СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык. Диктанты с заданиями для 7 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОдной язык. Диктанты с заданиями для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Родной язык. Диктанты с заданиями для 7 класса.»

7 класс родной (русский) язык.


Входная контрольная работа

Осень  на  воде

           Осень.  Уже  не  хочется  выкупаться,  не  тянет  опуститься  в  воду.  Подержишь  палец  в  воде,  а  он  стынет.  Вода  не   замерзла,  но  жизнь  в ней  замирает.  Водяные  лилии  опустились  на дно.  Лягушки  зарылись  в  почву  до  весны.  Окуни,  ерши,  лещики  бродят  стайками.  На  гладкой  поверхности  тёплой  воды  иногда  выскакивают  пузыри.  Это  голодные  рыбёшки  ждут, не  упадет  ли  кузнечик  или  муха.

        Ветер  шевелит  жёлтыми  листочками.  Вот  какой-нибудь  окажется  в  воде.  Жадные  рыбы  схватят  листочек,  утащат  в  воду,  но  скоро  он  вынырнет  обратно.

          А  бросьте  в  воду  горсточку  крошек.  Какая  поднимется  возня!   Толкаются,  кружатся,  борются  за  пищу  рыбки.  Посмотришь  через  минуту  и  ничего  не  увидишь.  Спокойна  тёмная  вода.

 

Грамматические  задания.

1..Разбор  слова  по  составу:

1 вариант:  водяные,  окажется

2 вариант:

Голодные,  посмотришь

 

2..Синтаксический  разбор  предложения:

1 вариант:  Лягушки  зарылись  в  почву  до  весны.

2 вариант:   Ветер  шевелит  жёлтыми  листочками.

3.  Выписать  из  диктанта  слова  с  проверяемыми  безударными  гласными  и  подобрать  к  ним  проверочные  слова.  -  1 вариант

Выписать  из  диктанта  слова  с  чередующимися  гласными  в  корне  и  графически  объяснить  их.  -  2 вариант  


Контрольный диктант


Рядом вершины

          Спят  горы.  Но  вот  словно  незримый  фонарщик  подносит  факел  к  вершинам.  Загорелись  снега  на  самых  высоких  горах,  потом  зажглись  малые.  Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  Спокойно  переезжаем  реку,  такую многоводную  весной.  Лошади  сами  выбирают  дорогу,  и  мы  опускаем  поводья.  Сидеть  в  деревянном  киргизском  седле  удобно.

         Горы  южной  Киргизии  от  подножия  до  вершин  поросли  фруктовыми  и  ореховыми  деревьями,  немалую  часть  которых  вырастили  люди.  Первый  привал  мы  сделали  на  скалистом  уступе,  когда  ноябрьские  сумерки  уже  окутывали  местность.  Ивовый  родник  -  это  место  ночёвки  здешних  охотников.

        На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  Когда  поднялись  ещё  выше,  остались  только  ельник  и  безлистая  рябина  с  тронутым  морозцем    оранжевыми  ягодами.

  (109  слов)                                                                           (По  В. Кругликову)

Грамматические  задания

1. Выписать  слова  с чередованием  гласных  в  корне  слова,  объяснить  условия  выбора  данной  орфограммы.

Из  первого  абзаца  -  1-й  вариант

Из  второго  абзаца  -  2-й  вариант

2. Сделать  фонетический  разбор  текста:

  Все  -  1-й  вариант                                      ещё  -  2-й  вариант

 

3. Разобрать  слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили  -  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают  -  2-  вариант

 

4. Произвести  морфологический  разбор  слова:

Подносит  -  1-й  вариант                                         поднялись  -  2-й вариант

 

5. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  -  1-й  вариант

  На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  -  2-й  вариант


Контрольный диктант

Тишина

        Ели,  стоявшие  по  колено  в  сугробах,  были  громадно  высоки.  По  сравнению  с  ними  телеграфные  столбы  казались  маленькими,  как  спички.  Но  ещё  выше  елей  было  небо,  всё  засыпанное  зимними  звёздами.  Особенно  прекрасно  сверкали  звёзды  впереди,  на  том  чёрном  бархатном  треугольнике неба,  который  соприкасался  с  белым  треугольником  бегущей  дороги.  Там  дрожало  и  переливалось  несколько  таких  крупных  и  таких  чистых  созвездий,  словно  они  были  выгранены  из  самых  лучших  и  самых  крупных  алмазов  в  мире.

     Узкий  ледяной  луч  прожектора  иногда  скользил  по  звёздам,  но  он  был  не  в  силах  ни  погасить,  ни  даже  ослабить  их  блеск.  Они  играли  ещё  ярче,  ещё  прекраснее.

     А  вокруг  стояла  громадная   тишина,  которая  казалась  выше  елей,  выше  звёзд  и  даже  выше  самого  чёрного  бездонного  неба.

  (116  слов)                                                                                                   (По  В. Катаеву)

Грамматические  задания

1. Выписать  3-4  слова  с  безударной  проверяемой  гласной  в  корне,  подобрать  проверочные  слова:

Из  первого  абзаца  -  1-  вариант

Из  двух  последних  абзацев  -  2-й  вариант

2. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Елей  -  1-й  вариант                                                                       ярче  -  2-й  вариант

 

3. Разобрать  по  составу  слово:

Засыпанные  -  1-й  вариант                                                           выгранены  -  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Ели,  стоявшие  по  колено  в  сугробах,  были  громадно  высоки.  -  1-й  вариант

Но  ещё  выше  елей  было  небо,  всё  засыпанное  зимними  звёздами.  -  2-й  вариант.


