СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль и значение картографии в подготовке специалистов по «геодемографии»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире возрастает значимость подготовки геодемографов,  которые могли бы свободно ориентироваться в демографических изменениях мира. Население, рождаемость  естественная убыль, снижение ожидаемой продолжительности жизни новорожденных, миграционные процессы, трудовые ресурсы все это требует глубокого анализа демографических процессов, а также разработки комплексов мер по их решению.  В связи с этим возрастает значимость подготовки кадров в области геодемографии.

Просмотр содержимого документа
«Роль и значение картографии в подготовке специалистов по «геодемографии»»

Роль и значение картографии в подготовке специалистов по «геодемографии»

Саипов У.1

В современном мире возрастает значимость подготовки геодемографов, которые могли бы свободно ориентироваться в демографических изменениях мира. Население, рождаемость естественная убыль, снижение ожидаемой продолжительности жизни новорожденных, миграционные процессы, трудовые ресурсы все это требует глубокого анализа демографических процессов, а также разработки комплексов мер по их решению. В связи с этим возрастает значимость подготовки кадров в области геодемографии.

Необходимо отметить, что картография играет важную роль для современного демографа, она помогает сформировать картографическое мировоззрение об социально-демографических и экономико-демографических процессах и явлениях, а также знакомит с основами проектирования и создания социально-экономических карт на основе программ ГИС.

Никому не секрет, что в современном мире миграция населения, воспроизводство населения, размещения трудовых ресурсов играет важную роль в создании городов, формировании экономических систем и кластеров.

На наш взгляд главными задачами современных специалистов в области геодемографии могут быть:

- оценка и теоретическое обоснование закономерностей в демографических процессах;

- изучение народонаселения с присущими им национальными традициями, как в области труда, так и в области культуры;

- изучение миграционных процессов в мировом масштабе;

- изучение геосистем, влияющих на человека и его образ жизни; Изучая геодмеографию как самостоятельную науку необходимо подчеркнуть ее взаимодействие с фундаментальными другими науками как - картография, статистика, этнография, экономика, юриспруденция, география, история, философия, геронтология, миграциология, биология, экология, генетика, антропология, политология, медицина, психология, социология и др. Специалисту в области геодемографии необходимо изучение следующих дисциплин, которые станут вспомогательной базой для подготовки высококвалифицированных геодемографов: (демографическая история, экономическая демография, социальная демография, социология семьи, психология репродуктивного поведения, поведенческая география, география населения, этнодемография, медицинская демография, экология населения, демографическая статистика, демографическая политика, налогообложение, кадастр, демографическая картография и ГИС).

Демограф ХХI века - это многопрофильный специалист, который вооружён знаниями картографии, экономики, географии, социологии и математики, а также изучает экономические системы и вопросы, связанные с народонаселением, оценки их взаимосвязей и определения закономерностей развития геоурбанистических центров.

Практическое значение геодемографии – это исследование народонаселения с использованием ГИС для выявления региональных диспропорций, вытекающих из нерационального развития производства, а также изучение территориальных районов их специализации и разработка рекомендаций по их правильному применению в развитии национальной экономики.

Из вышесказанного предлагаю изучать в общеобразовательных учреждениях на уроках географии с использованием картографии, то есть помимо преподавания теории необходимо у учащихся развивать картографические навыки. К примеру, наряду с решением математических задач в географии необходимо проводить практические работы, выполняемые по определенной теме с использованием контурных карт. Рассматривая тот факт, что работа с контурными картами на протяжении многих лет, рассматривались как разукрашивание, что в итоге занимало много времени, и не развивало у детей критического мышления- этот подход отрицательно повлиял на отношение ученика к географии как к предмету. В настоящее время внедряются новые методы подхода к обучению учащихся по всем дисциплинам, а также географии. Мною предложено новые методы практических работ, которые включают в себя:

-определенное задание по теме;

-несколько математико-статистических заданий;

-закрепление предыдущей темы.

