СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Как научить детей учиться?» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе родители сталкиваются с тем, что ребенок не умеет организовать себя во время уроков, при выполнении домашних заданий, отвлекается и ленится. Научить ребенка управлять своим поведением, научить учиться - одна из  основных задач педагогов и родителей. Данное собрание призвано помочь родителям найти правильное направление в решении этого вопроса.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Как научить детей учиться?» 2 класс»

Родительское собрание «Как научить детей учиться?»


В начальной школе родители сталкиваются с тем, что ребенок не умеет организовать себя во время уроков, при выполнении домашних заданий, отвлекается и ленится. Научить ребенка управлять своим поведением, научить учиться - одна из основных задач педагогов и родителей. Данное собрание призвано помочь родителям найти правильное направление в решении этого вопроса.


Цель: создание условий для мотивации родителей на формирование произвольности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • актуализация знаний о приемах развития произвольности в младшем школьном возрасте;

  • погружение родителей в проблемную ситуацию с помощью деловой игры;

  • создание возможности обмена опытом родителей в формировании произвольности у детей;

  • объединение практического опыта родителей с психолого-педагогической теорией по проблеме.

Форма проведения: деловая игра.

Необходимые материалы: Фломастеры или маркеры (для родителей – 4 штуки), доска, бланки с таблицей для заполнения родителями – 4 штуки (по количеству групп), психологические портреты детей, психологические рекомендации по формированию произвольности у детей.


Продолжительность собрания: 45 минут.


Ход собрания

  1. Введение в проблему.

Очень часто родители говорят о том, что с приходом в школу у ребенка пропадает интерес к учебе. В начальной школе родители сталкиваются с такими проблемами:

  • ребенок с большим трудом усаживается за выполнение домашнего задания: тянет время, ходит из угла в угол, играет, рисует, смотрит в окно, делает все, чтобы только не садиться за уроки;

  • во время выполнения домашнего задания всегда отвлекается: то попить захотел, то забыл что-то достать из портфеля, то кота погладить хочет, то другу позвонить или в телефоне «залип»;

  • вечный беспорядок на столе, ничего не найти;

  • выполняет просьбы родителей с пятого или десятого раза, не прислушивается к требованиям;

  • забывает записать домашнее задание в дневнике, все время звонит одноклассникам и т.д.

В данном случае учеба страдает из-за того, что ребенок не умеет управлять своим поведением, а родители, к сожалению, не знают, чем ему помочь. Такие случаи не столь уж редки. Они встречаются и у младших школьников, и у более старших ребят. И дело тут вовсе не в злой воле ученика, как думают взрослые. Ребенок часто сам страдает больше всех, зная, что надо сесть за уроки, и чувствуя, что не может это сделать.


Научить детей учиться – значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и внешнее поведение.

Качество произвольности, т.е. умения управлять своим поведением, позволяет ребенку стать хозяином своих желаний, а не наоборот.

Как родители могут помочь ребенку научиться себя организовывать, управлять своим поведением? Предлагаю подойти к решению вопроса творчески и максимально активно.


ЗНАКОМСТВО С ДЕЛОВОЙ ИГРОЙ «РАНЖИРОВАНИЕ»,

ПРАВИЛАМИ ИГРЫ.

(раздать всем листочки)

Прежде, чем помочь ребенку стать успешным учеником, надо знать причины его неуспешности. Выясним это с помощью деловой игры «ранжирование», в нашем случае «ранжирование проблем».

Игра «Ранжирование проблем»

1 этап – индивидуальная работа участников. (Участники игры записывают актуальные на их взгляд проблемы с учетом правил игры, т.е. по значимости).

Например, не переживают за учебу, за оценки, ленятся, не соблюдают режим дня, ничем не интересуются, не умеют организовать работу, не слушаются родителей, не нравится учиться, не нравится учитель, конфликты с одноклассниками, несамостоятельные, безответственные и др.

2 этап – работа в паре. (Участники выявляют  одинаковые  повторяющиеся  проблемы и ранжируют их  по  значимости.)

3 этап – работа в группах. (Участники выявляют одинаковые повторяющиеся проблемы и ранжируют их по значимости.)

4 этап – выборы «экспертной группы» и сообщения групп о работе. «Эксперты» фиксируют и сообщают об одинаковых повторяющихся проблемах. 

(В нашем случае это безответственное отношение к учебе)


  1. Деловая игра.

На этапе деловой игры, родителям предлагается разделиться на группы по 4 человека. Каждой группе будет предложен психологический портрет ребенка (Приложение № 1).

Полученные психологические портреты детей родители анализируют и составляют таблицу (Приложение № 2), в которой описывают: первый столбик - какие проблемы есть у ребенка, второй столбик - как действовать родителям для изменения ситуации, чем они могут помочь ребенку. Время на обсуждение 10-15 минут.

