СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль права в жизни человека

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль права в жизни человека»

Роль права в жизни человека и общества «Справедливость есть высшая из всех добродетелей». Цицерон

Роль права в жизни человека и общества

«Справедливость есть высшая из всех добродетелей».

Цицерон

С древности разрабатывались естественноправовые идеи Египет:  Маат была богиней физического и морального закона Египта, порядка и правды. Она была женой Тота и имела восемь детей от него. Самыми важными из ее детей был Амон . Эти восемь были главными богами Гермополиса и они создали землю и все, что находится на земле. Маат изображалась в форме сидящей женщины. Она держит скипетр в одной руке, и анк в другом. Символ Маат был страусовое перо , и ее всегда показывают, носящей этот символ в своих волосах. На некоторых картинах у нее есть пара крыльев, приложенных к ее рукам. Иногда ее показывают как женщину со страусовым пером на голове. Маат была древнеегипетским понятием закона, этики и правосудия. Она отвечала за регулирование звёзд, сезонов и действий смертных и богов.

С древности разрабатывались естественноправовые идеи

Египет:

Маат была богиней физического и морального закона Египта, порядка и правды. Она была женой Тота и имела восемь детей от него. Самыми важными из ее детей был Амон . Эти восемь были главными богами Гермополиса и они создали землю и все, что находится на земле.

Маат изображалась в форме сидящей женщины. Она держит скипетр в одной руке, и анк в другом. Символ Маат был страусовое перо , и ее всегда показывают, носящей этот символ в своих волосах. На некоторых картинах у нее есть пара крыльев, приложенных к ее рукам. Иногда ее показывают как женщину со страусовым пером на голове.

Маат была древнеегипетским понятием закона, этики и правосудия. Она отвечала за регулирование звёзд, сезонов и действий смертных и богов.

Древнегреческие боги Крылатая дочь богини ночи Никты. Справедливость по Немезиде - это неотвратимость наказания за преступления закона, она больше богиня мести, чем просто справедливости. Атрибутом ее были весы, ассоциируемые с небесными Весами.

Древнегреческие боги

Крылатая дочь богини ночи Никты. Справедливость по Немезиде - это неотвратимость наказания за преступления закона, она больше богиня мести, чем просто справедливости. Атрибутом ее были весы, ассоциируемые с небесными Весами.

  С высот светлого Олимпа Зевс устанавливал порядок и законы на Небе и Земле. Он строго следил за тем, чтобы они выполнялись людьми. Но у Зевса хватало и других забот, а поэтому у него были помощники. Рядом с его престолом всегда находилась богиня правосудия Фемида. По распоряжению Зевса она созывала богов на совет, устраивала народные собрания и наблюдала за поддержанием порядка и закона.     Дочь Зевса и Фемиды - неутомимая Дике - обходила Землю со своими весами. Для того, чтобы она была непредвзятой, глаза ее были завязаны повязкой. Она рассказывала своему отцу Зевсу о деяниях несправедливых судей и людей, а он их жестоко наказывал за то, что они не соблюдали установленных им законов.     Богиня Дике была врагом всякого обмана и лжи. Она защищала только правду и справедливость. На своих весах она самым точным образом измеряла справедливые и несправедливые поступки людей, чтобы они получили от Зевса заслуженное наказание, чтобы повсюду в мире царила только справедливость.     

  С высот светлого Олимпа Зевс устанавливал порядок и законы на Небе и Земле. Он строго следил за тем, чтобы они выполнялись людьми. Но у Зевса хватало и других забот, а поэтому у него были помощники. Рядом с его престолом всегда находилась богиня правосудия Фемида. По распоряжению Зевса она созывала богов на совет, устраивала народные собрания и наблюдала за поддержанием порядка и закона.    Дочь Зевса и Фемиды - неутомимая Дике - обходила Землю со своими весами. Для того, чтобы она была непредвзятой, глаза ее были завязаны повязкой. Она рассказывала своему отцу Зевсу о деяниях несправедливых судей и людей, а он их жестоко наказывал за то, что они не соблюдали установленных им законов.    Богиня Дике была врагом всякого обмана и лжи. Она защищала только правду и справедливость. На своих весах она самым точным образом измеряла справедливые и несправедливые поступки людей, чтобы они получили от Зевса заслуженное наказание, чтобы повсюду в мире царила только справедливость.    

