СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль родителей в развитии грамматически правильной речи у младших школьников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представлена на родительском собрании обучающихся с ОВЗ, направлена на включение родителей в работу по развитию правильной речи детей, так как у детей с ЗПР - низкий словарный запас, речь страдает аграмматизмами и недостаточно развита. Представлены приёмы развития речи вне школы и домы.

Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в развитии грамматически правильной речи у младших школьников с ОВЗ»

Родительское собрание: «Роль родителей в развитии грамматически правильной речи детей с ОВЗ младшего школьного возраста»   Учитель-дефектолог: Парфёнова Н.Л.   Нефтеюганск 2024 г.

Родительское собрание:

«Роль родителей в развитии грамматически правильной речи

детей с ОВЗ младшего школьного возраста»

Учитель-дефектолог: Парфёнова Н.Л.

Нефтеюганск 2024 г.

Грамматически правильная речь. Какая она? Требования к развитию речи учащихся: Содержательность Логичность Точность Выразительность Ясность Правильность

Грамматически правильная речь. Какая она?

Требования к развитию речи учащихся:

  • Содержательность
  • Логичность
  • Точность
  • Выразительность
  • Ясность
  • Правильность
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.  Для ребёнка хорошая речь –  залог успешного обучения и развития.   Вот почему так важно создавать условия для речевого развития детей

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

  • Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Вот почему так важно создавать условия для речевого развития детей

Что даёт развитая речь? Всестороннее развитие детей Активное общение с окружающими Свободное выражение своих мыслей Уверенность в себе Успешное обучение в школе, овладение грамотой Легко адаптироваться к любой ситуации

Что даёт развитая речь?

Всестороннее развитие детей

Активное общение с окружающими

Свободное выражение своих мыслей

Уверенность в себе

Успешное обучение в школе, овладение грамотой

Легко адаптироваться к любой ситуации

Если у ребёнка неправильная речь: затрудняется взаимоотношения ребенка с людьми; дети замыкаются накладывает тяжелый отпечаток на характер ребенка. Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь школьника.

Если у ребёнка неправильная речь:

  • затрудняется взаимоотношения ребенка с людьми;
  • дети замыкаются
  • накладывает тяжелый отпечаток на характер ребенка.

Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь школьника.

Какие речевые ошибки вы наблюдаете у своих детей?

Какие речевые ошибки вы наблюдаете у своих детей?

Классификация аграмматизмов Морфологический. Заключается в неправильном склонении слов, употреблении предлогов. Синтаксический. Выражается в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов в предложении, сложности составления сложных предложений. Аграмматизмы в связной речи. Проявляются в нечеткой передачи идеи, нелогичности повествования.

Классификация аграмматизмов

  • Морфологический. Заключается в неправильном склонении слов, употреблении предлогов.
  • Синтаксический. Выражается в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов в предложении, сложности составления сложных предложений.
  • Аграмматизмы в связной речи. Проявляются в нечеткой передачи идеи, нелогичности повествования.
Типичные речевые ошибки у детей 1.Неверное склонение имен существительных по падежам : нет кофт ов , фонар ёв ; были в сад е , в таз е   2.Изменение несклоняемых существительных кино, пальто и пр. («в пальт е », «в кин е »).   3.Образование множественного числа определений детенышей животных:  котенки, львенки, ягненки вместо котята, львята, ягнята.   4.Использование неверной формулировки сравнительной степени прилагательных:  простее, тонкее, ярчее .   5.Образование повелительного наклонения глаголов:  ехай, скакай, положь,   вместо  езжай, скачи, клади.   6.  Неправильное построение предложений

