Родительское собрание на тему:
«Психологическая готовность детей к школе»
Цель: Сформировать представление о психологической готовности к школе; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с критериями психологической готовности к школе;
2. Обсудить с родителями ошибочные ситуации и вывить совместное решение для улучшения психологической готовности детей к школе;
3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Форма работы: семинар-практикум
Оборудование и материалы: мяч, игрушки, раздаточный материал (листовки: советы родителям)
План
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть.
Ход выступления.
Вводная часть.
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о психологической готовности ребенка к школе.
Но для начала мы узнаем друг друга поближе.
Упражнение «Знакомство»
Цель: создание позитивного группового взаимодействия между участниками, знакомство.
Оборудование: мяч
Задание: родители, перекидывая мяч друг другу, называют свое имя и одну черту характера ребенка, которая послужит формированию «психологической готовности» к школе.
Педагог-психолог: Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они
воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
- Что вы, как родитель понимаете под словом «готовность к школе»?
(Ответы родителей).Под готовностью ребенка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, письма и чтения.
Но очень важно для успешности ребенка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически.
Основная часть.
Педагог-психолог: Сейчас я вам расскажу о основных компонентах готовности ребенка к школьному обучению.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Основные критерии психологической готовности к школе:
• Физическая готовность
• Интеллектуальная готовность
• Социальная готовность
• Мотивационная готовность.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков. Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.
Сейчас я предлагаю представить вам некоторые ситуации, которые могут возникать во многих семьях, и послужить психологическим нарушением к готовности ребенка к школе. Обсудим их, и может, выделим из них что-то для своего личного опыта. (см. приложение 1)
Заключительная часть.
Сейчас я предлагаю немного расслабиться и поиграть в игру, которая называется «Мой ребенок -первоклассник»
Предлагаю Вам выбрать одного персонажа из набора сюжетно-образных игрушек: Чипполино, Буратино, Мальвина, Карлсон, Малыш. Прошу объяснить свой выбор и выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учёбу в школе.
(После комментариев родителей предлагаю всем поставить игрушку на одну из трёх цветных дорожек к школе, предварительно объяснив им, что чёрная дорожка означает сильное беспокойство родителя приближением школьной жизни ребёнка, синяя дорожка – умеренное, жёлтая – нет особого беспокойства.)