Практические работы по географии можно рассмотреть как задание на моделирование, что в результате развивает культуру мышления учащихся. Доказательством может служить следующее: ученик учится находить элементы географической оболочки Земли, выделять ареалы определенных событий как природного, так и социального происхождения, а также создаёт собственную карту. Хочется отметить, что ученик самостоятельно выбирает методы в разработке карты согласно заданию учителя. В итоге создается общая картина ландшафта, специализация страны, территории, а главное изучение и составление тематических карт. Приведем пример практической работы по географии на тему « Государства Азии».

  1. Нанесите на контурную карту страны Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан). Укажите их столицы.

  2. Нанесите на контурную карту страны Восточной Азии (Китай, КНДР, Республика Корея, Япония, Монголия, Гонконг, Макао, Тайвань). Укажите их столицы.

  3. Нанесите на контурную карту страны Южной Азии (Индия, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивы, Бангладеш). Укажите их столицы.

  4. Нанесите на контурную карту страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Восточный Тимор, Бруней). Укажите их столицы.

  5. Нанесите на контурную карту страны Юго-Западной Азии (Пакистан, Афганистан, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Кувейт, Ливан, Израиль, Палестина, Кипр, Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Армения, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия, Йемен, Оман). Укажите их столицы.

  6. Выделите на контурной карте следующие субрегионы Азии (Центральная Азия, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Юго-Восточная Азия).

  7. Нанесите на контурную карту следующие реки (Янцзы, Хуанхэ, Инд, Ганг, Амударья, Сырдарья, Тигр, Евфрат). Укажите устье и исток.

  8. Нанесите на контурную карту следующие моря (Желтое, Японское, Восточно-Китайское, Филиппинское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное).

  9. Нанесите на контурную карту страны, которые богаты нефтью и природным газом (Страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Иран, Ирак).

  10. Нанесите на контурную карту субрегионы Азии, которые специализируются на производстве риса (Южная, Юго-Восточная и Восточная Азии).

  11. Нанесите на контурной карте страны Азии, которые специализируются на производстве чая(Индия, Шри-Ланка, Китай, Индонезия).

  12. Нанесите на контурную карту районы субтропического земледелия Кипр, Турция, Израиль, Сирия, Ливан).

  13. Укажите на контурной карте монархические страны Азии (Непал, Бутан, Иордания, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Камбоджа, Малайзия, Бруней, Япония).

Таким образом, видно, что в современном мире немаловажное значение в подготовке кадров в области демографии принадлежит картографии. Необходимо отметить, что на базе демографии и картографии возникла пограничная наука, называемая демографическая картография. Демографическая картография – это наука, которая занимается разработкой теоретических и практических основ картографирования социально-демографических и экономико-демографических характеристик населения, а также вопросов социальной инфраструктуры и сервиса. Вопросы демографической картографии мы можем встретить в работах: Н.Н.Баранского, К.А.Салищева, А.И.Преображенского, О.А.Евтеева, А.М.Берлянта, И.К Лурье, Б.А.Новаковского, Ф.Ормелинга, Е.А.Прохоровой, В.С.Тикунова, Л.Ф.Январевой и многих других.

Хочется подчеркнуть и мировую значимость геодемографии и ее изучение. К примеру, в учебных планах системы подготовки географов США включает около 100 географических факультетов, где изучаются предметы демографической науки, например методология и история демографии, демографическое прогнозирование и мониторинг, ГИС и демографическая картография. Наиболее крупные центры географического образования в США сложились в Калифорнийском, Техасском, Висконсинском и Иллинойсском университетах, а также в университетах штатов Огайо, Флорида, Аризона, Канзас и Индиана.

Рассматривая все процессы происходящие в современном мире необходимо отметить об особом подходе в развитии науки –геодемографии. В нашей республике демографов готовит Ташкентский государственный экономический университет по специальности «Демография. Экономика труда», а также с 2018 года было открыто направление магистратуры по специальности «Геодемография» в Национальном университете Узбекистана имени М.Улугбека.

Использованная литература:

  1. Антонов А.И. Социология рождаемости. — М., 1980.

  2. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. — М., 1987.

  3. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. — М., 1976.

  4. Волков А.Г. Семья — объект демографии. — М., 1986.

1 Саипов Улугбек Муратович – преподаватель географии НОУ “Vosiq international school”, магистр 1-го курса по специальности «Геодемография» НУУз им. М.Улугбека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!