СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль исторической личности в романе А.Н.Толстого " Петр Первый"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок литературы в 11 А классе по теме, связанной с ролью личности в истории

Просмотр содержимого документа
«Роль исторической личности в романе А.Н.Толстого " Петр Первый"»

Открытый урок по литературе в 11 А классе по теме: « Проблема исторической личности в литературе.»(Читаем роман

А.Н. Толстого « Петр Первый»).


Тип урока – урок-семинар.

Вид урока- урок –исследование.

Исследователь- А.Н.Толстой, учитель, ученик.

Предметные исследования автора- личность Петра Первого как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью.

Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетенций.

Предмет исследования учащихся- текст художественного произведения с целью ответов на возникшие вопросы в ходе исследования.

Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся- комплексные проекты.


Цели урока: 1) раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом; выявить идейно-художественную задачу писателя -показать Петра Первого как выдающегося государственного деятеля ; 2) учить использовать в исследовательской работе творческий метод писателя; 3) помочь учащимся постичь патриотический пафос романа, способствовать процессу духовного развития через вдумчивое и внимательное чтение художественной литературы.


Ход урока.











  1. Постановка целей и задач урока.


Эпиграф: « Чтобы понять тайну русского народа , его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое…»


« Я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности.»


А.Н.Толстой.


2. А) Слово учителя.

- Тема Петра проходит через все творчество писателя .Ей он посвящал свои юношеские поэтические наброски , обращался в дни революции, с именем Петра принимал важные судьбоносные решения . Эта тема широко разработана Толстым в 30-е годы: созданы три варианта пьесы « На дыбе», роман « Петр Первый». Сам писатель так объяснял свою приверженность к этой эпохе (обращение к эпиграфу).


Б)Реализация проектов учащихся.

- Специфика исторического произведения такова, что в ее основе лежат факты, отделенные от момента создания значительной временной дистанцией. Для того, чтобы понять, что и кто стал предметом изображения Толстого, необходимо вспомнить, что вам известно об эпохе царствования Петра Первого? Подготовкой этого проекта у нас занимались историки.

( Презентация учащихся.)


- Идейно-художественная задача писателя – показать масштаб личности Петра Первого. Для решения этой задачи необходимо узнать , каков творческий метод писателя, какой творческой концепции он придерживается. Известно, что Толстой не первый , кто обращался к личности Петра. Заслушаем литературоведов. Они должны нам рассказать, как развивался образ этой исторической личности в русской литературе, а также – чью концепцию принял Алексей Толстой и почему.

(Сообщение учащихся).

Б) - По сложившейся в литературе традиции « большая история» служит фоном для истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого « Война и мир», где события передаются через восприятие вымышленных лиц, а исторические личности отодвинуты на второй план.

А.Н.Толстой на первый план выдвигает именно большую историю и выдающуюся историческую личность- Петра. Фигура царя- реформатора становится стержнем романа, а вымышленные герои заполняют исторический фон вокруг него.

- Как вы объясните такое сюжетное решение писателя , его выдвижение в центр повествования?

(Ответ учащегося.)


3.Анализ образа Петра в романе.

- Для аналитической работы над образом используем тезис самого Толстого: « Эпохе нужен был человек, его искали ,и он сам искал приложения своим силам. Здесь было взаимодействие.» Читая книгу, вы видите, что характер Петра складывается на глазах читателя. Своими исследованиями, используя прочитанный текст романа, подтвердите эту мысль писателя. Слово группе исследователей: « Этапы становления личности Петра .»

А)Провозглашение царем еще несмышленого мальчика;

Б)жизнь Петра во время правления Софьи;

В) борьба за престол, бегство в Троице-Сергиеву лавру;

Г) сражение за Азов;

Д) поездка за границу;

Е) война со шведами;

Ж) рождение Петербурга.


( Для разрядки посмотрим фрагмент экранизации романа.)


- Давно мудрыми людьми доказано, что лучшим учителем человека является жизнь. Какие эпизоды из романа рисуют Петра как « человека своего времени»?

( Это те эпизоды , что иллюстрируют необходимые преобразования для страны.) Вновь слово- группе исследователей.

-Решение закладывать верфь в Астрахани было принято после поражения в Азовском походе.

- Азовский поход.

-Строительство флота и взятие Азова.


-Нередко при создании исторического образа автор стремится сопоставить главного героя с другими действующими лицами, чтобы оттенить его незаурядность, многосторонность ,энергию и силу. Толстой использует и этот прием в сопоставлении Петра с Карлом 12-м. Слово -группе исследователей.


4.Работа в тетради.

- Вы знакомы с новыми для вас понятиями: точка зрения, внешний жест.

«Точка зрения» –показ событий не с точки зрения автора ,а с точки зрения кого-либо из героев, участников событий.

« Внешний жест»- поза, движение, взгляд, выражение лица, через которые передается душевное состояние героя, его невысказанные мысли.

- Примените данные понятия к анализу любого эпизода романа. Присмотритесь, как Толстой рисует душевное состояние персонажа. Слово- группе литературоведов.

5. Заключение.

- Роль исторической личности заключается в том, что она более конкретно осознает задачи своего времени, служит не себе, а стране, Родине. Что , по мнению Толстого, понимал Царь Петр под служением России? Как отразил автор в образе Петра чувство Родины, понимание потребностей эпохи? Слово- группе исследователей.



6.Вывод по уроку.

- Итак, образ Петра как государственного деятеля, как человека показан Толстым исторически достоверно, в напряженной борьбе, все действия его направлены на благо страны. По мнению автора, Петр не нарушает хода исторического процесса, а лишь направляет его.


Домашнее задание: подготовиться к практикуму по роману

« Петр Первый».





Открытый урок по литературе в 11А классе по теме


«Проблема исторической личности в литературе».


(Читаем роман А.Н.Толстого « Петр Первый».)























Кузнецк , 2011.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!