СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль местоимений в речи.личные местоимения 1,2,3 лица.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели

Создать условия для развития умений определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа), обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Способствовать развитию умений заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями, оценивать уместность употребления местоимении в тексте.

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные результаты

Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию в стихотворении; логические – осуществляют анализ, устанав- ливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают учебную задачу; составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Основное содержание темы, понятия и термины

Личные местоимения: я, ты, мы, он, она, оно, мы, вы, они.

Грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа).

 

Образовательные ресурсы

Учебник,   . Таблица «Личные местоимения», наглядный материал, индивидуальные карточки

Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений в речи.личные местоимения 1,2,3 лица.»

Урок русского языка в 4 классе № 75

Учитель начальных классов

Сулейманова Нияра Якубовна

Дата: 14.03.2019г.

Тема : роль местоимений в речи.личные мЕСТОИМЕНИЯ 1,2,3 ЛИЦА.

Тип урока: комбинированный

Педагогические
цели

Создать условия для развития умений определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа), обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Способствовать развитию умений заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями, оценивать уместность употребления местоимении в тексте.

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
форме; извлекают необходимую информацию в стихотворении; логические – осуществляют анализ, устанав-
ливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают учебную задачу; составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами
родного языка и современных средств коммуникации

Основное содержание темы, понятия
и термины

Личные местоимения: я, ты, мы, он, она, оно, мы, вы, они.

Грамматические признаки личных местоимений:
лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа).


Образовательные
ресурсы

Учебник, . Таблица «Личные местоимения», наглядный материал, индивидуальные карточки







Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня урок мне хотелось бы начать с одной восточной мудрости.

«Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: «Живая она, или мёртвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрёт. Если скажет: «Мёртвая» - выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мёртвая? Ответил: « Всё в твоих руках».

- Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.


II. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания

слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

– Для того, чтобы изучать новый материал, нам надо иметь прочные знания по предыдущему. Поэтому, как всегда, мы начинаем с повторения.

– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и положите ручки. Сидите правильно, следите за осанкой.

– Ответьте на вопросы: (слайд 2)

  • Что такое местоимение?

  • Приведи примеры.

  • Какие местоимения личные?

Я, мы - указывают на того, кто говорит;

Ты, вы - указывают на того, к кому обращаются с речью;

Он, она, оно, они - указывают на того, о ком (или о чем) говорят



  • В какой строке записаны только местоимения?

Весна, холодный, она, солнце.

Тёплая, апрель, мы, яркое.

Я, ты, мы, она, он, оно, они.

Какого личного местоимения не хватает в этом ряду? Запишите местоимения в тетрадь, допишите недостающее.

– А теперь выполним задание:

– Заполним таблицу на доске ( один человек работает у доски, остальные на индивидуальных карточках):

Лицо

Число

Единственное

Множественное

1

Я

Мы

2

Ты

Вы

3

Он, она, оно

Они



-ВЗАИМОПРОВЕРКА

-Групповая проверка, работающего у доски.

– Назовите, к какому лицу относятся записанные местоимения?

– Продолжаем. Прочитайте четверостишие (слайд 3).

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я».

–Спишите. Подчеркните местоимения. Проверьте.(слайд 4)

Назовите число и лицо каждого местоимения.

–Объясните смысл четверостишия.

III. Работа над новым материалом.

  1. Формулирование целей урока.

– Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока ( слайд 5) и попробуем определить, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке ( слайд 6).

  1. Работа со стихотворением-загадкой( слайд 7).

Утром – так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей…



А стемнеет – ОН придёт,

Тоненький, смущённый,

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.



Срок пришёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.



– Кто же такие ОНО? ОН? ОНА?

( Слайд 8) Запишите столбиком слова-отгадки, в скобках запишите местоимения.

–А теперь через чёрточку укажите лицо, число и род имён существительных вместе с местоимениями.

–Проверьте, правильно ли вы справились:

Солнце (оно) – 3 л., ед.ч., ср.р.

Месяц (он) – 3 л., ед.ч., м.р.

Луна (она) – 3 л., ед.ч., ж.р.

  1. Работа в парах. ( Слайд 9 )

–Составьте два предложения. В первом употребите любое из данных слов, а во втором вместо этого слова употребите местоимение.

Запишите свои предложения. (Зачитать 2-3 работы, при необходимости откорректировать).

  1. ФИЗМИНУТКА

Я иду и ты идешь — раз, два, три.  (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.   (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем - раз, два, три.  (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)



  1. Диктовка. Ночью на небе появились звёзды. Они мерцали светло-голубым светом.

– Разберите второе предложение по членам предложения. Вместо какого слова в нём употреблено местоимение ОНИ? Можно ли определить род этого местоимения? Почему?

( Т.к. оно стоит во множественном числе).

  1. Работа с учебником. ( слайд 10)

– Откройте учебник на стр.95, прочитайте правило. Что вы узнали?

– Посмотрите задание упражнения 161. Выполним его устно.

  1. Работа со словарным словом. (Слайд 11)

– Прочитайте загадку, дополните её отгадкой.

Самый лучший день недели,
Когда будни надоели.
Спим подольше, пьём варенье,
В выходной день воскресе́нье

–Пропишите отгадку каллиграфически до конца строки, подчеркните ошибкоопасные места, поставьте ударение. . (РАБОТА СО СЛОВАРЕМ)

8. Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)



9. -Выполняют упражнение 163. Комментируют написанное (у доски)

10.---Какова же роль местоимений в предложении?

-Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.

-Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов

-Ребята, а в жизни, в окружающем мире, где мы можем встретить местоимения???

IV. Рефлексия. (Слайд 12)

Продолжите высказывание:

  • Местоимение – это часть речи, которая…

  • Личные местоимения изменяются по…

  • Местоимения 3-его лица в ед.числе изменяются …

  • Я понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.

  •  Я понял, что такое местоимения,

но не уверен, что объясню

V. Оценивание

VI. Домашнее задание:( Слайд 16) Выучить правило на стр.95, выполнить упражнение 166.

VII. Эмоциональное завершение урока.

– Дорогие ребята! Учитесь владеть русским языком! Говорите правильно! И помните, что МЫ всегда сильнее, чем Я.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!