Типичные речевые ошибки у детей

1.Неверное склонение имен существительных по падежам : нет кофт ов , фонар ёв ; были в сад е , в таз е 2.Изменение несклоняемых существительных кино, пальто и пр. («в пальт е », «в кин е »). 3.Образование множественного числа определений детенышей животных:  котенки, львенки, ягненки вместо котята, львята, ягнята. 4.Использование неверной формулировки сравнительной степени прилагательных:  простее, тонкее, ярчее . 5.Образование повелительного наклонения глаголов:  ехай, скакай, положь,   вместо  езжай, скачи, клади. 6. Неправильное построение предложений

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕУКЛОННЫЙ РОСТ ЧИСЛА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СЕМЬЯ – ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ РЕБЁНКОМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ КАК СРЕДСТВОМ И ИСТОЧНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВЛЬНОЙ РЕЧИ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕУКЛОННЫЙ РОСТ ЧИСЛА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

СЕМЬЯ – ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

ОВЛАДЕНИЯ РЕБЁНКОМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ КАК СРЕДСТВОМ И ИСТОЧНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВЛЬНОЙ РЕЧИ

Пути формирования  грамматически правильной речи Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленным на предупреждение ошибок. Формирование грамматических навыков на практике речевого общения. Исправление грамматических ошибок.

Пути формирования грамматически правильной речи

  • Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи.
  • Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленным на предупреждение ошибок.
  • Формирование грамматических навыков на практике речевого общения.
  • Исправление грамматических ошибок.
Направления развития речи Работа над словом Работа над словосочетанием и предложением Работа над связной речью

Направления развития речи

Работа над словом

Работа над словосочетанием и предложением

Работа над связной речью

Особенности проведения домашних занятий Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет , явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Особенности проведения домашних занятий

  • Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать.
  • Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя.
  • Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет , явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Развиваем грамматически правильную речь на прогулке На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Деревья», «Цветы», «Город», «Времена года», «Транспорт», «Птицы» и др. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми . Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы : шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание . Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную речь на прогулке

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Деревья», «Цветы», «Город», «Времена года», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми . Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы : шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание . Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную речь

на кухне

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: « Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» .

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова . Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.).

Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Приёмы развития речи

Рассматривание и называние тех предметов (отобрать овощи, которые нужны для приготовления щей; найти и назвать предметы, о которых можно сказать «деревянные» и т.д.);

Постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий , которые ребенок видит вокруг (Что делает папа? Что сделала мама?) С

Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предмета м (мяукает —... кошка, собака —... лает и т.д.);

Подбор слов, противоположных по значению (подошел — отошел, улетел — прилетел, высокий – низкий, день- ночь );

Дополнение предложений нужным по смыслу словом (Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?)... хитрая. Папа взял пилу. Он будет пилить дрова (чем?)... пилой.);

Игры на словообразование: стакан из стекла какой – стеклянный, из пластмассы – пластмассовый и т. Д

  • «Сложные слова»: сад разводит – садовод, сам летит - …, снег падает -… и т. д.;
  • « Кто у кого»: у слонихи - …, у тигрицы -…., у коровы -… и т. д.;
  • «Чья голова, чей хвост?»: кошачьи лапы, медвежья морда и т.д.

«Что кому?»: портнихе - …, учителю - …, маляру -… и т. д.;

Нахождение ошибки в предложении и исправление ее. (Осенью на юг надо улетать птицы -— вместо птицам.);

Чтение рассказов, сказов, ответы на вопросы по тексту, пересказ текстов

Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка , но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе ! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
  • Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка , но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе !
  • Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Игры для развития речи с использованием

подручных предметов

У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка.

  • игра-соревнование «Подбери словечко»

Яблоко какое ? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое. Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

  • игра «Нарисуй и заштрихуй»

Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом

  • игра «Вспомни сказку»

В каких сказках упоминаются яблоки ? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

  • игра с союзом «а»

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.

  • игра на правильное использование предлогов: «Положи на.., в, под и т.д»
 В семье для ребенка необходимо создавать такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.  К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.  Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.  Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

В семье для ребенка необходимо создавать такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.

Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.

Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

 В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания. Спасибо за внимание!

В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!