СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребёнка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья   имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт.  Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребёнка»

Роль семьи в сохранении и укреплении  психологического здоровья ребёнка


Счастлив тот, Кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд писал: «Все болезни взрослой личности кроются в детских переживаниях».

Детство – это период жизни человека, когда формируются и закладываются  предпосылки, необходимые для будущего становления личности, для успешной её реализации.

  • Промежуток жизни от 0 до 7 лет накладывает отпечаток на период     21 – 28 лет, когда человек, как правило, создаёт семью. То, как действовали мать и отец в отношении ребёнка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми.

  • От 7 до 14 лет ребёнок начинает активно заявлять о своих возможностях другим людям, кроме своих родителей. Развивается сфера общения, возникает потребность найти своё место среди сверстников. От того, как будет пройден данный этап, зависит успешность профессионального становления (28-35 лет).

  • Становление системы мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение происходит в период от 14 до21 года и оказывает влияние на время жизни от 35 до 42 лет. Показателем является получение или неполучение удовольствия от профессиональной деятельности.


Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт.

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Что оказывает влияние на эмоциональное неблагополучие ребенка?
1. Факторы социально-культурного характера:
- ускорение темпа жизни;
- дефицит времени родителей;
- недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
- загруженность родителей и невротизация взрослых;
- неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
2. Социально-экономические факторы:
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
3. Социально-психологические факторы:
- дисгармония в семейных отношениях;
- дисгармония в семейном воспитании;
- нарушение в сфере детско-родительских отношений.

         Одним из важных  инструментов родительского эмоционального воздействия на ребенка являются УСТАНОВКИ. Это система родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

        Давайте попробуем вспомнить наши высказывания, оценки, определить, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают на ребенка и как их изменить (перефразировать).

«Родительские установки»


Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждения, конфликты


Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего папочки!

Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.

Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у тебя только руки растут.

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.

Попробуй еще раз – и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

Только и можешь, что обижать родителей.

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

Мне  очень неприятно – постарайся не поступать так больше. Но я тебя все равно люблю!

Займись чем-  нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.

Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!

Агрессия, капризы, истерика

Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.

     

 Уметь услышать ребенка  - непростая задача для взрослого. Именно в диалоге рождаются доверие и взаимопонимание.    


Одно из основных условий эмоционального благополучая ребенка - психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

Портрет психологически здорового ребенка
1. Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
2. Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
3. Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
4. Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
5. Способен к сопереживанию.
6. Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства - доброжелательности к людям.
7. Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.





Принципы общения с ребенком
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными.
• Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
• Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.
• Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.
• Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
• Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
• Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас.
• Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка;
• Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!