СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание."Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для родительского собрания " Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей".Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий  коэффициент усвоения знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание."Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей".»

Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей.



Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий  коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»  даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат,  не задумываются, что при решении  задачи не может получиться 2,5 человека, а из  8  км невозможно вычесть 3 часа.  При выполнении домашних заданий   стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.

В чем проблемы?

Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).

  Практика показывает, что  в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И  это не только проблема российских школьников. Клиповое  мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.

Специалисты считают, что  клиповое  мышление имеет и плюсы, и минусы.  Так, в  современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление  обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.

Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением  отсутствует способность к  длительной концентрации, поэтому они  просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного,  у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению.

Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением  больше податливы к манипуляции и влиянию.

Проблема учителя,  в том, что  в школах клиповомыслящих детей  учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры  и обученные учить именно по этим методикам.

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют  последовательное и  текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно.

Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.

Кто виноват?

Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно  формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.

Для термина «клиповое мышление» пока  нет чётко сформулированного определения. Точно  известно только, что обладатель клипового мышления  воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации.

Клиповое мышление — это не болезнь, а  своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.

Что делать?

Конечно, проще всего поступить по аналогии с  советом Фамусова   из знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно,  не разумно.

Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, но принимать его существование необходимо как факт,  учитывать в  работе эту особенность современных учеников.

Специалисты считают, что бороться с клиповым мышлением  бессмысленно   и рекомендует  учить детей  «говорить на двух языках».

Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие.

Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами —  презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.

Практиковать метод дискуссий, так как  участие в дискуссии  учит их участников мыслить,  отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.

Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно  предоставить ему два взаимоисключающих утверждения.  Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.

На  специальных тренингах   обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.

Чтение классической художественной литературы  — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д.,  способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Работа  педагога в тесной связи с родителями  также будет способствовать параллельному развитию обоих видов  мышления. Для этого родителям следует не  запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть  путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше  общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.

Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь  кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.

Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение  устно и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при  решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.

Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его  рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.

Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и  это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!