СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль развивающих игр для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается определение термина игра. Приводится классификация игр. Рассказывается об их  роли в развитии детей.

Просмотр содержимого документа
«Роль развивающих игр для дошкольников»

Роль развивающих игр для детей дошкольного возраста


Игра — это самостоятельные действия ребенка, вступившего в коммуникацию со сверстниками. У них общая цель и интересы, вместе они стараются ее достичь, переживая неудачи и победы коллективно.

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста очень высока. Это главное, чем дети занимаются в свободное время. Играя, они укрепляют свои силы, обретают ловкость, развиваются духовно, тренируют память и внимание, учатся дисциплине и совершенствуют воображение. К тому же игры – эффективный способ получения общественного опыта, вполне естественный для дошколят.

Обычно игры отражают нашу жизнь. Все условности и образы, которые ребенок создает в своем воображении, содержат много настоящего. Ведь все поступки игроков естественны, они со всей серьезностью переживают ситуацию, испытывая искренние чувства.

Дети прекрасно знают, что у них в руках игрушки, однако любят этих персонажей как живых. Благодаря воображению дошкольник в играх подражает взрослым. Причем он не копирует реальность, а сочетает жизненные ощущения с личным опытом.

Ребята выбирают игры на свой вкус и сами составляют их сценарий. Однако ни в одной из сфер не существует таких четких правил и алгоритма поведения, как тут. Вот потому-то игровые ситуации учат ребенка думать и действовать целенаправленно.

Развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и числовые отношения между предметами.

В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.

Стоит помнить, что «развитие интеллекта» - это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Сконцентрировав свое внимание только на одном аспекте, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Игры для дошкольников бывают:

- настольно-печатные (лото, домино, шахматы, настольные игры и т.д.)

- словесные (считалки, скороговорки, потешки и тд.)

- творческие (волшебный экран, творческие наборы, картинки)

- с игрушками и предметами

- подвижные.

Они влияют:

- на развитие речи 

- на развитие мышления 

- на развитие памяти, внимательности,

- на развитие воображения.

Помните, что в «арсенале» должны присутствовать разнообразные развивающие игры. Но это совсем не означает, что нужно иметь их в большом количестве. Обилие игр в детском саду рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть правилами и содержанием. Если игры  не соответствуют их возрасту, то дошкольники не смогут в них играть. А слишком простые игры не возбуждают у детей умственной активности.

Новые игры для детей дошкольного возраста  нужно вводить постепенно. Они должны быть доступными для детей, но вместе с тем требовать определенного напряжения сил и способствовать их развитию.

Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Малыш должен радоваться, что узнал что-то новое. Ведь эта радость является залогом успешного развития детей в раннем возрасте, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

 Главный вид деятельности ребенка, который младше семи лет – творческая ролевая игра. То есть основную часть времени ребенок должен играть простыми игрушками: машинками, конструкторами, куклами.

  Развивающие игры не должны занимать больше, чем один час в день для старшего дошкольного возраста (5–6 лет), в младшем же (до 4 лет) еще меньше – 30 минут.

  Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:

1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.

2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!