СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль мемов в гуманитарном исследовании

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мем как культурный ген способен обеспечить культурную эволюцию или же, наоборот, способствовать ее регрессу, поскольку единицей передачи культурного наследия как раз и являются мемы, которые распространяются, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле слова можно назвать имитацией.

Просмотр содержимого документа
«Роль мемов в гуманитарном исследовании»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и высшего образования РОССИйской федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»








ЭССЕ


по дисциплине «История и философия науки»


направление подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение


направленность: Русская литература


на тему: «Роль мемов в гуманитарном исследовании»







Выполнил: Кабанова Наталия

Григорьевна, аспирант 1 курса________________

Проверил: Опенков Михаил Юрьевич

д.ф.н., профессор







Архангельск

2020 год



Термин мем и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Доукинзом в 1976 г в книге «Эгоистичный ген». Доукинз рассматривал идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц − мемов, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. Как и гены, мемы могут подвергаться естественному отбору, искусственной селекции, мутациям. Главной целью, которую преследовал Р. Доукинз в «Эгоистичном гене», а именно в меме, было по-новому взглянуть на процесс биологической эволюции, пересмотреть, а точнее, дополнить дарвиновскую концепцию. Мем как культурный ген способен обеспечить культурную эволюцию или же, наоборот, способствовать ее регрессу, поскольку единицей передачи культурного наследия как раз и являются мемы, которые распространяются, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле слова можно назвать имитацией.

Поскольку самая ранняя форма естественного отбора состояла просто в отборе стабильных форм и отбрасывании нестабильных, то стабильность трактуется как возможность сохраняться в течение длительного времени либо быстро себя копировать (воспроизводить), либо очень точно копировать. Следовательно, если мем подобен такому гену, проходящему все стадии естественного отбора, то «он способен к самокопированию, как репликатор» [2, с. 26]. Мемы, как и вирусы, могут сотни лет находиться «в спячке», но при первом же удобном случае за короткий срок «заражают» значительную часть общества. Самые архаические мемы, о которых, казалось бы, люди давно забыли, выживают, если появляется хотя бы один их носитель. Существует своеобразный смертельный тандем – идеи умирают только вместе со своими носителями, или, как выразился известный писатель-сатирик М.Генин, «идеи живут, пока за них умирают».

Современная культура представляет собой совокупность модных идей, которые постепенно захватывают жизненное пространство. Подобно понятию гена, содержащего в себе наследственную информацию, мем является единицей передачи социального опыта. Мемы занимают значительное место в современном обществе, определяя его основные тенденции как в сфере материальной, так и в сфере духовной жизни. Гуманитарная наука в своих исследованиям может активно применять данную категорию, поскольку примерами мемов служат книги, религиозные идеи, эсхатологические концепции, суицидальные группы, музыка и прочее. Всё, что связано с жизнью общества, находит воплощение в мемах, поскольку они являются результатом многократного тиражирования одних и тех же символов. Подобная закономерность интересна для исследования, поскольку будет отражать интеллектуальный и духовный уровень развития не одного человека, а сразу группы людей или даже целого общества, поскольку мемы не являются творческим воплощением идей человека, скорее, наоборот, демонстрируют полное отсутствие собственного мировоззрения. То, что отражает мем, указывает общие тенденции социального и духовного развития человека в обществе, а не на индивидуальные особенности его развития и мышления.

Например, религия также есть мем, архаическая идея, пережившая эпоху Просвещения, образ мыслей и стиль жизни, распространяющийся в обществе благодаря интеллекту человека. Так, высказывания религиозных фанатиков не отличаются оригинальностью и совершенно далеки от настоящих теоретических осмыслений религиозной веры.

Исходя из того, что культурные идеи могут действовать и вопреки интересам индивида, в чьем сознании они сидят, то мем может характеризоваться как «культурный вирус» [1]. Человек в таком случае становится жертвой собственного невежества, носителем и защитником разрушительного мема, который направляет человеческую энергию на асоциальные действия.

В своей книге «Машина мемов» С. Блекмор рассматривает человека как организм-хозяин, носитель мемов. Рассуждая далее, автор приходит к выводу, что «люди не обладают мыслями, не генерируют идеи, а лишь имитируют, сохраняют и передают их» [1]. Поэтому крайне важно исследовать деструктивные мемы, которые распространяются за очень короткое время в силу своей привлекательности и простоты.

Примечательно, что между мемами возникает конкуренция, которая напоминает борьбу за выживание в природе. Примером подобной идеологической войны может служить длившаяся на протяжении многих веков конкуренция между религией и наукой за умы людей. В прошлом веке наука одержала убедительную победу, вытеснив из общественного сознания религиозные предрассудки. Но оказалось, что старые идеи не исчезли, а выжили в первую очередь по причине поиска человеком теоретических оправданий своей жестокости.

Поэтому еще предстоит современной гуманитарной науке должным образом исследовать сущность мемов современной культуры, выявляя и систематизируя наиболее опасные из них, представляющие угрозу для целостности нашего общества и государства.



Библиография:

  1. Блекмор С. Машина мемов / С. Блекмор. – Режим доступа: http://www. behigh.org/inv/index.php?act=ST&f=9&t=46456&s=7d5a1acacfaee3dd15ff8 e8e1cd78160 11. Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / Р. Броуди. – М., 2007.

  2. Доукинз Р. Эгоистичный ген / Р. Доукинз. – М. : Мир, 1993 1. Доукинз Р. Эгоистичный ген / Р. Доукинз. – М. : Мир, 1993

  3. Кенислаев Ж.Б., Серова Н.С. Религия как мем современной культуры / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №9 (83). С.97

  4. Клейн Л. С. Третий эволюционизм: гены и мемы / Л. С. Клейн. – Режим доступа: http://www.eu.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 338&Itemid=247

  5. Поляков Е.М. Меметика: наука или парадигма? / Вестник ВГУ. Серия: Философия, 2010 – с.12

  6. Фомин И. В. Семиотика или меметика? К вопросу о способах интеграции социально-гуманитарного знания. – Полис. Политические исследования. 2015. № 3. С. 72-84.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!