ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Составила воспитатель детского сада №28 Кузнецова Альфия Нурисламовна
Основания включения родителей в образовательную деятельность Конституция РФ Семейный кодекс Конвенция о правах ребенка Закон об образовании в РФ Концепция дошкольного воспитания ФГОС ДО
Включение родителей в образовательный процесс - одно из направлений взаимодействия ДОО с семьей, предполагающее достижение их эмоциональной и интеллектуальной приверженности целевым ориентирам дошкольного образования, побуждающее к реализации воспитательных функций (включать - вводить кого либо, делать членом, участником или составной частью)
Особенности современной семьи в образовательной сфере: - низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей; недоверие по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач; - отсутствие интереса и потребности в реализации воспитательной функции; ориентация на зарубежное образование и частное воспитание как более эффективное по сравнению с отечественным общественным образованием
Авторитет родительской общественности выражается в способности родителей целенаправленно, не прибегая принуждению, влиять на мысли, чувства и поступки других людей в процессе совершенствования качества образования, в признании за ними права на руководство, на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности, в готовности следовать их указаниям и советам
Мобильность родительской общественности проявляется в безболезненном изменении позиции родителя в педагогическом процессе, в возможности выполнения разных функций. Мобильность рассматривается как относительно устойчивое свойство личности (коллектива), проявляющееся в предрасположенности, готовности к перемене вида деятельности
Задачи становления ключевых компетенций родителей в области информационной компетенции: - содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик; - способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях; - конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей; - уточнить и обобщить представления родителей о путях реализации собственной воспитательной функции
Задачи становления ключевых компетенций родителей в области мотивационной компетенции: - способствовать становлению устойчивой потребности к реализации воспитательной функции; - содействовать развитию интереса родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития; - способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции
Задачи становления ключевых компетенций родителей в области технологической компетенции: - содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания; - способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального); - формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства
Задачи становления ключевых компетенций родителей в области коммуникативной компетенции: - способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге; - формировать способы бесконфликтного взаимодействия; - обогащать сферы межличностных отношений
Задачи становления ключевых компетенций родителей в области рефлексивной компетенции: - способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания; - содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; - обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста
Основные принципы вовлечения родителей в образовательный процесс: - диалога целевых воспитательных ориентиров образовательной организации и семьи; - дифференцированного взаимодействия детского сада и семей в зависимости от их типов; - прогностичности, ориентирующей на осознанное восприятие родителями материала и возможное его использование в аргументации своих требований, норм поведения, поступков в семейном общении; - доступности, обеспечивающей возможность усвоения информации родителями вне зависимости от уровня их образования; - культуросообразности и регионализма, обеспечивающих реализацию семейного воспитания на содержании, построенном в соответствии с учетом особенностей ближайшего социального окружения, культурно-исторических, природно-климатических, демографических, социально-экономических условий региона, места поселения семьи
Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс I. Информационный блок: - Памятки и информационные письма для родителей - Рекламные буклеты, листовки, плакаты по творческому взаимодействию взрослых и детей - Создание банка данных по семьям воспитанников - Телефон доверия - Наглядная психолого-педагогическая пропаганда - Тестирование родителей
Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс II. Организационный блок: - Родительские собрания - Анкетирование - Создание общественных родительских организаций для привлечения, использования и контроля внебюджетных средств - Конференции - Спонсорство - Педсоветы с участием родителей
Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс III. Просветительский блок: - Родительские гостиные - встречи родителей с гостями учреждения - Консультирование - Просмотр тематических фильмов - Тематические встречи - Организация тематических выставок литературы - Семинары - практикумы.
Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс IV. Совместно-деятельностный блок: - Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми - Индивидуальные проекты для совместного -выполнения детьми и родителями - Выставки работ, выполненных детьми и их родителями - Создание рукописных книг, написанных и оформленных детьми, родителями и воспитателями - Совместные вернисажи - Мастер - классы
Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс V Блок «Участие родителей в педагогическом процессе» : - Открытые занятия для родителей - Занятия с участием родителей - Театральные представления с участием родителей - Совместные клубы по интересам, студии - Дни открытых дверей - Интервьюирование - Благотворительные марафоны
Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс V Блок «Участие родителей в педагогическом процессе» : - Мониторинг достижений - Экскурсии - Походы - Смотры - конкурсы - Дни здоровья - Творческие игры, игры телевизионного типа
Благодарю за внимание !