СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Культура речи современной молодёжи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание о правилах и нормах русской речи, которые нарушаются современной молодёжью.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Культура речи современной молодёжи"»


Родительское собрание «Культура речи современной молодежи»


Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема нашего родительского собрания: «Культура речи современной молодежи».

Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Воспитывая современного подростка, многие родители сталкиваются с огромным количеством проблем, решить которые зачастую бывает очень непросто. Одной из таких проблем можно назвать активное использование ребёнком сленга и ненормативной лексики.

Николай Глазков когда-то написал:

Я на мир взираю из-под столика:

Век двадцатый, век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен потрясающий по масштабам и результатам социолингвистический эксперимент. Две крупные социальные встряски — революция и перестройка — затронули не только народ, но и язык.

Перед Вами выступят:

Выступление 1. «Особенности общения в подростковом возрасте»

Подростковый возраст – этап онтогенеза 13 – 14 лет. Главное его содержание составляет переход от детства к взрослости. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Наибольшее количество детей со «школьной дезадаптацией», то есть не умеющих приспособиться к школьным условиям (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, появлении негативных черт личности) приходится на средние классы.

Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою самостоятельность.

Общение – деятельность, которая занимает огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляет для них самостоятельную ценность.

В подростковом и юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой.

Расширение сферы проявляется в увеличении времени, которое расходуется, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников – учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет (по некоторым данным – даже раньше) и с возрастом неуклонно усиливается. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения.

Что касается индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует высокая избирательность в дружеских привязанностях; потребность школьников пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а самое главное – потребность в самовыявлении и встречном понимании. Все эти потребности носят настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка. Для подростка важно не просто быть со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. И именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности, непослушания и правонарушений подростков.

Центральное новообразование подросткового возраста является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе, как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться – все это является предшественниками протеста.

Общение с товарищами-одноклассниками все более выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Эта жизнь насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.

Общение с товарищами большая ценность для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.

Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам. Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

В отношениях со сверстниками подросток имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. И чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников.

Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации» по нему подростки и юноши узнают то, что им не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура.

При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. «зашибись», «улет», «отпад», «супер», «круто», «классно», «клево» и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.

Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария», слова из песни Михея Джуманджи: «...дабы или чтобы понять цену лайфа...» (от английского слова life - жизнь), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный старшеклассник.

Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (от английского слова chat - болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения.

Речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности MTV, и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго – все это имеет свою сферу и в то же время представляет широкое поле для заимствования («не грузи меня» – из жаргона компьютерщиков; «тащусь», «торчу» от Децла – из жаргона наркоманов).

Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: «мне это абсолютно параллельно», «сугубо фиолетово», «по барабану».

Возникет вопрос: «Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные?». Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы «заколебать» народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. «Улет, отпад, оргазм!» – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет «депрессняк», а примерного одноклассника – «ботаник».

В молодежном жаргоне часто используется игровой прием, – это звуковой перенос: к примеру, «лимон» вместо миллион, «емеля» вместо e-mail (от английского слова электронная почта).

Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность» (неопределенность, размытость значений входящих в него слов). Например, не столь давнее жаргонное «мани» (от английского слова money - деньги) заменили «баксы» и «бабки». «Стремно», «круто», «я прусь» могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся как «блин!» и «елы-палы!», используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и слова типа «корка (корки)», «прикол», «крутняк», «улет», «чума». К этой же группе относятся словосочетания полный «атас», «полный абзац», «полный писец».

В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д.

Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 7-ых классов средней школы. Опрошено было ___ ученика. Нам необходимо было выяснить, что современные подростки употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.

Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.

2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.

3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

Если обобщить полученные данные и сопоставить их с литературными, то можно описать «собирательный портрет» современного подростка и старшеклассника.

1. Потребность общения сохраняется.

2. Значимость сверстников.

3. Отсутствие социально-ориентированных интересов.

4. Сохранение потребительского принятия информации, но меняется ее характер (чтение периодических изданий, употребление наркотиков, выпивка).

5. Современные подростки и юноши, описывая идеального собеседника, на первый план выдвигают – отзывчивость, воспитанность и эрудицию.

6. Проявляется потребность в молодежных организациях.

Помимо всего, сказанного нами, следует добавить так же, что сегодняшние подростки стремятся к семье; нуждаются в понимании и поддержке взрослых; стремятся «Уйти от реальности» (употребление спиртного). В связи с непростой социальной ситуацией у ребят высокий уровень тревожности, агрессивности, депрессии. По сравнению с литературными данными, на сегодняшний день увеличилось количество правонарушителей данного возраста, а также увеличилось количество случаев суицида среди ребят этого возраста.

Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают тенденцию к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков и учащихся старших классов.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!