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher. 

Создание сайтов/электронных библиотек
Одним из цифровых продуктов библиотеки является сайт – электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки. Сайт – это визитная карточка, которая рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и деятельности библиотеки. Кроме того, сайт может стать мощнейшим инструментом поощрения чтения, продвижения идей и информации, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие школьников и реализовать такие направления библиотечной работы, как: 

- предоставление доступа к ресурсам и материалам; 

- справочно-информационное обслуживание; 

- поощрение чтения; 

- помощь в работе с информацией. 

Несмотря на существование бесплатных сервисов, позволяющих достаточно легко создать функциональный сайт, такая работа требует от библиотекаря владения организационными навыками и навыками использования технологий. Тем не менее, все большее число школьных библиотекарей начинает создавать собственные сайты. Так, в каталоге библиотек на справочно-информационном портале Library.ru насчитывается уже немало сайтов школьных библиотек [12]. 

Использование технологий в педагогической деятельности библиотекаря
Традиционно школьные библиотеки содействуют воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения, через разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы. 

Существует множество сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности. Перечислим некоторые из них: 

- компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и проч.; 

- презентационные программы для создания портфолио, презентаций; 

- сервисы (например, документы Google), которые позволяют работать нескольким людям над одним документом, позволяя при этом анализировать, делать сравнения; 

- вики-сервисы для создания сборников, сайтов; 

- блоги для создания дискуссий, обсуждений, рекомендаций; 

- карты знаний для упорядочивания знаний, систематизации материала; 

- веб-квесты для формирования навыков информационно-аналитической деятельности; 

- социальные медиасервисы для повышения мотивации учебной деятельности; 

- подкастинг для развития навыков устной речи; 

- интерактивные карты. 

Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Современные дети и подростки также меняют представления о библиотеке.
Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку адекватной Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и привлекательной для школьников. 

Литература и ресурсы: 

1. БиблиоNETиК@ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biblionetika.blogspot.com/ 

2. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании: разработка Института дистантного образования Российского университета










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!