СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игры как средства повышения мотивации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка, в изучении русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит проблема повышения интереса учащихся к обучению, повышения мотивации к изучению русского языка и литературы как науки и предмета, повышающего развитие общей грамотности, пополнение словарного запаса, то есть расширение лексикона и развития интеллекта. А как сделать учебный процесс более продуктивным, интересным и эффективным?                          

 В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся с ОВЗ.  Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.                                                                                                  

Таким образом, у школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, можно сформировать достаточно высокий уровень способностей, пробудить интерес к изучению русского языка. Самым эффективным, понятным и простым способом является – игра.                 

Просмотр содержимого документа
«Роль игры как средства повышения мотивации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка, в изучении русского языка.»

Роль игры как средства повышения мотивации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка, в изучении русского языка.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит проблема повышения интереса учащихся к обучению, повышения мотивации к изучению русского языка и литературы как науки и предмета, повышающего развитие общей грамотности, пополнение словарного запаса, то есть расширение лексикона и развития интеллекта. А как сделать учебный процесс более продуктивным, интересным и эффективным?                          

 В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся с ОВЗ.  Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.                                                                                                  

Таким образом, у школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, можно сформировать достаточно высокий уровень способностей, пробудить интерес к изучению русского языка. Самым эффективным, понятным и простым способом является – игра.                 

Игра – самостоятельная форма деятельности учащихся, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Игра - это всегда удовольствие.                                                                                                    

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.                                                                   

Игра — есть сильнейшее средство включения учащихся с ОВЗ в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.                                                        

  Игра - деятельность коммуникативная, позволяющая учащимся войти в реальные человеческие отношения.                                                                 

Игра предоставляет возможность учителю выявить различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), выявить проблемы при изучении той или иной темы урока русского языка. В то же время игра — «поле самовыражения», в котором каждый учащийся проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, само выражает и само утверждает себя.                                                         

Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций. Но в процессе игры учащиеся с ОВЗ идут от развлечения к развитию. Наконец, игра заполняет досуг учащихся. Игра есть практика развития. Ученик играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.                                                                         

Игра является совместным полем деятельности учителя и ученика: автором игры, как правило, выступает педагог, а творческое обогащение содержания игры остается за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности - не просто творчество, а совместное творчество учителя.                                                                 

Игра планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал и т.д.), время проведения.  В начале игры учитель знакомит с содержанием игры, чётко объясняет ход и правила игры. Далее учащиеся выполняют задания. В конце игры подводятся итоги (подсчёт баллов) и объявляется команда, победившая в соревновании. Обязательно надо спросить у учащихся, понравилась ли им игра.                                                                                                 

Ценность игры во внеурочное время как обучающего и воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого учащегося. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.                                                 

К выше сказанному привожу пример игры по станциям. Тема игры «Знай и люби свой язык»:

  1. Станция фонетийск.

Задание: На доске написано значение слова – МЕТАГРАММА – это загадка, в которой путём замены одной буквы на другую можно получить новое слово.

 

  1. Станция «Лексикоград».

 Задание: 1) подберите синоним к слову «говорить» - ______, подберите синоним к слову «вежливый» - ______; 2) подобрать антонимы к словам: далеко - ________.


  1. Станция «Словотворск».

Задание. К данным словам подобрать однокоренные слова                                           

Вода -  ___________________________________                                

Рука - ___________________________________                                                

Возить - ___________________________________                                  

Делать - ___________________________________                                   

Город - __________________________________


  1. Станция «Частиречинск».

Задание. Отгадайте загадку и определите часть речи.



Итог игры.

Молодцы! Вы замечательно играли. Показали свои знания, умения и, самое главное, вы показали то, что вы единая команда!

Рефлексия.  Какое задание для вас было самое лёгкое, а какое самое трудное? Объясните своё мнение.

Пример, начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие приёмы:

1)​ Словесные лабиринты

2)​ Изменение направления текста

3)​ «Перевертыши»

4)​ Слова с «зашумлением»

5)​ Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)

Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы.

Например,​ решение анаграмм:

ЯИЦАИВА - авиация, 

ШАФТЛАНД- ландшафт,

РГСТРТРЕИАУА - регистратура,

ШЕВЯ – швея.

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.

1)​ Например, при закреплении материала о глухих и
звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке.

2)​ При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках: мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).

В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повышается уровень:

- элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации)

Такие упражнения-игры направлены не только на развитие мышления, усвоении учениками учебной программы по русскому языку, но и на повышение учебной мотивации школьников.

Дополнительным преимуществом использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка является то, что их использование углубляет знания и умения учащихся по изучаемым темам русского языка и не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения являются нетрадиционными видами словарных диктантов, грамматического разбора, которые просто переносятся из одного структурного этапа урока в другой.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются.

В ходе проведенной работы мною выявлено, что использование игры помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного процесса к русскому языку, как к учебному предмету.

Проведение игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась. Следовательно, использование игровых технологий положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.

При использовании игровых технологий можно было заметить, что учащиеся проявляли большую активность. Большее оживление наступало тогда, когда на уроках присутствовали дидактические игры. Во время проведения игр учащиеся работали с удовольствием, от своей деятельности они получали удовольствие, старались выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое средство обучения, как игра, повышалась активность учащихся, повышался их интерес к уроку.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов повышения мотивации к обучению русскому языку.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!