СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль классного руководителя в обеспечении позитивной жизни ребенка в образовательной организации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы начинающему классному руководителю при планировании воспитательной системы класса

Просмотр содержимого документа
««Роль классного руководителя в обеспечении позитивной жизни ребенка в образовательной организации»»

Научно-методический семинар «Роль классного руководителя в обеспечении позитивной жизни ребенка в образовательной организации» в формате онлайн от 22 .04.2021

Тема выступления: «Особенности деятельности классного руководителя в условиях функционирования воспитательной системы класса»

Свое выступление я начну словами известного ученого, литератора Владимира Ивановича Даля, который убежден в том, что воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Очевидно, если воспитателем восхищаются и равняются на него- процесс воспитания будет эффективным.

Кто такой классный руководитель? Во-первых, классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей, защиты интересов детства. Во-вторых, классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, повышении качества знаний, об укреплении дисциплины и порядка в классе. Когда деятельность классного руководителя эффективна? На мой взгляд, успех зависит от осознания того, что главное не просто воспитывать ребят, а жить с ними совместной творческой деятельностью тот отрезок времени, который выпало быть вместе. Ведь детский коллектив – маленький городок, в котором необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность. И тогда становятся особенно актуальными и значимыми в период поиска личностного вектора развития и, позднее, развития коллектива теория воспитательных систем Людмилы Ивановны Новиковой и ее убежденность в том, что школа должна быть школой не только обучающей, но и воспитывающей.

В 2010 году наша школа стала базовой площадкой кафедры воспитания и дополнительного образования. Приоритетным направлением в своей деятельности выбрала модель гуманистической воспитательной системы «Школа добра, согласия и справедливости», в основу которой положено определение воспитания как управление процессом развития личности через включение в социально полезную и личностно значимую деятельность, в гуманистические отношения.

Задача построения эффективно функционирующей гуманистической воспитательной системы школы стала ключевой поворотной в воспитательной политике нашей образовательной организации и своеобразным началом перезагрузки школьной жизни. Целью разработанной концепции является определение общей стратегии развития ГВС в школе, основанной на идее личностно-ориентированного образования, ориентации на человека в его целостном развитии, на приоритет духовно-нравственных ценностей, на принцип интеграции в построении содержания школьного образования, на смещение акцента в определении сущности школы – от школы знаний к школе жизни.

Построенная модель гуманистической воспитательной системы «Школа как территория добра, согласия и справедливости» на сегодняшний день успешно функционирует, и теперь дальнейшее развитие связано с моделированием воспитательных систем класса. Со временем стало очевидно, что построение воспитательных систем класса является не только субъективным желанием классного руководителя систематизировать и упорядочить свою работу, но и объективной необходимостью, так как применение системного подхода не только имеет много плюсов: результативность, предсказуемость, простота применения, экономия времени и сил, наглядность, упрощение аналитической деятельности, но и позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Изучая труды Людмилы Ивановна Новиковой, Натальи Леонидовны Селивановой, Инны Юрьевны Шустовой, Владимира Абрамовича Караковского, Дмитрия Васильевича Григорьева, мы поняли, что наличие в школе гуманистической воспитательной системы создает благоприятную ситуацию для развития класса как компонента этой системы, так как цели, реализуемые в нем, его деятельность, характер отношений гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками системы, класс является первичным в структуре общешкольного коллектива, класс сохраняет при этом свою индивидуальность. Ведь понятно, что одна и та же система не работает дважды. У каждого коллектива должна быть своя ВСК. Тогда школьная воспитательная система в этом случае обретает устойчивость и стабильность в своем развитии.

Следует заметить, что создать гуманистическую, целостную и эффективную воспитательную систему класса нелегко. Умение моделировать и строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Воспитательная система должна отвечать определенным требованиям: быть актуальной, рациональной, реалистичной, прогностичной, целостной, контролируемой, результативной, реагирующей на неожиданности, и представлять собой документ, все компоненты которого находятся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом. Все эти компоненты образуют целостное единство, которое и является основной качественной чертой системы. Мы выстраиваем воспитательные системы на ступени: 1-4 кл (срок реализации 4 года), 5-9 кл ( 5 лет), 10-11 кл.( 2 года). Как учитель-предметник составляет рабочую программу по предмету, так и классный руководитель продумывает программу воспитания в классе, определяя на каждый год важнейшие ориентиры. И цель одна: идеал личности, но пути у всех свои, поэтому и классные воспитательные системы отличаются друг от друга. У каждого класса своя системообразующая деятельность: познавательная, туристско-краеведческая, экологическая, патриотическая и какая-то другая. Потому что главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.

Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе психологических особенностей учащихся, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности учащихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, а самое главное системообразующей деятельности. И, конечно же, в моей работе есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие прекрасные традиции нашей школы как территории добра, согласия и справедливости, которые строятся на любви и уважении к Родине и друг другу. В основе программы воспитания в классе лежит «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы: Сухомлинский, Макаренко, Ушинский, Толстой и другие.

Моя работа ориентирована на следующие направления:

- новый взгляд на личность (каждому ребенку дается возможность проявить себя, свой творческий потенциал, раскрыть свои способности; именно на этих условиях строится самоуправление в классе);

- гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора;

- Новая трактовка индивидуального подхода включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.

Современные дети и подростки должны иметь возможность активно включаться в общественные отношения, участвовать в общественной деятельности наравне со взрослыми. Таким образом, цель моей ВСК- воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Убеждена в том, что именно самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, реализовывать организаторские и творческие таланты, осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. Очевидно, что именно в коллективных отношениях развиваются индивидуальные знания, опыт, силы и возможности.

Каждый житель нашего маленького государства со своим названием «г. Дружный», своей символикой, перечнем законов и правил получил новую возможность развиваться совершенно в различных направлениях: гражданско-патриотическом, спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, творческом, образовательном и немало важном направлении «Мы вместе»- взаимодействие с семьей.

Реализация развития учащихся по всем намеченным направлениям осуществляется через включение в интеллектуально- познавательную, художественно-эстетическую, трудовую, общественно- полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, игровую деятельность.

Направления ВСК подсказывают нам конкретные дела, помогающие больше думать, делать полезное и интересное для себя и окружающих на нашей школьной территории добра, согласия и справедливости.

Исходя из интересов и творческого потенциала учащихся, одним из приоритетных направлений является «Доброе сердце», целью которого является формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями и традициями жизни общества. Добрый урок, внеклассные мероприятия под девизом «Подари праздник», благотворительные акции, участие в социальных благотворительных проектах - это то, что у нас получается. Наш класс –активный участник ежегодного Ученического Саммита- доброй традиции нашей школы, который представляет собой социо-моделирующую дипломатическую игру, где лидеры классных коллективов подводят итоги своей общественно- значимой деятельности и представляют свои социальные проекты и детско-подростковые инициативы, которые обретут общественную поддержку и будут реализованы. В текущем году высший орган самоуправления нашего города Дружный вышел с инициативой к администрации школы и совету старшеклассников об организации в качестве завершения праздничных школьных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня Защитника Отечества, выпустить в небо триколор из воздушных шариков с добрыми пожеланиями для всех жителей микрорайона Залесный.

Молодое поколение, принимая эстафету дружбы и сотрудничества, будет способствовать популяризации в детском и взрослом обществе культурных ценностей и гражданской активности.

Таким образом, жизнь коллектива- это тысячи и тысячи самых неожиданных и тончайших прикосновений человека к человеку: сердца к сердцу, мысли к мысли, радости к горю, счастья к смятению и безнадежности.

Что же такое- быть взрослому вместе с ребенком По мнению выдающегося российского ученого, педагога Дмитрия Васильевича Григорьева, вместе- это непритворная открытость взрослого ребенку, открытость по причине равенства человеческого достоинства. Вместе- это признание и принятие взрослым свободы ребенка вкупе с полной ответственностью за него. Вместе- это реальное, не наигранное соучастие взрослых и детей в общем деле. Вместе – это желание и способность взрослого не только учить, но и учиться у ребенка. Наконец, быть взрослому вместе с детьми- это практическая реализация им замечательного спортивного принципа «выигрывает команда, а проигрывает тренер».

А.Е.Колотовкина






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!