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невинность. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей. Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он - символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука -правая: это сторона действия "правого дела". Мантия - торжественное ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на конкретные личности (истец или ответчик), на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Символизм атрибутики Фемиды

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Перикл ( 5 в. до н. э.) Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое отражение и в праве. Сократ (469-399 гг. до н. э.) «Справедливо всё, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное»

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.

Перикл ( 5 в. до н. э.)

Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Сократ (469-399 гг. до н. э.)

«Справедливо всё, что совершается посредством

добродетели, есть нравственно-прекрасное»

«Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление к насильственному подчинению противоречит идеи права» Аристотель  (384 - 322 гг. до н. э.)

«Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление к насильственному подчинению противоречит идеи права»

Аристотель

(384 - 322 гг. до н. э.)

Само слово юрист произошло от латинского jus - право. Juris prudentia - это знание о праве. Корни юриспруденции лежат в Древнем Риме. Считается, что именно там зародилась юриспруденция. Первыми юристами были понтифики - жрецы. Они собирали и хранили знания о праве, прецедентах, давали юридические советы. Но в то время право было неписаным. Его источниками были сложившиеся обычаи, а посвященными в право людьми были служители религии и более того, патриции, - коренные жители Рима, высший свет. И только после того, как к праву были допущены плебеи (незнатные жители, простолюдины), а главный понтифик стал давать консультации публично всем желающим, юриспруденция получила мощный толчок и стала развиваться как светское (то есть отделенное от религии) знание (3 век до н. э.). На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, а соответственно берёт начала и специальное правовое образование. Цицерон называет юристов советниками магистратов и граждан по правовым вопросам (domus juris consulti totius oraculum civitatis )

Само слово юрист произошло от латинского jus - право. Juris prudentia - это знание о праве. Корни юриспруденции лежат в Древнем Риме. Считается, что именно там зародилась юриспруденция. Первыми юристами были понтифики - жрецы. Они собирали и хранили знания о праве, прецедентах, давали юридические советы. Но в то время право было неписаным. Его источниками были сложившиеся обычаи, а посвященными в право людьми были служители религии и более того, патриции, - коренные жители Рима, высший свет. И только после того, как к праву были допущены плебеи (незнатные жители, простолюдины), а главный понтифик стал давать консультации публично всем желающим, юриспруденция получила мощный толчок и стала развиваться как светское (то есть отделенное от религии) знание (3 век до н. э.). На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, а соответственно берёт начала и специальное правовое образование. Цицерон называет юристов советниками магистратов и граждан по правовым вопросам (domus juris consulti totius oraculum civitatis )

 Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей,

Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести.

Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права".

Цицерон (106-43 гг. до н. э.)

«Справедливость – не вредить другим»

Флавианово право Возникновение светской юриспруденции источники связывают с именем Флавия, который выставил на форуме календарный список дней, установленных для предъявления различного рода исков, а также опубликовал формулы их предъявления, получившие впоследствии наименование Флавианова права (jus Flavianum). С другой стороны, широкому распространению юридических знаний способствовал первый плебейский pontifex maximus Тиберий Корунканий - лицо, которое впервые предпринимает публичное обсуждение споров и казусов, представленных на его рассмотрение.

Флавианово право

Возникновение светской юриспруденции источники связывают с именем Флавия, который выставил на форуме календарный список дней, установленных для предъявления различного рода исков, а также опубликовал формулы их предъявления, получившие впоследствии наименование Флавианова права (jus Flavianum). С другой стороны, широкому распространению юридических знаний способствовал первый плебейский pontifex maximus Тиберий Корунканий - лицо, которое впервые предпринимает публичное обсуждение споров и казусов, представленных на его рассмотрение.

«Лучшие законы рождаются из обычаев»  Ж. Жубер Социальные нормы Это правила поведения, регулирующие отношения меду людьми Ритуалы Мифы Обычаи Религиозные нормы Правовые нормы Деловые обыкновения Эстетические нормы Нормы этикета Политические нормы Моральные нормы

«Лучшие законы рождаются из обычаев» Ж. Жубер

Социальные нормы

Это правила поведения, регулирующие отношения меду людьми

Ритуалы

Мифы

Обычаи

Религиозные нормы

Правовые нормы

Деловые обыкновения

Эстетические нормы

Нормы этикета

Политические нормы

Моральные нормы

Источники Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин «Основы государства и права. 9 класс». – М.: Вита - Пресс, 2000. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний. 8 – 9 классы». – ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.

Источники

  • Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин «Основы государства и права. 9 класс». – М.: Вита - Пресс, 2000.
  • Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний. 8 – 9 классы». – ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!