СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль религии в жизни человека и общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обшествознания для 8 класса по теме "Роль религии в жизни человека и общества"

Просмотр содержимого документа
«Роль религии в жизни человека и общества»

Тема урока: «Роль религии в жизни человека и общества»

Дата проведения урока: 28.03.2024г.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Образовательные:

- расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства;

- создать условия для овладения базовым понятийным аппаратом общественных наук;

Развивающие:

- совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;

Воспитательные:

- способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;

- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты: иметь представления о сущности религии как части духовной сферы общества, иметь представление о понятиях «вера», «религия», «церковь».

2. Метапредметные результаты: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию. Умение планировать свою деятельность.

3. Личностные результаты: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (таблицы), дополнительная литература, презентация, ноутбук.

Основные понятия и термины:

Религия, мировые религии, буддизм, христианство, ислам, монотеизм, политеизм, фетиш, символ религии, вера, свобода совести.

План урока:

I. Организационный момент (2 мин.);

II. Опрос домашнего задания (7 мин.);

III. Объяснение новой темы (20 мин.); Физминутка ( 1 мин);

IV. Закрепление изложенного материала (7 мин.);

V. Рефлексия ( 3 мин);

VI. Задание для домашней работы (2 мин.);

VII. Подведение итогов урока (3 мин.).

Ход урока

І. Организационно-мотивационный момент.

ІІ. Актуализация знаний

Слайд 2

Вопрос: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово религия?

(Метод – мозговой штурм, собираются все ответы на этот вопрос)

В то время, когда ученики обдумывают ответ на этот вопрос, учитель рисует на доске кластер (схему).





религия











Ответы могут быть, например: Бог, православие, мусульманство, вера в бога, миф, тотемизм, фетишизм и др. Слайд 3

Подумайте, почему, несмотря на бурное развитие науки, в XXI веке многие люди верят в Бога?

III. Объяснение новой темы (20 мин.)

  1. Что такое религия, виды религии. Слайд 4

Религия - одна из древнейших форм культуры, важная составная часть духовной сферы. Из уроков истории вам известно, что религия, религиозное представление людей зародились очень давно. Примерно 40 тысяч лет назад. На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формулирует единые каноны, нормы поведения. Большое значение религия имеет и в наше время.

Все религии подразделяются на:

1) архаичные, политеистические (многобожие) религии - тотемизм, фетишизм, анимизм;

2) мировые монотеистические (единобожие) религии - буддизм, христианство, ислам.

У: - Запишите себе в тетрадь.

2.Элементы религии Слайд 5

Вера — религиозные чувства, настроения, эмоции.

Учение — систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий.

Религиозный культ (от лат. cultus — возделывание, уход, поклонение) — совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.

Церковь (от греч. kyriakon — дом Господний) — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.

3. В чем разница междцу верой и религией? Слайд 6

В основе религии лежит вера. Каждый из нас во что-то верит. Мы верим в то, что завтра наступит утро, верим, что хороших людей вокруг очень много, верим, что мы достойны счастья и т.д. Для того чтобы верить, не нужны ни какие доказательства. Вера может существовать и вне религии. Вера – это признание чего-то истинным исключительно в силу собственного убеждения. Особенность же религиозной веры состоит в том, что вызванные ею чувства, переживания, эмоции связанны с Богом или другими сверхъестественными силами.

4. Мировые религии Слайд 7

Слайд 8

Особенность же религиозной веры состоит в том, что вызванные ею чувства, переживания, эмоции связанны с Богом или другими сверхъестественными силами.

5.Символы мировых религий

Религиозные символы — условные изображения, обозначающие какую бы то ни было религию.

Слайд 9

Буддизм - Дхармачакра

(санскрит, «колесо дхармы, колесо закона»

Христианство - Крест – объект почитания христиан

Ислам - Полумесяц со звездой – служит символом ислама

6.Буддизм Слайд 11

Наиболее древней мировой религией является буддизм, появившийся в Индии.

Зарождение этой религии буддисты связывают с датой ухода из жизни ее основателя – Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни в VI в. До н.э.

Будда (пробужденный отшельник) собственными усилиями достиг просветления и духовного совершенствования.

Буддизм учит последователей

самоограничению и самонаблюдению

через процесс медитации.

Отказ от желаний в конечном счете и приводит человека к нирване – состоянию покоя и блаженства.