После этого, один из представителей группы родителей рассказывает об итогах дискуссии, выявленных проблемах и предложенных вариантах решения (на выступление каждой группы по 5 минут). Ведущий собрания, психолог, фиксирует ответы на доске, при необходимости обобщает.

На собрании предлагается всего два психологических портрета, с каждым портретом работают две группы родителей, это необходимо, чтобы при обсуждении были представлены различные взгляды на воспитание, и родители могли дополнять друг друга.


  1. Обобщение опыта.

Учитель отмечает активную работу родителей и подчеркивает рациональные предложения, прозвучавшие во время обсуждения. Подводя итоги собрания, специалист дополняет опыт представленный родителями, психологическими рекомендациями по формированию произвольного поведения у детей младшего школьного возраста (Приложение № 3)

IV. Рефлексия.

В заключение можно попросить родителей поделиться своим мнением о встрече.

- Продуктивно ли прошла работа на собрании?

- Полезна ли была полученная информация?

- Что бы вы могли добавить по представленной проблеме?


Приложение № 1

Портреты детей.

  1. Мальчик учится во 2 классе. В первом учился хорошо, затем успеваемость резко упала, сейчас в основном получает тройки. На уроке ребенок малоактивен, стеснителен, домашнее задание записывать забывает, делает плохо или вообще не делает. В классе не авторитетен, есть два друга, общается в основном с ними. Секции и кружки ребенок не посещает. Когда приходит домой, долго ходит в школьной форме, не переодевается, долго ест, пьет чай, смотрит TV, играет в компьютер. Домашнее задание начинает делать с приходом мамы (не раньше 20:00). С мамой отношения доверительные, многое ей рассказывает, но обещания не выполняет: говорит, что сделает, но на деле опять ничего не выходит.


  1. Девочка 2 класс, учится на тройки, часто невнимательна, отвлекается на уроках. В классе постоянные конфликты с одноклассниками, ссоры. Есть две подруги. Секции и кружки не посещает. Дома достаточно самостоятельна, утром все себе готовит сама: завтрак, одежду, ходит в школу одна. Уроки делает долго, некачественно. Мамины просьбы не слышит ни с первого раза, ни со второго, выполняет их только после крика или ругани со стороны взрослого. Может грубить.


Приложение № 2

Проблемы ребенка

Помощь родителей (какую помощь могут оказать ребенку родители)































Приложение № 3


Психологические рекомендации по формированию произвольности

у детей младшего школьного возраста


Цель воспитания — это научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст Легуве


Произвольность – умение управлять своим поведением, позволяет ребенку стать хозяином своих желаний, а не наоборот.

В период начальной школы, принимаемые меры не должны слишком отличаться он тех, которые обычно рекомендуют для дошкольного возраста. Родители могут подобрать для ребенка игры, которые требуют поддерживать внимание: лото, шашки, домино и т.д.


Очень полезно бывает для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослым. Какое именно - не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки и без томительных пауз.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, одно дело, которое делаете вместе с ребёнком (не уроки)

Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь:

1. Пускать солнечные зайчики.

2. Наблюдать, как прорастают семена.

3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.

4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.

5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.

6. Смотреть на звезды.

7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.

8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.

9. Дырявить льдинки под струей воды.

10. Приготовить жженый сахар в ложке.

11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.

12. Показывать театр теней.

13. Пускать блинчики на воде.

14. Рисовать мультфильм на полях тетради.

15. Устроить жилище в коробке от холодильника.

16. Плести венки.

17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.

18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.

19. Писать под копирку.

20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.

21. Слушать пение птиц.

22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.

23. Построить шалаш.

24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).

25. Наблюдать восход и закат.

26. Любоваться лунной дорожкой.

27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.

28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.

29. Светить в темноте фонариком.

30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.

31. Сходить на рыбалку.

32. Оставлять отпечатки тела на снегу.

33. Кормить птиц.

34. Делать секретики.

35. Строить дом из мебели.

36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.

37. Запускать воздушного змея.

38. Крутить ребенка за руки.

39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.

40. Сидеть в темноте, при свечах.

41. Делать чертиков из намыленных волос.

42. Дуть в пустую бутылку.

43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.

44. Издавать победный крик команчей.

45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.

46. Прыгнуть в центр лужи.

47. Делать записи молоком.

48. Устроить бурю в стакане воды.

49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.

50. Объясняться знаками.

51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.

52. Дуть на пушинку.

53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.

54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.

55. Выдавливать формочками печенье.

56. Нанизывать ягоды на травинку.

57. Играть в циклопов.

58. Петь хором.

59. Починить любимую игрушку.

