Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребёнка
Счастлив тот, Кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Все мы родом из детства. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд писал: «Все болезни взрослой личности кроются в детских переживаниях».
Детство – это период жизни человека, когда формируются и закладываются предпосылки, необходимые для будущего становления личности, для успешной её реализации.
Промежуток жизни от 0 до 7 лет накладывает отпечаток на период 21 – 28 лет, когда человек, как правило, создаёт семью. То, как действовали мать и отец в отношении ребёнка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми.
От 7 до 14 лет ребёнок начинает активно заявлять о своих возможностях другим людям, кроме своих родителей. Развивается сфера общения, возникает потребность найти своё место среди сверстников. От того, как будет пройден данный этап, зависит успешность профессионального становления (28-35 лет).
Становление системы мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение происходит в период от 14 до21 года и оказывает влияние на время жизни от 35 до 42 лет. Показателем является получение или неполучение удовольствия от профессиональной деятельности.
Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт.
Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.
Что оказывает влияние на эмоциональное неблагополучие ребенка?
1. Факторы социально-культурного характера:
- ускорение темпа жизни;
- дефицит времени родителей;
- недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
- загруженность родителей и невротизация взрослых;
- неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
2. Социально-экономические факторы:
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
3. Социально-психологические факторы:
- дисгармония в семейных отношениях;
- дисгармония в семейном воспитании;
- нарушение в сфере детско-родительских отношений.
Одним из важных инструментов родительского эмоционального воздействия на ребенка являются УСТАНОВКИ. Это система родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Давайте попробуем вспомнить наши высказывания, оценки, определить, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают на ребенка и как их изменить (перефразировать).
«Родительские установки»
Негативные установки | Последствия | Позитивные установки |
Горе ты мое! | Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждения, конфликты | Радость ты моя! |
Нытик, плакса! | Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность. | Поплачь, станет легче! |
Ты копия своего папочки! | Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями. | Папа у нас замечательный! Мама у нас умница! |
Неумейка! Откуда у тебя только руки растут. | Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности. | Попробуй еще раз – и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе. |
Только и можешь, что обижать родителей. | Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна. | Мне очень неприятно – постарайся не поступать так больше. Но я тебя все равно люблю! |
Займись чем- нибудь, отстань. | Отчуждение, озлобленность. | Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся. |
Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами! | Агрессия, капризы, истерика | Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег. |
Уметь услышать ребенка - непростая задача для взрослого. Именно в диалоге рождаются доверие и взаимопонимание.
Одно из основных условий эмоционального благополучая ребенка - психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Портрет психологически здорового ребенка
1. Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
2. Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
3. Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
4. Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
5. Способен к сопереживанию.
6. Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства - доброжелательности к людям.
7. Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Принципы общения с ребенком
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными.
• Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
• Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.
• Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.
• Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
• Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
• Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас.
• Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка;
• Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.