Урок литературы 5 класс
Тема: Родная природа в произведениях писателей 20 века
Цель: знакомство с творчеством писателей и их лирическими произведениями; умение работать в группе и индивидуально, оценивать свою деятельность и деятельность учащихся в группе, ссылаясь на критерий оценивания, привитие устойчивого интереса к творчеству российских поэтов
1.Оргмомент:
2.Новый материал:
Учитель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с темой: Родная природа в творчестве писателей 20 века.
Не случайно мы разбились на 3 команды:
Капитан- Заложных Владик представляет команду «Лира»
Капитан- Нестерук Таня представляет команду «Рифма»
Капитан- Бекетова Соня представляет команду «Муза».
Ребята и их команды заранее получили задание и подготовили свое выступление. Но чтобы оценить работу команд, мы познакомимся с критерием оценивания. Мы оцениваем:
Информативность
Доступность
Выразительность речи
И выставляя оценку себе ( самооценка), мы тоже не забываем про критерии и выставляем себе объективную, правильную, справедливую оценку . И еще на этом уроке вы можете получить индивидуальную оценку за активность, умение не только отвечать, но и внимательно слушать.
( Учитель знакомит со слайдами , на которых выведены критерии и разбаловка,
Например, 1-3балла – «2»; 4-6- «3»; 7-9- «4»; 10-12-«5»
Итак, слово команде «Лира»
I.Влад (демонстрация презентации о творчестве В.Бокова, рассказывает о поэте В.Бокове)
В.Ф.Боков родился в 1914 году в семье крестьянина. Вырос в Подмосковье. Стихи начал писать очень рано. Еще в юности талант его высоко оценил М.Пришвин. Всю жизнь он занимался собиранием фольклора, что и отразилось в его поэзии. В его стихах присутствует и юмор и напевность.
Закомолдина Вика читает наизусть стихотворение В.Бокова «Поклон»
Ребята! Команды «Лира» не забудьте оценить работу и Влада и Вики.
Пауза
Приглашается команда Муза». Капитан –Бекетова София.
( Презентация о творчестве Расуле Гамзатове)
II.Бекетова София рассказывает: Расул Гамзатович Гамзатов родился в 1923 году с селе Цада в Дагестане. Он – народный поэт Дагестана, лауреат Ленинской и Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт 20 века». Его стихи и проза о родном крае, о природе, истории известны не только в России. Главная тема лирических произведений – тема природы, любви к Родине.
1.Лейла Гулуева прочтет наизусть стихотворение Р.Гамзатова «Песнь соловья».
2.Солохин Слава прочтет стихотворение «Я люблю малиновый закат»
Пауза
Ребята! Не забываем оценивать выступления, смотрим на критерии.
III.Приглашается команда «Рифма». Капитан – Нестерук Таня. Н.Рубцов родился в 1936 году в поселке Елец Архангельской области. В 1940 году семья переехала в Вологду. Слишком рано у Рубцова умерла мать, и дети были отправлены в интернат. После войны поступил в лесотехникум. Любил литературу. Печатался в заводской многотиражке. Много написал стихотворений о своей малой родине, родной природе, которую горячо любил.
1.Вика Горохова прочтет наизусть стихотворение Н.Рубцова «Доволен я буквально всем»
2.Слава Солохин прочтет наизусть стихотворение Н. Рубцова «В горнице моей светло», ставшее визитной карточкой поэтического творчества.
Ребята! Вы, пожалуйста, не забывайте оценивать наших выступающих.
IY.Мозговой штурм. Вот мы с вами прослушали стихи поэтов. А теперь давайте подумаем,
1. Что же объединяет этих поэтов?
/умение писать стихи, говорить стихами, т.е. рифмовать/
2. А что такое рифма?
Команда «Рифма». Дайте, пожалуйста, определение этому термину.
/Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк/
А какие бывают рифмы?
/ парные, кольцевые, перекрестные, мужские и женские/
А кто помогает поэту писать стихи?
Команда «Муза» вам слово. /его вдохновительница – муза/
А почему поэзию называют лирической?
Команда «Лира». / Так назывался в Древней Греции музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, поэтому поэзию называют лирической т.е. напевной./
Учитель: Все правильно, ребята. Лирическая поэзия, значит это что-то личное, внутреннее, сердечное.
Y. Анонс следующего урока: А вы заметили, ребята, что еще объединяет этих поэтов? По слайдам вы могли бы, наверное, догадаться.
/ Конечно, они все поэты- песенники. Писали такие стихи, которые советскими композиторами были положены на музыку. Так рождались песни, которые пела вся страна. Но это уже тема следующего урока.
Пауза
Ребята! Не забудьте оценить себя и свою группу.
Y. А теперь давайте проведем мини-конкурс. На центральном ТВ проводят конкурс «Угадай мелодию» по двум, трем нотам конкурсанты отгадывают мелодию, а мы попробуем отгадать с двух строк.
«Угадай название стихотворения и его автора».
1.«Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем…» / Н.Рубцов «В осеннем лесу»/
2. «Слышишь песнь соловья?
В ней звучит торжество». /Р.Гамзатов «Песня соловья»
3.»Стороне моей лесной
Шлю поклон я поясной» /В.Боков «Поклон»
4. «В горнице моей светло.
Это от ночной звезды…» Н.Рубцов «В горнице моей светло…»
YI. Дом. задание: стр.132 № 2 выучите наизусть одно из понравившихся стихотворений и попробуйте написать сами стихотворение о природе 4-8 строк. Сколько получится.
YII.Итог урока:
А теперь настало время подвести итоги:
Капитаны команд работают со своими командами. И мы в оценочный лист ставим две оценки: напоминаю,
1. оценка – самооценка т.е. как вы оцениваете свою работу на уроке
2. оценка – как ваша группа работала.
Не забываем про критерий оценивания. И сдаем оценочные листы.
YIII.Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке?
/ мы познакомились с творчеством русских поэтов 20 века и узнали о чем они пишут/
Всем спасибо за урок!