Урок русского языка в 4 классе № 75
Учитель начальных классов
Сулейманова Нияра Якубовна
Дата: 14.03.2019г.
Тема : роль местоимений в речи.личные мЕСТОИМЕНИЯ 1,2,3 ЛИЦА.
Тип урока: комбинированный
Педагогические цели | Создать условия для развития умений определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа), обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Способствовать развитию умений заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями, оценивать уместность употребления местоимении в тексте. |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета |
Личностные результаты | Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию в стихотворении; логические – осуществляют анализ, устанав- ливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают учебную задачу; составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации |
Основное содержание темы, понятия и термины | Личные местоимения: я, ты, мы, он, она, оно, мы, вы, они. Грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа). |
Образовательные ресурсы | Учебник, . Таблица «Личные местоимения», наглядный материал, индивидуальные карточки |
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня урок мне хотелось бы начать с одной восточной мудрости.
«Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: «Живая она, или мёртвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрёт. Если скажет: «Мёртвая» - выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мёртвая? Ответил: « Всё в твоих руках».
- Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.
II. Актуализация знаний.
– Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания
слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.
– Для того, чтобы изучать новый материал, нам надо иметь прочные знания по предыдущему. Поэтому, как всегда, мы начинаем с повторения.
– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и положите ручки. Сидите правильно, следите за осанкой.
– Ответьте на вопросы: (слайд 2)
Я, мы - указывают на того, кто говорит;
Ты, вы - указывают на того, к кому обращаются с речью;
Он, она, оно, они - указывают на того, о ком (или о чем) говорят
Весна, холодный, она, солнце.
Тёплая, апрель, мы, яркое.
Я, ты, мы, она, он, оно, они.
Какого личного местоимения не хватает в этом ряду? Запишите местоимения в тетрадь, допишите недостающее.
– А теперь выполним задание:
– Заполним таблицу на доске ( один человек работает у доски, остальные на индивидуальных карточках):
Лицо | Число |
Единственное | Множественное |
1 | Я | Мы |
2 | Ты | Вы |
3 | Он, она, оно | Они |
-ВЗАИМОПРОВЕРКА
-Групповая проверка, работающего у доски.
– Назовите, к какому лицу относятся записанные местоимения?
– Продолжаем. Прочитайте четверостишие (слайд 3).
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я».
–Спишите. Подчеркните местоимения. Проверьте.(слайд 4)
Назовите число и лицо каждого местоимения.
–Объясните смысл четверостишия.
III. Работа над новым материалом.
Формулирование целей урока.
– Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока ( слайд 5) и попробуем определить, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке ( слайд 6).
Работа со стихотворением-загадкой( слайд 7).
Утром – так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – ОН придёт,
Тоненький, смущённый,
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок пришёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна.
– Кто же такие ОНО? ОН? ОНА?
( Слайд 8) Запишите столбиком слова-отгадки, в скобках запишите местоимения.
–А теперь через чёрточку укажите лицо, число и род имён существительных вместе с местоимениями.
–Проверьте, правильно ли вы справились:
Солнце (оно) – 3 л., ед.ч., ср.р.
Месяц (он) – 3 л., ед.ч., м.р.
Луна (она) – 3 л., ед.ч., ж.р.
Работа в парах. ( Слайд 9 )
–Составьте два предложения. В первом употребите любое из данных слов, а во втором вместо этого слова употребите местоимение.
Запишите свои предложения. (Зачитать 2-3 работы, при необходимости откорректировать).
ФИЗМИНУТКА
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Диктовка. Ночью на небе появились звёзды. Они мерцали светло-голубым светом.
– Разберите второе предложение по членам предложения. Вместо какого слова в нём употреблено местоимение ОНИ? Можно ли определить род этого местоимения? Почему?
( Т.к. оно стоит во множественном числе).
Работа с учебником. ( слайд 10)
– Откройте учебник на стр.95, прочитайте правило. Что вы узнали?
– Посмотрите задание упражнения 161. Выполним его устно.
Работа со словарным словом. (Слайд 11)
– Прочитайте загадку, дополните её отгадкой.
Самый лучший день недели,
Когда будни надоели.
Спим подольше, пьём варенье,
В выходной день воскресе́нье
–Пропишите отгадку каллиграфически до конца строки, подчеркните ошибкоопасные места, поставьте ударение. . (РАБОТА СО СЛОВАРЕМ)
8. Физминутка (сидя).
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
9. -Выполняют упражнение 163. Комментируют написанное (у доски)
10.---Какова же роль местоимений в предложении?
-Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.
-Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов
-Ребята, а в жизни, в окружающем мире, где мы можем встретить местоимения???
IV. Рефлексия. (Слайд 12)
Продолжите высказывание:
Местоимение – это часть речи, которая…
Личные местоимения изменяются по…
Местоимения 3-его лица в ед.числе изменяются …
Я понял, что такое местоимения,
и могу это объяснить одноклассникам.
Я понял, что такое местоимения,
но не уверен, что объясню
V. Оценивание
VI. Домашнее задание:( Слайд 16) Выучить правило на стр.95, выполнить упражнение 166.
VII. Эмоциональное завершение урока.
– Дорогие ребята! Учитесь владеть русским языком! Говорите правильно! И помните, что МЫ всегда сильнее, чем Я.