СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

собрание

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ?»»

Родительское собрание

«Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ?»


Проведение родительского собрания на указанную тему позволяет достичь сразу нескольких целей.

Прежде всего сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, зна­комство с конкретными заданиями позволяет снизить их трево­гу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ре­бенка в этот непростой период.

Полноценная психологическая поддержка выпускников воз­можна только в том случае, когда психологам, педагогам и ро­дителям удается совместно выработать единую стратегию. Роди­тельское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии. Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и пе­дагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей.

На подготовительном этапе важно собрать необходимые све­дения о детях, возможно, провести углубленную психологичес­кую диагностику и проанализировать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕГЭ. Желательно подготовить характеристики и рекомендации в письменном виде. Кроме того, на этом этапе происходит подготовка материалов для собрания. Очень хорошо, если удастся собрать демонстра­ционные версии ЕГЭ или задания прошлых лет.

Не стоит откладывать проведение родительского собрания на конец учебного года. Очень важно предоставить родителям дос­таточно времени, чтобы воспользоваться рекомендациями пси­холога и педагогов и помочь ребенку эффективно построить процесс подготовки к экзамену. Поэтому оптимальным временем проведения такого собрания будет октябрь-ноябрь. Но даже если уже наступил апрель, такое собрание не будет лишним, а, на­против, поддержит родителей на финишной прямой.

Стоит ли привлекать к участию в собрании педагогов-пред­метников, которые тоже могут дать рекомендации, касающиеся подготовки к ЕГЭ? Очень важно, чтобы собрание не стало чрез­мерно громоздким, поэтому стоит заранее обговорить этот воп­рос и возможную длительность выступлений. Если у педагогов - предметников материала для обсуждения много, лучше органи­зовать еще одно собрание по проблемам подготовки по конкрет­ному предмету.

Кто может проводить это собрание? Нам кажется оптималь­ным вариант, когда ведущими становятся психолог и классный руководитель, потому что они смогут представить проблемати­ку ЕГЭ с различных точек зрения.

После собрания родители самостоятельно реализуют стратегии психологической помощи, намеченные в ходе подготовительного этапа и непосредственно на собрании. Возможно, потребуется индивидуальная работа с ребенком или консультации родителей. Очень важно, чтобы на этом этапе продолжалось взаимодействие педагогов и родителей. Для этого можно, к примеру, провести еще 1-2 собрания в течение учебного года. Эти собрания будут иметь аналитический характер и позволят отслеживать ход под­готовки к ЕГЭ.

Примерный сценарий собрания

Ориентировочный план собрания

1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).

2. Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ» (моделирование ситуации эк­замена, когда родители выступают в роли учеников).

3. Общие рекомендации психолога и педагогов.

4. «Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель могу по­мочь своему ребенку?». Составление «копилки полезных советов»

5. Индивидуальные рекомендации.

Остановимся на каждой части собрания подробнее.

Информирование

Вначале нужно подробно и четко рассказать о ЕГЭ, причем особенно стоит остановиться на его сильных сторонах, на тех преимуществах, которые он предоставляет детям. Если родите­ли начнут ссылаться на прочитанную ими литературу и, оспари­вать правильность введения ЕГЭ, доказывая превосходство тра­диционной формы сдачи экзамена, очень важно удержаться и не вступать с ними в дискуссию. Государственная политика в об­ласти образования от этого все равно не изменится, а время и силы будут потрачены. Поэтому лучше всего ответить прибли­зительно так: «В современной педагогике высказываются самые разные мнения по поводу ЕГЭ. Но что бы мы ни считали по этому поводу, реальность такова, что наши дети будут его сда­вать в конце года, и поэтому первостепенную важность приоб­ретает вопрос о том, как им в этом помочь». Если родители интересуются: «А каково лично ваше мнение?», лучше всего выразить его в максимально нейтральной форме: «Я думаю, что, как в любом виде проверки знаний, тут есть и достоинства, и недостатки».

Рассказывая о сущности и процедуре Единого государствен­ного экзамен», можно воспользоваться материалами, представ­ленными в первой главе. При необходимости их можно адапти­ровать для родителей. По возможности лучше иллюстрировать рассказ о ЕГЭ демонстрационными материалами.

Рассказ знакомит родителей с общими проблемами ЕГЭ. Ролевая игра позволяет им получить живое, реальное знание о том, что представляет собой ЕГЭ.

Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ»

Родители получают конверты с заданиями, которые имити­руют реальные материалы ЕГЭ. В каждый конверт кладется «лист с вопросами» и «бланк для ответов». «Лист с вопросами» должен состоять из трех блоков (А, В и С) и включать соответству­ющие вопросы. Не стоит делать его слишком длинным: доста­точно подобрать 3—4 вопроса в первый блок, 2-3 — во второй и 1-2 — в третий.

Родители получают такую инструкцию: «Теперь, когда мы с вами четко представляем себе, что такое Единый государствен­ный экзамен, давайте попробуем сдать его. Сейчас вы получите конверты с экзаменационными материалами. В каждом конверте находятся лист с вопросами и бланк для ответов. В листе, как и в настоящем ЕГЭ, есть вопросы трех групп: А, В и С. На вы­полнение всего задания вам отводится 5 минут. Вам не обяза­тельно выполнять все задания, вы можете выбрать те из них, ко­торые покажутся вам наиболее простыми. Все вопросы очень легкие, для вас не составит никакого труда на них ответить. Вам нужно прочитать вопрос и отметить ваш ответ на бланке, под­черкнуть нужный вариант или вписать свой вариант ответа».