60. Пускать мыльные пузыри.

61. Наряжать елку.

62. Свистеть через стручок акации.

63. Смастерить кукольный домик.

64. Залезть на дерево.

65. Играть в привидений.

66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.

67. Говорить о мечтах.

68. Стучать в самодельный барабан.

69. Выпустить в небо воздушный шар.

70. Организовать детский праздник.

71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.

72. Рисовать на запотевшем стекле.

73. Прыгать в кучи осенней листвы.

74. Начать обед с десерта.

75. Надеть на ребенка свою одежду.


В младшем школьном возрасте у ребенка уже должны быть обязанности по дому: покупки в магазине, уборка по дому, стирка, мытье пола, посуды и т.д. Не надо думать, что у школьника кроме учебы не должно быть обязанностей, это родительское заблуждение.

Умение ценить время

Человек, который в течение дня привык делать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им. Поэтому имеет смысл заполнять свободное время ребенка полезными и развивающими дополнительными занятиями: кружки, секции, художественная школа, музыкальная школа и т.д. Это научит ребенка правильно рассчитывать свои силы и экономить время. Сильно заблуждаются те родители, которые говорят, что в школе, итак, большая нагрузка путь ребенок отдыхает. Опыт показывает, что свободное время такие дети тратят вовсе не на то, что стало бы им полезным: игры в компьютер без остановки, планшет, телефон или бесцельное шатание.

Важно также вырабатывать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ребенка зовут, например, есть, он должен немедленно прекратить игру, убрать за собой и идти к столу. Но при этом взрослый должен помнить, что ребенка всегда необходимо заранее предупреждать. Скажите: «я даю тебе пять минут на то, чтобы закончить игру и жду тебя к ужину», через пять минуть настоять на выполнении своего требования немедленно. После приглашения подойти к ребенку и привести его с собой, не давая волю эмоциям, обращаясь с ним твердо и спокойно.

Необходимо приучать ребенка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Соблюдение режима дня или сила привычки

Специальные обследования, проведенные в начальных классах, показали, что, как правило, отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Ребята признавались даже, что, когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять и т.д. И напротив, среди слабых учеников много таких, которые не имели постоянно отведенного времени для занятий. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьезные успехи в учебе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определенных усилий со стороны учащегося, но постепенно вырабатывается привычка и все становиться значительно проще.

Поэтому если родитель хочет, чтобы у ребенка выполнение домашнего задания стало привычным делом необходимо помочь ему составить план дня. Ну и конечно придется, первое время, отслеживать выполнение режима.


Лев Семёнович Выготский, советский психолог, выявил, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции, план дня.

Заметьте, подобные средства — это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому. Это является одним из условий произвольного поведения.

  • Составление правильного режима дня

Для младшего школьника особенно важен режим труда и отдыха, учитывающий особенности возраста. Так, у здоровых детей в начальных классах наивысшая работоспособность отмечается в первые дни недели и в первой половине дня, затем происходит спад. Перед домашним заданием ребенку необходима прогулка или другой вид отдыха, главное не телевизор или планшет. Оптимальное время для начала выполнения уроков с 15-16 часов. Через каждые полчаса работы надо делать 15-минутный перерыв. Определите время в режиме дня ребенка для игр, чтения, присмотра телевизора. Продолжительность ночного отдыха младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).

  • Сначала то, что нравится

Начинайте выполнение уроков с того предмета, который ребенку нравится, и который ему легко дается. Это придаст ученику уверенности в своих силах.

Если ребенок долго включается в работу, медленно раскачивается, то для разминки предложите ему сделать задания полегче.

Если же, наоборот, школьник быстро включается и быстро утомляется, то начинайте с того урока, который потруднее, и требует максимальной собранности.

  • Спокойствие, только спокойствие!

Оно пригодится родителям, ведь именно они первое время будут организовывать рабочее место, следить за выполнением уроков. Умение быть собранным, умение выполнять задания — все это придет со временем, а не сразу.

Так что готовьтесь к нескольким этапам:

1. На первом этапе родители большую часть заданий делают вместе с ребенком - сидят рядом и очень внимательно за учеником наблюдают: где пробелы, на каких моментах он начинает отвлекаться. Родителям-помощникам не нужно выполнять задание за ребенка, нужно просто быть рядом.

2. На следующем этапе мы начинаем часть работы доверять ребенку и не контролировать. Причем выбираем ту часть, с которой он точно справится.

3. На третьем этапе ребенок уже все уроки делает сам, но от вас должен услышать готовность прийти на помощь, если понадобится. Вы рядом и придете, если позовет!

4. Четвертый этап начнется классе в пятом, когда школьник все будет делать сам, и от родителей помощь ему уже не потребуется. Для работающих мам и пап - это праздник.