Контрольный диктант


Летний  дождь

           Озеро,  взволнованное  ветром,  шумело  у  берегов.  Трава,  не  орошённая дождём,  сиротливо  приникла  к  земле.  Внезапно  налетевший  ветер  быстро  затих.  Вот  медленно  приближается  огромная  свинцовая  туча.  Она  закрывает  всё  небо  и  грозно  висит  над  притихшей  землёй.

          Озеро  уже  не  взволновано,  оно затихло.  Вдруг  блеснула  яркая  молния,  раздался  оглушительный  удар  грома.  Крупный  летний  дождь  зашумел  по  запылённым  листьям  деревьев.  Земля  жадно  пила  бодрящую  влагу.  На  лугах,  расстилающихся  по  берегам  озера,  зазеленела  освежённая  трава.  Омытые  дождём  деревья  ярко  засверкали  нарядной  листвой.  Туча  бледнела.  Не  закрытое  тучей  солнце  снова  осветило  успокоенную  землю.

         Неглубокие  лужицы  ярко  блестели  на  солнце.  Последние  небольшие  тучки  убегали,  гонимые  лёгким  ветерком.

        Природа,  оживлённая  дождём,  казалась  одетой в  блестящий  праздничный  наряд.

  (119  слов)                                                                                  (По  Л. Виноградовой)  

 

Грамматические  задания

1. В  тексте  диктанта  найти  причастия  и  указать:    действительное  или  страдательное  (д.  или  с.)

В  первом  и  третьем  абзацах  -  1-й  вариант

Во  втором  -  2-й  вариант

 

2. Выписать  из  текста  слова  и  объяснить:

Правописание  не  с  прилагательными  и  причастиями  -  1-й  вариант

Правописание   н-нн  в  причастиях  -  2-й  вариант



3. Разобрать  по  составу  слово:

Расстилающихся  -  1-й вариант                                 взволнованное  -  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Трава,  не  орошённая дождём,  сиротливо  приникла  к  земле.  -  1-й вариант

На  лугах,  расстилающихся  по  берегам  озера,  зазеленела  освежённая  трава.  -  2-й  вариант



Итоговая контрольная работа



Служить земле

Если хочешь погубить человека, давай ему все, что он потребует. Привыкая только брать, он никогда не научиться отдавать, то есть делать добро, бескорыстно любить, заботиться о других.

Всех нас кормит земля. Мы говорим, что любим ее, но любим по – разному. Кое – кто живет в селе, но к труду крестьянскому относится с прохладцей, не хочет трудиться на совесть. При случае он тоже, наверное, скажет, что любит землю, на которой вырос. Но я ему не поверю, потому что он не землю любит, а ее дары. Любит получать, а не отдавать.

А надо стремиться отдавать. Я учился этому всю жизнь. Когда мой отец узнал, что я самостоятельно обучился грамоте, он обеспокоился и подумал, что я захочу ученым стать, уеду в город и брошу землю. Но поле не отпустило меня, потому что с самого детства почувствовал я его прекрасную, покоряющую силу. Полюбил запах колосьев и душистого, свежего хлеба.

(По Т.Мальцеву, 138 слов)

Грамматическое задание:

I вариант

1)Синтаксический разбор предложения

Кое – кто живет в селе…

2)Сделайте фонетический разбор слова «живет»

II вариант

1)Синтаксический разбор предложения

Кое – кто живет в селе…

2)Сделайте фонетический разбор слова «совесть»









Критерии оценивания:

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6



В контрольной работе, состоящей из диктанта и грамматического  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за грамматическое задание).

При оценке выполнения грамматических заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

«5»  —    ученик выполнил все задания верно;

«4»  —    ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий;

«3»  —    выполнено не менее половины заданий.

















Контрольный диктант


Рядом вершины

          Спят  горы.  Но  вот  словно  незримый  фонарщик  подносит  факел  к  вершинам.  Загорелись  снега  на  самых  высоких  горах,  потом  зажглись  малые.  Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  Спокойно  переезжаем  реку,  такую многоводную  весной.  Лошади  сами  выбирают  дорогу,  и  мы  опускаем  поводья.  Сидеть  в  деревянном  киргизском  седле  удобно.

         Горы  южной  Киргизии  от  подножия  до  вершин  поросли  фруктовыми  и  ореховыми  деревьями,  немалую  часть  которых  вырастили  люди.  Первый  привал  мы  сделали  на  скалистом  уступе,  когда  ноябрьские  сумерки  уже  окутывали  местность.  Ивовый  родник  -  это  место  ночёвки  здешних  охотников.

        На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  Когда  поднялись  ещё  выше,  остались  только  ельник  и  безлистая  рябина  с  тронутым  морозцем    оранжевыми  ягодами.

  (109  слов)                                                                           (По  В. Кругликову)



Грамматические  задания

 

1. Разобрать  слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили  -  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают  -  2-  вариант

 

 

2. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  -  1-й  вариант

  На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  -  2-й  вариант

























Грамматические  задания

 

1. Разобрать  слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили  -  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают  -  2-  вариант

 

 

2. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  -  1-й  вариант

  На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  -  2-й  вариант



Грамматические  задания

 

1. Разобрать  слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили  -  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают  -  2-  вариант

 

 

2. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  -  1-й  вариант

  На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  -  2-й  вариант



Грамматические  задания

 

1. Разобрать  слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили  -  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают  -  2-  вариант

 

 

2. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  -  1-й  вариант

  На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  -  2-й  вариант





Грамматические  задания

 

1. Разобрать  слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили  -  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают  -  2-  вариант

 

 

2. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  -  1-й  вариант

  На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  -  2-й  вариант






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!