СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание" Дети и гаджеты: вред или польза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание о причинах телефонной зависимости, как ее определить. Вопросы анкетирования. Как решить проблему.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание" Дети и гаджеты: вред или польза"»













ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

ПО ТЕМЕ:

«Дети и гаджеты : вред или польза?»

(Телефонная зависимость у детей и подростков: причины возникновения

и пути преодоления)

Подготовила: Шайдуллина Н.А.















ноябрь 2022

1 слайд. Мобильный телефон с недавних времен стал незаменимым атрибутом повседневной жизни, которым пользуются как взрослые люди, так и дети.

2 слайд. Проблема зависимости от телефона актуальна в наши дни. Многочисленные исследования психологов показали, что на сегодняшний день чаще всего наблюдается телефонная зависимость у подростков. Благодаря устройству они общаются в соцсетях, играют в различные игры, готовятся к урокам и не только.

В науке даже возник термин номофобия, которым называется зависимость от мобильного телефона. Очень важно разобраться, почему возникает эта психологическая проблема, и как с ней бороться.

Современных подростков, тех, кто родился с 1995 по 2012 год, часто называют поколением Z. Поколение Z, или как его ещё называют ( интернет поколение) –это «поколение, родившееся со смартфоном в руке»., у таких детей много особенностей, основными из которых являются повышенная лабильность в получении и добывании информации и разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).

Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов.


3-4 слайды По результатам анкетирования обучающихся 5-6 классов почти 58% детей испытывают страх, нервничают и переживают, когда у них садится аккумулятор, и они не имеют возможности использовать все функции, предоставляемые телефоном.

Почти 50% призналась, что для ликвидации вероятности полной разрядки телефона они всегда носят с собой зарядку.

На вопрос, раздражаетесь ли вы, когда не видите свой сотовый телефон, ответили: да - 15%, нет –40%, иногда 45%.

На вопрос, «пытались ли вы отказаться от частого использования телефона», ответили «да» – 63%, «нет» – 37%.

Вы можете отключить телефон во время урока (не оставлять на беззвучном режиме)? Ответили да  –69%, нет –31%. Не ношу тлф-2 чел

На вопрос: «Вы хотите, чтобы у вашего телефона был самый модный дизайн и украшения?» ответили  да –32%, нет –  18%. не имеет значения –50%.

На вопрос «Вы можете вспомнить на память хотя бы один телефонный номер, не полагаясь на список контактов в телефонной книге?» ответили

 не помню –32%, только важные (родители, телефон мамы)–68%

На вопрос: «Вы часто проверяете «мобильник» - не пропустили ли вы звонок или сообщения?», ответили да 24%, нет –16%. Иногда-59 процентов

О затратах на сотовую связь многие опрошенные не имеют представления, т.к. оплачивают сотовую связь родители.

54% опрошенных отдают предпочтение сообщениям в соц.сетях, а предпочитают общение через звонки 8%. И звонят и общаются в соцсетях -32 процента

Большинство родителей, по мнению детей, негативно относятся к увлеченности детей гаджетами (ругают, но разрешают-62 процента, 8 процентов -запрещают, не кладут деньги на телефон) 27% родителей не видят ничего плохого в этом.

Считают зависимыми -27 процентов, нет-30 процентов, не знают -43 процента.

Вывод: зависимость от гаджетов у наших детей и подростков уже имеется. Психологи сравнивают подобную зависимость с алкоголизмом, т. к. люди, страдающие ею, так же, как и алкоголики при отсутствии спиртного, начинают паниковать и искать выход из ситуации, чтобы как можно скорее привести телефон в рабочее состояние. У них в подобных ситуациях могут наблюдаться чрезмерная нервозность и возбужденность, злость при разрядке телефона, страх за то, что батарея может сесть в любой момент.

5 слайд. Что такое гаджеты?


Подростки не готовы подолгу концентрировать внимание на чём-либо. Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из  поколения Z – 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы “перекусами”. Информация должна быть наглядной – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст. При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект.

Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное.

Современные дети не бывают одни. Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне.