Но вечером все-таки проверьте уроки, и объясните то, что осталось непонятным.

Интерес к школе

Заинтриговать ученика младших классов самой учебной деятельностью очень сложно. Однотипные задания надоедают, монотонная работа утомляет. Если внести элементы игры, то появляется стремление к достижению конечного результата.

Интерес к скучному делу у ребенка подстегивает соревновательный момент, и пример родителей. Интересен пример как родители умело использовали соревновательный азарт: Петя рос хилым, неспортивным мальчиком. Родители уговаривали его делать зарядку, купили турник, укрепили его в пролете двери. Папа показал, как надо подтягиваться. Но ничего не помогало — мальчик по-прежнему не испытывал интереса к спорту. Тогда мама вызвала Петю на соревнование. На стену повесили листок бумаги с графами: «Мама», «Петя». Каждый день участники отмечали в своей строчке, сколько раз они подтянулись, присели, подняли ноги «уголком». Много упражнений подряд делать было не обязательно, да и, как выяснилось, ни мама, ни Петя этого не могли. Петя стал зорко следить за тем, чтобы мама его не перегнала. Правда, ей тоже пришлось потрудиться, чтобы не отстать от сына. Соревнование продолжалось месяца два. В результате мучительная проблема зачетов по физкультуре была благополучно разрешена.

В выполнении домашнего задания соревнование может быть с самим собой. Сегодня должно получиться лучше, чем вчера!

Еще более важный момент, который позволяет формировать положительное отношение к школе, это искренний интерес родителей к учебе ребенка. Введите за правило ежедневный рассказ о школе. Расспрашивайте ребенка о прошедших занятиях, о школьных событиях, о его мыслях и настроении. Ваша задача продемонстрировать заинтересованность делами ребенка, это подстегнет ученика в следующий раз запомнить и рассказать вам то, что вас интересует. Кроме того ребенок убедиться в том, что он делает что-то важное, ценное, раз взрослый так подробно всем интересуется.

Стараемся хвалить.

Нет, не врать! Не надо говорить: "Ах, какая ровная палочка!", если палочка уползла на две строчки вниз. Но можно сказать: "Вот эта палочка ровная, молодец, а эта - в следующий раз тоже будет такая же ровная, да?" Нужно постараться избежать негативных оценок, чтобы не напугать обидчивого младшего школьника. Старайтесь не говорить: "Не получилось! Ты не смог! Это плохо!" Лучше разберитесь, почему что-то не выходит, и тренируйтесь.

Молодец - получи солнышко!

Купите много разных мелких наклеек и на черновике ставьте ребенку флажки, солнышки, цветочки за выполненные задания. Ребенок будет видеть, что количество солнышек растет, объем сделанного увеличивается, и позитивный настрой и готовность трудиться дальше тоже увеличиваются!


ТАК НЕ НАДО

Школьник еще только занес руку, чтобы вместо "кОрова" написать "кАрова", а мама уже бросается в атаку с криком: "Ошибка! Ну вот, испортил тетрадку! Теперь придется замазывать, вырывать страницу!" Ребенок пугается, в ужасе отбрасывает карандаш и чувствует себя самым неудачливым неудачником.

Не бойтесь ошибок. Когда ошибка сделана, или даже когда несколько ошибок сделано, предложите ученику остановиться и внимательно посмотреть на то, что он написал. Пусть постарается сам найти ошибку. Исправить не ту букву или цифру на бумаге всегда можно, а вот поправлять в будущем низкую самооценку и боязнь вообще за что-то браться, потому что в детстве «затюкали», будет непросто.

Не бойтесь помогать!

Если видите, что ребенок устал, не заставляйте его разлеплять глаза и продираться сквозь сливающиеся буквы. Лучше прочитайте ему главу или параграф сами. Если чадо плохо себя чувствует, помогите ему с уроками. Если видите, что еще так много нужно сделать, а времени до сна осталось совсем мало, возьмите на себя рутинную работу, например, вырезание, пока он делает математику.

Подготовьте рабочее место

Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращая период втягивания в неё.

При этом, рабочее место должно быть местом только для занятий. И больше не для чего. Ни для игр, ни для рассматривания картинок, ни для игры в планшет и т.д. Никаких "почитаем, сидя на диване", никакого телевизора рядом. Не стоит ученику ютиться за кухонным столом, пока мама там же рубит капусту.

На постоянном месте ребенок должен только готовить уроки, что поможет ему выработать привычку к внутренней мобилизации с момента начала занятий. Удобный стул, крепкий стол, свет, падающий справа. Важно, чтобы не было ничего лишнего вокруг - игрушки, диски, конструкторы будут отвлекать и призывать к игре, а не к серьезному делу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!