7.Христианство Слайд 11















Христианство (от др.-греч. Χριστός — «Пома́занник», «Месси́я») — мировая религия, возникшая около 33 года в Земле Израильской вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1], развитая в проповедях Его апостолов и учении отцов Церкви.

Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, сын Божий, Бог, ставший человеком, Спаситель человечества.

Христианство – крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2.1 млрд, и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть христианские общины.

8.Ислам Слайд 12

Исла́м (араб. الإسلام‎ — «покорность», «предание себя [Единому] Богу») — самая молодая и вторая по численности приверженцев религия. Число приверженцев — около 2 млрд человек (2022 год).

Ислам возник в VII веке. Основатель ислама — пророк Мухаммед.  Священная книга — Коран. Второй важнейший источник исламского вероучения и права — сунна, представляющая совокупность преданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда. Пять столпов ислама — шахада (исповедание веры), молитва, пост, закят (обязательная милостыня в пользу бедных) и паломничество. В 28 странах мира ислам является государственной или официальной религией.

Язык богослужения — арабский.

Приверженцев ислама называют мусульманами.

9. Работа со статистическими данными.

Задание: Опираясь на данные, представленные в диаграмме, докажите, что буддизм, христианство и ислам являются мировыми религиями











Слайд 13

10. Роль религии в жизни человека и общества. Слайд 14

Религия – это определенное мировоззрение, то есть система принципов, взглядов, идеалов, убеждений. Она помогает найти ответы на «вечные вопросы»: объясняет человеку устройство мира, определяет его место в мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни. Религия дает людям утешение, надежду, опору и духовное удовлетворение. Нередко люди обращаются к религии в тяжелые моменты жизни. Религия представляет своим приверженцам некий нравственный идеал и управляет поведением человека через систему ценностей, моральных установок и запретов. Религия объединяет людей, помогает укреплению государств. Но тот же религиозный фактор может приводить и к разделению, к распаду государств и общества.

11. Свобода совести, свобода вероисповедания. Слайд 15

Часто в связи с отношением человека к религии используют понятия «свобода совести».

Свобода совести – это право на свободу выбора убеждений и мировоззрения.

Человек самостоятельно решает, быть ли ему верующим, последователем той или иной религии, или не исповедовать никакой религии (быть атеистом).

Конституция РФ признает, что в нашей стране все религии равноправны, отсутствует официальная государственная религия.

Статья 28 Конституции РФ

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

IV. Закрепление знаний

Тест

1. Верны ли суждения о религии:

а) религия в нашей стране не оказывает влияния на общество;

б) в современном мире религия не играет важной роли в объединении людей?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Выберите верное высказывание.

1) государственной религией России является православие

2) государственными религиями России являются право¬славие и ислам

3) государственными религиями России являются право¬славие, ислам и иудаизм

4) в России нет государственной религии

3. Как называется обращение человека к Богу, богам, другим ассоциированных с Богом существом?

1) молитва 2) обряд 3) танец 4) традиция

4. Верны ли суждения о религии:

а) религия способна излечить большинство болезней;

б) религия способна избавить человека от одиночества?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Принятие христианства Русью (крещение Руси) произошло 1) в 882 г. 2) в 988 г. 3) в 1058 г. 4) в 1380 г.

6. Перечислите мировые религии_________________________________________________________________

V. Подведение итогов урока.

Слайд 16

Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога.

Религия выполняет важные общественные функции: она формирует картину мира верующих, регулирует их поведение, дает людям утешение и надежду, объединяет людей, способствует накоплению и передачи социокультурного опыта.

Вокруг нас живут люди с разными религиозными взглядами и атеисты (те, кто отрицает существование Бога). Так важно помнить, что все мы – часть общества, живущего на этой прекрасной планете. И чтобы это общество продолжало существовать, нам надо научиться жить в мире.

VI. Рефлексия.

Слайд 18



У вас на столе лежат карточки с вашими фамилиями, вы должны поставить себе две оценки, за работу на уроке - учитывайте свою активность, умение правильно и красиво излагать материал. Вторая оценка за тест.

- Какие формы работы понравились вам больше всего: индивидуальная, групповая, тестирование?

- Что вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было для вас интересным?



VII. Домашнее задание

Слайд 19

  1. §10, учить определения.

2 и 3 на выбор по желанию

  1. Сообщение об основных идеях и символах наиболее распространенных в нашем регионе религий.

  2. Эссе: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т. Харди, английский писатель).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!