Одиночество зачастую страшит подростков, так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих. Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома.

Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и “откладывают” своё взросление.




6 слайд. Чем опасна зависимость от гаджетов?

Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?  

Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания, снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?

7 слайд. Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна. Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения.  Использование соцсетей, мессенджеров и прочего вызывает страх пропустить что-то “важное” или не увидеть чью-то “важную” новость. Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно. Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей (около 80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.

Они проверяют сообщения и обновления даже ночью.  Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя. Наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.  

8 слайд. Помимо всего сказанного, предпочтение мобильной связи общению со сверстниками приводит к изменению физической активности. Снижение живого общения приводит часто к росту депрессивных состояний. Опрос показал, что подростки, которые проводят больше времени за экраном телефона, считают себя более несчастливыми, чем те, которые больше времени занимаются “неэкранной” деятельностью.

Опасность социально-психологическая заключается в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток.  В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу( унижают, оскорбляют, угрожают) Не все могут адекватно противостоять агрессивному воздействию и защищать себя в сети. Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, постам, блогам, заметкам.

(Подросток может подвергаться воздействию жестокой и агрессивной рекламы в интернете, рассылкам разного рода, просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания.)

Необдуманно размещённая личная фотография, необдуманный комментарий легко могут привести к шантажу автора.

Доверчивые дети и подростки могут вступать в разные группы, известные среди взрослых как “группы смерти“. В этих группах дети играют в некие “игры”, в которых им “куратор” даёт разные задания, а ребёнок их выполняет и отчитывается. Для ребёнка эта игра, которая зачастую может привести к суициду.

9 слайд. Как же определить зависимость от телефонов и смартфонов, иных гаджетов?

Зависимость от телефона – это непреодолимое желание человека пользоваться устройством практически все время.

У каждого из нас есть знакомый, который, даже общаясь с другим человеком, не выпускает из рук телефон. Иногда из-за гаджета он может потерять смысл разговора, т. к. практически не слышит, о чем его спрашивают. Возможно, вы сами замечали, что, забывая свой телефон дома, вы готовы пойти на все, лишь бы вернуться домой и забрать его. Если вышеуказанные признаки присущи вам, можно сделать вывод, что зависимость от гаджетов вас уже поразила. Особенно явно проявляется зависимость от гаджетов у детей и подростков,( т. к. помимо связи телефон обеспечивает их играми, видеокамерой, фотоаппаратом, компьютером и т. д.)

Среди основных признаков наличия мобильной зависимости у подростка можно назвать:

-тягу к новой информации;

- желание постоянного обновления источника зависимости;

- галлюцинации.

Тяга к новой информации проявляется в том, что ребенок постоянно берет в руки телефон, чтобы проверить, не позвонил ли ему кто-либо, не пришло ли новое сообщение в соцсетях или смска. (Подросток желает как можно скорее ответить своему собеседнику, так мобильная связь постепенно заменяет реальные встречи.)

Зависимый от телефона человек старается следовать мировым тенденциям и менять старую модель на новый, усовершенствованный аналог. Обычно для этого нет необходимости, т. к. телефон работает без перебоев. Так подростки и дети хотят выделиться из толпы и лишний раз продемонстрировать свой социальный статус.

Очередным проявлением зависимости от гаджетов является наличие галлюцинаций. У детей часто возникает ощущение, что звонит их телефон, даже если он выключен. Все эти признаки могут говорить о том, что ваш ребенок или вы сами являетесь зависимым от мобильного телефона, смартфона, айфона и т.п.


В чем причины возникновения телефонной зависимости?

Существует множество причин, по которым может возникнуть зависимость от подобных устройств. Одной из таких является страх ребенка остаться наедине без привычного общения. Смартфон, телефон является источником общения. С помощью этого аппарата подростки обмениваются новостями в соцсетях.

Еще одной причиной возникновения зависимости является стремление быть нужным. Многие подростки ведут свои каналы на ютубе и стараются заработать максимум лайков и одобрительных комментариев. Для получения всего этого необходим мобильный телефон.

10 слайд. Нужно ли отучать детей и подростков от гаджета?