При подготовке материалов для игры можно пойти двумя путями. Первый — это подобрать простые вопросы по содержа­нию школьной программы, ответы на которые не сложны для родителей. В этом случае в конце нужно дать правильные отве­ты, даже если они являются очевидными, и обязательно похва­лить родителей за успешное выполнение тестовых заданий.

Приведем пример таких вопросов:

Вопросы группы А

Кто написал «Мертвые души»?

Пушкин

Лермонтов

Гоголь

Достоевский

Сколько градусов составляют прямой угол?

1) 45

2) 90

3) 180

4) 360

Что нужно сделать ребенку, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам:

1) написать шпаргалки

2) хорошо выспаться

3) освоить весь материал

4) узнать фамилию учителя и название сдаваемого предмета

Вопросы группы В

Какова температура кипения воды?

Кто из ученых утверждал, что человек произошел от обезьяны?

Напишите химическую формулу воды.

Вопросы группы С

Опишите отношение автора произведения «Евгений Онегин» к своему герою.

Другой путь – составить вопросы, напрямую связанные с актуальными переживаниями родителей и особенностями выпускного периода. Очень хорошо, если вопросы будут иметь юмористический характер, например:

Вопрос группы А

В свободное время мой ребенок:

1) слушает музыку

2) играет в компьютер

3) общается с друзьями

4) готовится к занятиям

Вопросы группы В

Какое количество уроков бывает в школе у вашего ребенка?

По каким предметам сдает экзамены ваш ребенок?

Вопрос группы С

Как родители могут помочь своим детям подготовиться к экзаменам?

Ролевая игра должна обязательно завершиться обсуждением. Можно попросить родителей поделиться полученным опытом: «Что вам показалось наиболее трудным? Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе работы?»

Теперь, когда родители на своем опыте понимают, что пред­ставляет собой процедура сдачи ЕГЭ, можно переходить к об­щим рекомендациям психолога и педагогов.

Общие рекомендации

Какие рекомендации может дать психолог? Вот примерный вариант.

«Очень важно оказать помощь ребенку в организации режи­ма дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми ги­гиеническими правилами. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача ста­ла для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежед­невной нагрузки, в составлении плана. Составление плана по­могает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что ус­петь выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму до­суга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с од­ним-двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуть­ся к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособ­ности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, зани­маются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздра­жительными и беспокойными. В состоянии утомления работос­пособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую го­лову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от до­машней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помо­щи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет наш собственный эмо­циональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпуск­ных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугуб­ляет напряжение, которое дети испытывают.

Во время экзаменов наша задача — создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуа­ции роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожи­даниям взрослых).

Иногда может показаться, что подобный настрой может де­тей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?

Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волне­ния, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то чтобы справиться с волнением.

Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запре­дельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулиру­ет ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следу­ет немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь про­должится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выс­лушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»

После рекомендаций психолога и педагогов можно перехо­дить к актуализации собственного опыта родителей и организо­вать «мозговой штурм».

«Мозговой штурм»

Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помогать ребенку готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каж­дого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям». Родителей нужно разделить на группы по 5 — 6 чело­век. Поскольку, как правило, родители выпускников достаточ­но хорошо знакомы друг с другом, они скорее всего рассядутся в классе в соответствии со своими дружескими связями. Поэто­му прощ$ всего предложить объединиться родителям, сидящим рядом. Каждой группе нужно дать лист бумаги и ручку и объяс­нить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспом­нить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовить­ся к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей».

Когда время, отведенное на обсуждение, заканчивается, нужно попросить родителей озвучить тот список идей, который у них получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказы­вания.

Чтобы не забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны родителям, можно собрать все листы с запися­ми и составить обобщающую «копилку полезных советов», ко­торую раздать родителям на следующем собрании с соответству­ющими комментариями.

Индивидуальные рекомендации

На завершающем этапе собрания можно переходить к инди­видуальным особенностям учеников. Очень важно не обсуждать каждого выпускника сразу со всеми родителями, а сделать это в индивидуальной форме.

Можно заранее подготовить индивидуальные характеристи­ки на детей в письменной форме, воспользовавшись схемой, на основе которой строится описание возможных трудностей в главе 3 (психологические особенности, причины возможных трудно­стей, стратегии поддержки на этапе подготовки к экзамену). Раздав эти характеристики, скажите о том, что родители могут обращаться к вам, если у них есть какие-то вопросы. Конечно, это потребует больше усилий от психолога и педагогов, но зато займет меньше времени на самом собрании, и родителям будет проще запомнить эти рекомендации.

Другой возможный путь — организация консультационного часа. Это значит, что в течение определенного времени (напри­мер, в течение часа после собрания) педагоги, психолог, класс­ные руководители будут находиться в своих кабинетах и консуль­тировать родителей, которые к ним обратятся. Каждый родитель может подойти к любому педагогу и побеседовать с ним.

Наконец можно просто договориться с заинтересованными родителями о времени индивидуальных консультаций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!