Большинство родителей обеспокоены постоянным взаимодействием подростков и телефона.  Первое действие, которое зачастую предпринимают родители для минимизации зависимости от телефонов, планшетов – это запрет на взаимодействия подростка и гаджетов. Родители лишают ребенка гаджета, при этом сами продолжают их активное использование и не предлагают подростку никакой альтернативы. Можно ли наказать подростка за чрезмерное увлечение гаджетами, отобрав у него телефон или планшет?

Путь в корне неверный. Подросток найдёт способ использования телефона (просмотр совместно с друзьями в школе, игры на гаджетах друзей, в конечном итоге, разблокировка телефонов родителей и их использование). Родители не понимают, что многие из подростков научились пользоваться смартфонами и планшетами раньше, чем научились ходить и говорить, и для них гаджет – такая же часть мира, как для их родителей, например, телевидение, радио или книги. Для ребёнка большая часть общения с внешним миром происходит именно через гаджет, и забрав его у ребёнка, вы по факту лишаете ребенка общения, изолируете его от общества.

Задача родителей, не запретить, а объяснить правила безопасного использования телефона, смартфона, планшета и любого гаджета.

Расскажите своим детям о правилах безопасности в сети, научите их безопасному взаимодействию в социальных сетях и форумах.

Для того чтобы подросток избавился от зависимости, следует убедить его задуматься о последствиях, которые могут возникнуть при частом пользовании мобильного устройства.

При участии вашего ребенка в социальных группах, группах сомнительного характера, типа «групп смерти», обязательно объясните ему, что всегда нужно задавать себе вопрос – зачем мне это делать? Почему я должен это делать? Кто этот человек, который меня просит это сделать? И много-много других вопросов. Главное – научить ребенка анализировать поступающую информацию и задавать вопросы возможно, неудобные для лиц, провоцирующих вступление в подобные группы, но это поможет обезопасить ребенка.

Живое общение никогда не заменить аналогом, поэтому чаще разговаривайте с детьми.

11 слайд.Так можно ли избежать зависимости?  Ответ, на мой взгляд, очевиден – избежать гаджетов невозможно. А вот минимизировать возникновение зависимости от них и их воздействие – можно. Нужно определять время, которое ребенок может находиться в сети Интернет. Объяснить, почему вы ограничиваете его во времени. 

 Подростки болезненно отреагируют на запрет гаджета, но на аргументированное ограничение времени использования могут пойти весьма спокойно.

В интернете вы найдёте множество игр, способных увлечь как ребёнка, так и подростка не только обычными онлайн играми, но и играми для ума.

Также можно использовать приложения с дополненной реальностью для обучения, например, анатомии человека, животного и любого органа в виртуальной реальности.

Если вы хотите оторвать ребёнка от телефона, то вам нужно самому стать своеобразным оффлайн другом, собеседником, с которым ребенок будет общаться.   Что можно предложить на замену телефона детям?

Посещать секции, творческие кружки, внеурочную деятельность.

Конструкторы. Сейчас в продаже есть множество разнообразных конструкторов: от наборов робототехники и моделирования дронов до деревянных конструкторов, моделирующих механизмы.

Наборы для постройки домов, печей, замков и пр. – из кирпичей и брёвнышек. Развивают мелкую моторику и воображение.

Настольные игры. Да, да!!! Но только с увлечёнными игроками, которые заменят общение в онлайне.

Наборы для творчества. Все дети любят творить и делать что-то своими руками, а особенно, если это потом радует их родителей.

12 слайд. Подводя итог можно сказать: телефоны– не враги, телефоны– не друзья. Они – часть мира ваших детей.

Примите их и обратите себе на пользу. Станьте другом и собеседником своему ребёнку, и вы увидите, что общение с телефоном станет меньше.

Подростки поколения Z по-другому воспринимают информацию. Научитесь говорить с ними на одном языке, и проблемы с зависимостью от телефонов и иных гаджетов существенно снизятся или исчезнут совсем.

13 слайд. И помните «Телефон для человека, а не человек для телефона!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!